СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это программа по занимательной математике в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»



Содержание





Паспорт программы

Пояснительная записка

Тематическое планирование

Литература для педагогов
































Паспорт программы





Наименование

программы


Программа «Занимательная математика»



Разработчик

программы


Фомина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов;




Цель

программы



развивать математический образ мышления





Задачи

программы










    1. расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    2. расширять математические знания в области многозначных чисел;

    3. содействовать умелому использованию символики;

    4. учить правильно применять математическую терминологию;

    5. развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    6. уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.





Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

программы


Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.



Принципы программы

  • Актуальность

  • Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

  • Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

  • Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

  • Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

  • Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

  • С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

    • Курс ориентационный

  • Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.


  • Управление реализацией программы осуществляют зам. директора по воспитательной работе.

Основные виды деятельности учащихся


  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы





Основные

исполнители

программы


Учителя начальных классов


Библиотекарь, родители





Пояснительная записка




По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.

Проблема "нераскрытости" детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет "рассмотреть" особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Своевременное выявление одаренности каждого ребенка – одна из самых актуальных задач в начальной школе. Именно поэтому возникла необходимость в создании данной программы кружка углубленной подготовки русского языка и математики через решение задач и выполнение упражнений олимпиадного характера.

Время, которое ребенок проводит на кружковых занятиях, позволяет уделить более пристальное внимание каждому ребенку, а именно:

  • выявить его сферу интересов;

  • определить особенности психофизиологической личности ребенка;

  • развить способности ребенка;

  • помочь ребенку выявить его профессиональные наклонности;

  • поверить ему в свои способности, в свою неповторимость;

  • осознать себя, как личность.

Приемы педагогической аттракции, здесь могут быть самыми разными – от непосредственного прямого воздействия – педагогического управления до педагогической помощи и педагогического сопровождения – метода, который предоставляет больше свободы воспитаннику в его действиях. Занятия в кружке предполагают, что дети в процессе занятий приобретают не только различные навыки, но и получают дополнительные знания по математике и русскому языку.

Для более полной реализации целей и задач образовательной программы используются элементы личностноориентированной модели образования.

Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая деятельность проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.

Программа кружка «Занимательная математика» содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной .

Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы.

Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В основе практической работы лежит выполнение различных логических заданий по математике.

Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.



Тематическое планирование










Тема занятия

Виды деятельности

Формы контроля

Кол-во

часов

Даты


Вводное занятие «Математика – царица наук»




02.09

Как люди научились считать.

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»


1

09.09

Интересные приемы устного счёта.

устный счёт


1

16.09

Решение занимательных задач в стихах.

Работа в группах: инсценирования загадок, решение задач


1

23.09

Упражнения с многозначными числами (класс тысяч.)

работа с алгоритмами


1

30.09

Учимся отгадывать ребусы.

составление математических ребусов

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

1

07.10

Числа-великаны. Коллективный счёт.

решение теста -кроссворда

устный счёт

1

14.10

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

работа с алгоритмом

работа в группах: инсценирования загадок, решение задач

1

21.10

Решение ребусов и логических задач.


самостоятельная работа

работа с алгоритмами

1

28.10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

составление схем, диаграмм

составление математических ребусов

1

11.11

Загадки- смекалки.

составление загадок, требующих математического решения

решение теста -кроссворда

1

18.11

Игра «Знай свой разряд».

работа с таблицей разрядов

работа с алгоритмом

1

25.11

Обратные задачи.


работа в группах «Найди пару»

самостоятельная работа

1

02.12

Практикум «Подумай и реши».

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

составление схем, диаграмм

1

09.12

Задачи с изменением вопроса.

инсценирования задач

составление загадок, требующих математического решения

1

16.12

«Газета любознательных».

проектная деятельность

работа с таблицей разрядов

1

23.12

Решение нестандартных задач.

решение задач на установление причинно-следственных отношений

работа в группах «Найди пару»

1

30.12

Решение олимпиадных задач.

решение заданий повышенной трудности

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

1

13.01

Решение задач международной игры «Кенгуру»

решение заданий повышенной трудности

инсценирования задач

1

20.01

Школьная олимпиада

решение заданий повышенной трудности

проектная деятельность

1

27.01

Игра «Работа над ошибками»

работа над ошибками олимпиадных заданий

решение задач на установление причинно-следственных отношений

1

03.02

Математические горки.

решение задач на преобразование неравенств

решение заданий повышенной трудности

1

10.02

Наглядная алгебра.

работа в группах: инсценирование

решение заданий повышенной трудности

1

17.02

Решение логических задач.

схематическое изображение задач

решение заданий повышенной трудности

1

24.02

Игра «У кого какая цифра»

творческая работа

работа над ошибками олимпиадных заданий

1

03.03

Знакомьтесь: Архимед!

работа с энциклопедиями и справочной литературой

решение задач на преобразование неравенств

1

10.03

Задачи с многовариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

работа в группах: инсценирование

1

17.03

Знакомьтесь: Пифагор!

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

схематическое изображение задач

1

07.04

Задачи с многовариантными решениями.

Работа в парах по решению задач

творческая работа

1

14.04

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

составление знаковых систем

работа с энциклопедиями и справочной литературой

1

21.04

Задачи с многовариантными решениями.

индивидуальная работа

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

1

28.04

Математический КВН

работа в группах

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

1

05.05

Математическая викторина.

работа в группах

Работа в парах по решению задач

1

12.05

Решение логических задач.


составление знаковых систем

1

19.05

Круглый стол «Подведем итоги»

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

индивидуальная работа

1

26.05


Всего

35 ч


























Литература для учителя





  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 2 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

  12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


9