Наименование программы | Программа «Занимательная математика» |
Разработчик программы | Фомина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов; |
Цель программы | развивать математический образ мышления |
Задачи программы | расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; учить правильно применять математическую терминологию; развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Занятия в кружке должны помочь учащимся: усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах. |
Принципы программы | Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Системность Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. |
Основные виды деятельности учащихся | решение занимательных задач; оформление математических газет; участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность самостоятельная работа; работа в парах, в группах; творческие работы |
Основные исполнители программы | Учителя начальных классов Библиотекарь, родители |
По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема "нераскрытости" детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет "рассмотреть" особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Своевременное выявление одаренности каждого ребенка – одна из самых актуальных задач в начальной школе. Именно поэтому возникла необходимость в создании данной программы кружка углубленной подготовки русского языка и математики через решение задач и выполнение упражнений олимпиадного характера.
Время, которое ребенок проводит на кружковых занятиях, позволяет уделить более пристальное внимание каждому ребенку, а именно:
Приемы педагогической аттракции, здесь могут быть самыми разными – от непосредственного прямого воздействия – педагогического управления до педагогической помощи и педагогического сопровождения – метода, который предоставляет больше свободы воспитаннику в его действиях. Занятия в кружке предполагают, что дети в процессе занятий приобретают не только различные навыки, но и получают дополнительные знания по математике и русскому языку.
Для более полной реализации целей и задач образовательной программы используются элементы личностноориентированной модели образования.
Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая деятельность проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.
Программа кружка «Занимательная математика» содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной .
Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы.
Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В основе практической работы лежит выполнение различных логических заданий по математике.
Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
№ | Тема занятия | Виды деятельности | Формы контроля | Кол-во часов | Даты |
-
| Вводное занятие «Математика – царица наук» | | | | 02.09 |
-
| Как люди научились считать. | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | | 1 | 09.09 |
-
| Интересные приемы устного счёта. | устный счёт | | 1 | 16.09 |
-
| Решение занимательных задач в стихах. | Работа в группах: инсценирования загадок, решение задач | | 1 | 23.09 |
-
| Упражнения с многозначными числами (класс тысяч.) | работа с алгоритмами | | 1 | 30.09 |
-
| Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | 1 | 07.10 |
-
| Числа-великаны. Коллективный счёт. | решение теста -кроссворда | устный счёт | 1 | 14.10 |
-
| Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | работа с алгоритмом | работа в группах: инсценирования загадок, решение задач | 1 | 21.10 |
-
| Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | работа с алгоритмами | 1 | 28.10 |
-
| Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | составление схем, диаграмм | составление математических ребусов | 1 | 11.11 |
-
| Загадки- смекалки. | составление загадок, требующих математического решения | решение теста -кроссворда | 1 | 18.11 |
-
| Игра «Знай свой разряд». | работа с таблицей разрядов | работа с алгоритмом | 1 | 25.11 |
-
| Обратные задачи. | работа в группах «Найди пару» | самостоятельная работа | 1 | 02.12 |
-
| Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | составление схем, диаграмм | 1 | 09.12 |
-
| Задачи с изменением вопроса. | инсценирования задач | составление загадок, требующих математического решения | 1 | 16.12 |
-
| «Газета любознательных». | проектная деятельность | работа с таблицей разрядов | 1 | 23.12 |
-
| Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | работа в группах «Найди пару» | 1 | 30.12 |
-
| Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | 1 | 13.01 |
-
| Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | инсценирования задач | 1 | 20.01 |
-
| Школьная олимпиада | решение заданий повышенной трудности | проектная деятельность | 1 | 27.01 |
-
| Игра «Работа над ошибками» | работа над ошибками олимпиадных заданий | решение задач на установление причинно-следственных отношений | 1 | 03.02 |
-
| Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | решение заданий повышенной трудности | 1 | 10.02 |
-
| Наглядная алгебра. | работа в группах: инсценирование | решение заданий повышенной трудности | 1 | 17.02 |
-
| Решение логических задач. | схематическое изображение задач | решение заданий повышенной трудности | 1 | 24.02 |
-
| Игра «У кого какая цифра» | творческая работа | работа над ошибками олимпиадных заданий | 1 | 03.03 |
-
| Знакомьтесь: Архимед! | работа с энциклопедиями и справочной литературой | решение задач на преобразование неравенств | 1 | 10.03 |
-
| Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | работа в группах: инсценирование | 1 | 17.03 |
-
| Знакомьтесь: Пифагор! | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | схематическое изображение задач | 1 | 07.04 |
-
| Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах по решению задач | творческая работа | 1 | 14.04 |
-
| Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | составление знаковых систем | работа с энциклопедиями и справочной литературой | 1 | 21.04 |
-
| Задачи с многовариантными решениями. | индивидуальная работа | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 1 | 28.04 |
-
| Математический КВН | работа в группах | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | 1 | 05.05 |
-
| Математическая викторина. | работа в группах | Работа в парах по решению задач | 1 | 12.05 |
-
| Решение логических задач. | | составление знаковых систем | 1 | 19.05 |
-
| Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | индивидуальная работа | 1 | 26.05 |
| Всего | 35 ч | | | |
| | | | | |
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 2 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал