СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Занимательно о русском языке". Сборник заданий. 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная подборка заданий может использоваться на уроках, на занятиях по внеурочной деятельности, при проведении олимпиад по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«"Занимательно о русском языке". Сборник заданий. 2 класс.»







«Занимательно о русском языке»

Упражнения на развитие интереса к богатству языка

1-2 класс



Составила:

учитель начальных классов

Белоцерковская Марина Николаевна











  1. О словах разнообразных, одинаковых и разных.

А) Нарисуйте предмет, объясните его лексическое значение и составьте с этим словом предложение.

Лук, коса, лисички, кисти, лист.


Вывод: в русском языке есть слова, имеющие несколько значений.

Гвоздики, кружки, замок, белки, стрелки, атлас, мука.


Вывод: от перестановки ударения изменяется значение слова.


Б) Поставьте знак ударения в словах, одинаковых по написанию.

Я мою руки. Мою книгу взяла Маша.

Мы уже выучили уроки. Тропинка уже дороги.

Ирис – мои любимые конфеты. На клумбе расцвёл фиолетовый ирис.

Косит косец , а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит.

На двери замка нет замка.

На гвоздики мы повесили картину. Гвоздики – очень красивые цветы.

В сосновом лесу живут белки. Белки взбили вместе с сахаром.

Ворона меньше ворона.

Я горько плачу. Я плачу за покупку.

Дети рисовали кружки, квадраты. Мы вымыли кружки.

Десять капель микстуры врач прописал больному. Звенит апрельская капель.

Серая ворона чёрного ворона утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны сорок сорок.







2. Большое ли значение имеет одна буква?

А) Послушайте загадки. Найдите в данном наборе слов первую часть отгадки, допишите вторую часть отгадки.

мел - . . . . шест - . . . . . полка - . . . . . . Булька - . . . . .

хорь - . . . угол - . . . . . галька - . . . . . банка - . . . . .

Какое звуковое значение имеет мягкий знак (ь)? Изменяет ли мягкий знак (ь) лексическое значение слова?


Б) Соедините линиями названия предметов с подходящими по смыслу признаками.

каменный угол белый мель

прямой уголь песчаная мел


В) Вставьте нужные буквы в слова, чтобы получились предложения.

(А - Я) Надо начин..ть игру. Мама будет начин..ть пирог яблоками.

Скульптор м. .л глину. Дима ещё очень м..л.

Юра был р..д, что попал в первый р..д.

Приятный запах у м..ты. В спортивном зале тяжёлые м..ты.

(О - Ё) Мяч закатился в самый угол..к. В печке тлел последний угол..к.

Петя н..с портфель. В сильный мороз береги н..с.

В..л – сильное животное. Саша в..л брата в школу.


(Ы - И) Дети пил.. молоко. Лесорубам нужны пил.. .

Зимой в лесу в..ли волки. Птицы на ветках в..ли гнёзда.


(У - Ю) На грядке рос л..к. Осторожно, на дороге л..к.


Г) Игра со словами «Превращения».

Заменяя каждый раз по одной букве, превращай одно слово в другое.

Мышка – м..шка - ..ошка.

Майка - ..айка – ча..ка.

Бант – б..нт - ..инт.

Стог – сто.. – ст..л.

Лень - ..ень – пен.. .

Враг – вра.. - ..рач – гра.. .

Будка – бу..ка – б..лка.


3. Переносное значение слова

Соедините линиями данные имена прилагательные (признаки) с подходящими по смыслу именами существительными (Окончания прилагательных могут изменяться). Объясните лексическое значение полученных словосочетаний.

Золотой: голова, ум, мысли.

Горячий: человек, дело, мысли.

Светлый: голос, руки, сердце, волосы, характер, пора.

Тёмный: пора, человек, сердце.


4. Слова, близкие и противоположные по значению.

К данным словам подберите сначала близкие по значению, а затем противоположные.

Крохотный –

Тёплый -

Свежая (газета) –

Свежий (хлеб) –

Свежий (воздух) -




5. Фразеологизмы – одно из выразительных средств русского языка (особые обороты, устойчивые выражения)

Голова

Человек с головой – умный человек.

Отвечать головой – нести ответственность.

Вскружить голову – вызвать романтические чувства.

Как снег на голову – неожиданно.

Сломя голову – очень быстро бежать.

Голова идёт кругом – растеряться от большого количества дел или предметов.

Нос

Задирать нос – зазнаваться.

Вешать нос – расстраиваться, грустить.

Водить за нос – обманывать кого-либо.

Зарубить на носу – очень хорошо запомнить.

Клевать носом – уснуть, задремать сидя.

Держать нос по ветру – быть внимательным, осмотрительным.

Остаться с носом – быть обманутым.

Глаза

С глазу на глаз – встретиться и поговорить наедине.

Хоть глаз выколи – очень темно, ничего не видно.

Открыть глаза – сказать правду заблуждавшемуся человеку.

Смотреть чужими глазами – не иметь своего мнения.

Глазом не моргнуть – не выдать своего обмана.

Говорить в глаза – сказать человеку правду (обычно своё мнение о нём) лично.

Ухо

Держать ухо востро – быть очень внимательным, осторожным.

Пропустить мимо ушей – не обратить внимание на то, что было сказано.

Покраснеть до ушей – испытать чувство стыда.

Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха.

Развесить уши – быть доверчивым.

Ушки на макушке – очень внимательно слушать.

Язык

Язык без костей – постоянно разговаривающий человек.

Язык проглотить – замолчать, не поддерживать разговор.

Держать язык за зубами – хранить тайну.

Найти общий язык – установить хорошие отношения.

Рука

Всё валится из рук – ничего не получается.

Мастер на все руки – умелый человек.

Взять себя в руки – собраться, настроиться.

Сидеть сложа руки – бездельничать.

Ноги

Встать на ноги – стать самостоятельным, обеспеченным.

Падать с ног – устать.

Путаться под ногами – мешать.

Ног под собой не чуять – спешить, не замечать усталости.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!