«Занимательно о русском языке»
Упражнения на развитие интереса к богатству языка
1-2 класс
Составила:
учитель начальных классов
Белоцерковская Марина Николаевна
О словах разнообразных, одинаковых и разных.
А) Нарисуйте предмет, объясните его лексическое значение и составьте с этим словом предложение.
Лук, коса, лисички, кисти, лист.
Вывод: в русском языке есть слова, имеющие несколько значений.
Гвоздики, кружки, замок, белки, стрелки, атлас, мука.
Вывод: от перестановки ударения изменяется значение слова.
Б) Поставьте знак ударения в словах, одинаковых по написанию.
Я мою руки. Мою книгу взяла Маша.
Мы уже выучили уроки. Тропинка уже дороги.
Ирис – мои любимые конфеты. На клумбе расцвёл фиолетовый ирис.
Косит косец , а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит.
На двери замка нет замка.
На гвоздики мы повесили картину. Гвоздики – очень красивые цветы.
В сосновом лесу живут белки. Белки взбили вместе с сахаром.
Ворона меньше ворона.
Я горько плачу. Я плачу за покупку.
Дети рисовали кружки, квадраты. Мы вымыли кружки.
Десять капель микстуры врач прописал больному. Звенит апрельская капель.
Серая ворона чёрного ворона утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны сорок сорок.
2. Большое ли значение имеет одна буква?
А) Послушайте загадки. Найдите в данном наборе слов первую часть отгадки, допишите вторую часть отгадки.
мел - . . . . шест - . . . . . полка - . . . . . . Булька - . . . . .
хорь - . . . угол - . . . . . галька - . . . . . банка - . . . . .
Какое звуковое значение имеет мягкий знак (ь)? Изменяет ли мягкий знак (ь) лексическое значение слова?
Б) Соедините линиями названия предметов с подходящими по смыслу признаками.
каменный угол белый мель
прямой уголь песчаная мел
В) Вставьте нужные буквы в слова, чтобы получились предложения.
(А - Я) Надо начин..ть игру. Мама будет начин..ть пирог яблоками.
Скульптор м. .л глину. Дима ещё очень м..л.
Юра был р..д, что попал в первый р..д.
Приятный запах у м..ты. В спортивном зале тяжёлые м..ты.
(О - Ё) Мяч закатился в самый угол..к. В печке тлел последний угол..к.
Петя н..с портфель. В сильный мороз береги н..с.
В..л – сильное животное. Саша в..л брата в школу.
(Ы - И) Дети пил.. молоко. Лесорубам нужны пил.. .
Зимой в лесу в..ли волки. Птицы на ветках в..ли гнёзда.
(У - Ю) На грядке рос л..к. Осторожно, на дороге л..к.
Г) Игра со словами «Превращения».
Заменяя каждый раз по одной букве, превращай одно слово в другое.
Мышка – м..шка - ..ошка.
Майка - ..айка – ча..ка.
Бант – б..нт - ..инт.
Стог – сто.. – ст..л.
Лень - ..ень – пен.. .
Враг – вра.. - ..рач – гра.. .
Будка – бу..ка – б..лка.
3. Переносное значение слова
Соедините линиями данные имена прилагательные (признаки) с подходящими по смыслу именами существительными (Окончания прилагательных могут изменяться). Объясните лексическое значение полученных словосочетаний.
Золотой: голова, ум, мысли.
Горячий: человек, дело, мысли.
Светлый: голос, руки, сердце, волосы, характер, пора.
Тёмный: пора, человек, сердце.
4. Слова, близкие и противоположные по значению.
К данным словам подберите сначала близкие по значению, а затем противоположные.
Крохотный –
Тёплый -
Свежая (газета) –
Свежий (хлеб) –
Свежий (воздух) -
5. Фразеологизмы – одно из выразительных средств русского языка (особые обороты, устойчивые выражения)
Голова
Человек с головой – умный человек.
Отвечать головой – нести ответственность.
Вскружить голову – вызвать романтические чувства.
Как снег на голову – неожиданно.
Сломя голову – очень быстро бежать.
Голова идёт кругом – растеряться от большого количества дел или предметов.
Нос
Задирать нос – зазнаваться.
Вешать нос – расстраиваться, грустить.
Водить за нос – обманывать кого-либо.
Зарубить на носу – очень хорошо запомнить.
Клевать носом – уснуть, задремать сидя.
Держать нос по ветру – быть внимательным, осмотрительным.
Остаться с носом – быть обманутым.
Глаза
С глазу на глаз – встретиться и поговорить наедине.
Хоть глаз выколи – очень темно, ничего не видно.
Открыть глаза – сказать правду заблуждавшемуся человеку.
Смотреть чужими глазами – не иметь своего мнения.
Глазом не моргнуть – не выдать своего обмана.
Говорить в глаза – сказать человеку правду (обычно своё мнение о нём) лично.
Ухо
Держать ухо востро – быть очень внимательным, осторожным.
Пропустить мимо ушей – не обратить внимание на то, что было сказано.
Покраснеть до ушей – испытать чувство стыда.
Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха.
Развесить уши – быть доверчивым.
Ушки на макушке – очень внимательно слушать.
Язык
Язык без костей – постоянно разговаривающий человек.
Язык проглотить – замолчать, не поддерживать разговор.
Держать язык за зубами – хранить тайну.
Найти общий язык – установить хорошие отношения.
Рука
Всё валится из рук – ничего не получается.
Мастер на все руки – умелый человек.
Взять себя в руки – собраться, настроиться.
Сидеть сложа руки – бездельничать.
Ноги
Встать на ноги – стать самостоятельным, обеспеченным.
Падать с ног – устать.
Путаться под ногами – мешать.
Ног под собой не чуять – спешить, не замечать усталости.