СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Занимательное сольфеджио"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету " ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СОЛЬФЕДЖИО" разработанная на 3 года обучения

 

Просмотр содержимого документа
«"Занимательное сольфеджио"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств с. Александров-Гай»

Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области









ДОПОЛНИЕТЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ЭСТРАДНО – ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА


«ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»



ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПО.02.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА



Рабочая программа по учебному предмету ПО.02.УП.01


ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СОЛЬФЕДЖИО

3 года обучения










Автор-составитель:

Мамонова Нина Сергеевна

преподаватель первой

квалификационной категории







С. Александров-Гай

2016 г.



Занимательное сольфеджио.

Структура программы учебного предмета

1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Методы обучения;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета.

2. Содержание учебного предмета

- Распределение учебного материала по годам обучения;

- Учебно-тематический план;

- Формы работы на уроках сольфеджио.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки.

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы


I .Пояснительная записка


1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

В свете современных требований общеразвивающего образования в сфере искусства возникла необходимость коррекции образовательных программ ДШИ, которые необходимы для получения знаний, не предполагающих дальнейшее профессиональное обучение. Предмет «Занимательное сольфеджио» должен помочь обучающимся в изучении музыкальной грамоты и элементарной теории музыки на основе простого музыкального материала, развить их вокально-интонационные навыки, научить разбираться в строении простых музыкальных форм, активизировать слуховое восприятие музыки, подтолкнуть к музыкальному творчеству. Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области

вокального исполнительства, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации.

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах

искусств, реализующих дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы в области вокального исполнительства. Предмет «Занимательное сольфеджио» теснейшим образом взаимодействует с учебными предметами исполнительской подготовки и историко-теоретической подготовки.

Основная цель уроков «Занимательное сольфеджио» развивать такие музыкальные данные как: слух, память, ритм, помогать выявлению творческих задатков учеников, знакомить с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями уроки «Занимательное сольфеджио» способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.


2. Цели и задачи учебного предмета


Данная программа направлена, прежде всего, на развитие интересов обучающихся, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки вокального исполнительства.


Цели предмета «Занимательное сольфеджио»

- привить интерес к музыке, сформировать музыкальный вкус, расширить кругозор, обогатить интеллект обучающегося лучшими образцами классической и народной музыки, побудить интерес к творчеству;

- развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области теории музыки.

Практическое достижение данных целей возможно при решении следующих

задач предмета «Занимательное сольфеджио».


Задачи предмета «Занимательное сольфеджио»:

- научить музыкальной грамоте;

- развивать музыкальные способности (слух, память, ритм);

- обогатить память обучающегося доступным для него музыкальным материалом;

- научить пользоваться полученными знаниями в области вокального исполнительства;

- сформировать интерес к самостоятельному творчеству.

Воспитать навыки:

-пения мелодий с дирижированием с аккомпанементом преподавателя;

- ансамблевого пения;

- чтения с листа.

Сформировать умения:

- транспонирования мелодий по слуху;

- транспонирования нотного текста;

-записи мелодий по слуху;

- анализа отдельных элементов музыкальной речи;

- анализа произведений на слух и по нотному тексту.

Дать начальные знания в области музыкальной грамотности.

Полученные на уроках « Занимательное сольфеджио» теоретические знания помогают обучающимся в вокальном ансамблевом исполнительстве , а также в изучении других предметов общеразвивающих общеобразовательных программ в области вокального исполнительства.

3. Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета «Занимательное сольфеджио» используются следующие методы обучения:

- Словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- Наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

- Практический (упражнения воспроизводящие и творческие)

- Метод развивающего обучения;

- Проблемно-поисковый метод;

- Метод игровой мотивации (использование дидактических игр);

- Концентрический метод изучения теоретических сведений;

- Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального

опроса).


4. Срок реализации учебного предмета «Занимательное сольфеджио» .

Для обучающихся, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от десяти лет , составляет 3 года.


5. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

«Занимательное сольфеджио».

Продолжительность учебных занятий с первого по третий классы предусмотрена учебным планом и составляет 204 часа, из них 102 часа аудиторных занятий и 102 часа самостоятельных занятий.



Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1 – й год

2 – й год

3 –й год


Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18

16

18

16

18

102

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная нагрузка

32

36

32

36

32

36

204




6. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Мелкогрупповая (от 2 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут, один раз в неделю.



7. Материально-технические условия реализации учебного процесса.

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует

санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета « Занимательное сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Занимательное сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями. Основной учебной литературой по учебному

предмету «Занимательное сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся. Учебные классы, предназначенные для реализации учебного предмета «Занимательное сольфеджио», оснащены фортепиано, звуковоспроизводящим оборудованием (возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.) , учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами), оформлены наглядными пособиями (В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов.


II. Содержание учебного предмета.

Учебный предмет «Занимательное сольфеджио»неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки

интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа

музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для

успешного овладения обучающимися другими учебными предметами (сольное , ансамблевое вокальное исполнительство и другие).

Учебно-тематический план


Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного

материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель

может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой

учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических

традиций.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Первый класс

Вокально-интонационные навыки.

Пение: мажорных гамм, Т5/3, отдельных ступеней, мелодических оборотов типа: V – I, I – V, I – VII – II – I, V – VI – V, I – V – III.

Сольфеджирование и пение с листа.

Пение: несложных песен с текстом, выученных на слух, без и с сопровождением; простейших мелодий с названием звуков, с тактированием в пройденных тональностях в размерах 2/4, 3/4.

Воспитание чувства метроритма.

Работа в размерах 2/4, 3/4. Длительности: восьмые, четвертные, половинные, половинная с точкой. Паузы. Затакт: четвертная, восьмая. Повторение заданного ритмического рисунка на слоги. Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии, а также по ритмическим таблицам и карточкам. Тактирование в размерах 2/4, 3/4. Разучивание и чтение простейших ритмических партитур. Расстановка тактовых черт.

Слуховой анализ.

Определение и осознание на слух: лада, размера, начала с сильной/слабой доли, типов движения мелодии, повышения/понижения звука на полутон. Музыкальный диктант.

Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений. Ритмические диктанты. Запись простых мелодий (2 – 4 такта). Тональности: C, G, F dur. Воспитание творческих навыков.

Досочинение ритмических рисунков, мелодий в пройденных тональностях. Импровизация: мелодий на заданный ритм в пройденных размерах; мелодий на заданный текст. Допевание до тоники.

Теоретический материал.

Понятия: звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки; устойчивость, неустойчивость, разрешение, тоника, Т5/3; мажор, 16 минор, тон, полутон, строение мажорной гаммы, диез, бемоль, бекар. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей; обозначение размера, тактовой черты). Понятие о темпе, размере, тактовой черте, сильной доле, паузе (половинной, четвертной, восьмой). Ритмические длительности: целая, половинная, четвертная, восьмая, половинная с точкой, в размерах 2/4 и 3/4. Тональности C, G, F dur. Затакт: четвертная, восьмая.

Второй класс

Вокально-интонационные навыки.

Пение: мажорных и минорных гамм (3 вида минора); в пройденных тональностях Т53, S53, D53, обращений Т53, устойчивых, неустойчивых звуков с разрешением, пройденных интервалов; пройденных интервалов от звука вверх.

Сольфеджирование и пение с листа.

Пение: выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях; более сложных песен, выученных на слух и по нотам (с текстом или названием звуков); мелодий в пройденных мажорных и минорных тональностях, с движением по звукам Т5/3 и его обращений, включающих интонации пройденных интервалов.

Воспитание чувства метроритма.

Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей; Затакт: восьмая, две восьмые, четверть. Тактирование и работа в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Использование ритмического остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням. Исполнение ритмических партитур с использованием пройденных размеров и длительностей. Расстановка тактовых черт.

Слуховой анализ.

Определение на слух и осознание: лада, интервалов, размера, мелодических оборотов, включающих движение по звукам Т5/3 и его обращений в мажоре и миноре, опевание устойчивых ступеней.

Музыкальный диктант.

Различные формы диктанта (ритмический, устный). Запись выученных мелодий. Письменный диктант (с 17 предварительным анализом) в пройденных тональностях в объёме 4 – 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты. Ритмические группы: шестнадцатые, четверть с точкой и восьмая, целая нота, половинная с точкой, половинная, четвертная в размерах 2/4, 3/4, 4/4; затакт, паузы (четвертная, восьмая).

Воспитание творческих навыков.

Импровизация и сочинение: мелодии на заданный ритм, мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, обращений Т5/3. Допевание до тоники. Запись сочинённых мелодий. Подбор образных ассоциаций к интервалам.

Теоретический материал.

Понятия: разрешение, обращение. Трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд. Главные ступени. Трезвучия главных ступеней (Т, S, D). Тональности: до 2 знаков, минор трёх видов. Интервалы (в тональности и от звука). Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых. Затакт: восьмая, две восьмые, четверть.

Третий класс

Вокально-интонационные навыки.

Пение: гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов; трезвучий главных ступеней с обращениями; ранее пройденных интервалов в тональностях и от звука вверх и вниз; интервалов двухголосно, группами, упражнений на обращение интервалов; мажорного и минорного трезвучий от звука трёхголосно группами; диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических, ритмических оборотов.

Сольфеджирование и пение с листа.

Пение знакомых примеров в пройденных тональностях и размерах с дирижированием (с аккомпанементом педагога и акапелльно). Пение с листа простейших мелодий в пройденных тональностях, с движением по звукам главных трезвучий с обращениями.

Воспитание чувства метроритма.

Ритмические упражнения с использованием пройденных размеров и длительностей: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Умение дирижировать в пройденных размерах. Ритмическое остинато, ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям с использованием пройденных длительностей. Ритмические каноны, двухголосные ритмические партитуры; ритмические диктанты; сольмизация выученных и незнакомых примеров.

Слуховой анализ.

Определение на слух и осознание: интервалов, аккордов, размера, темпа, ритмических особенностей, Т, S, D; мелодических оборотов, включающих движение по звукам главных трезвучий и их обращений.

Музыкальный диктант.

Различные формы устных диктантов. Запись знакомых мелодий по памяти. Письменный диктант в пройденных тональностях в объёме 8 тактов (с предварительным анализом), включающий пройденные мелодические обороты. Ритмические группы: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Воспитание творческих навыков.

Импровизация и сочинение: мелодии на заданный текст или ритм; мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, движением по звукам главных трезвучий; второго голоса к мелодии. Импровизация мелодических фраз в трех видах минора. Допевание до тоники.

Теоретический материал.

Понятия: нота с точкой; параллельные тональности. Тональности мажорные и минорные до 3-х знаков в ключе. Ритмические группы: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Б53, М53: интервальный состав, построение от звука.


Учебно-тематический план по предмету

«Занимательное сольфеджио»


1 класс


п/п

Тема занятий

Количество часов


I четверть


1

Клавиатура, регистры, октавы.

1

2

Нотный стан, написание нот первой октавы

1

3

Написание нот первой и второй октавы

1

4

Длительности четверти , восьмые

1

5

Длительности половинные, целые

1

6

Размер 2/4. Такт. Тактовая черта.

1

7

Сильная и слабая доли

1

8

Понятие лад ,звукоряд, гамма

1

9

Контрольный урок

1


II четверть


10

Тональность C dur

1

11

Тональность C dur. Ступени лада

1

12

Понятия тон /полутон; строение мажорной гаммы

1

13

Понятие вводных звуков; разрешение неустойчивых ступеней.

1

14

Устойчивые и/неустойчивые ступени

1

15

Понятие тонического трезвучия. Разрешение неустойчивых ступеней.

1

16

Контрольный урок

1


III четверть


17

Басовый ключ. Ноты малой октавы.

1

18

Басовый ключ. Ноты большой октавы.

1

19

Знаки альтерации Диез, бемоль, бекар

1

20

Тон-полутон. Строение мажорной гаммы.

2

21

Устойчивые ступени, Т53 в G-dur

1

22

Устойчивые и неустойчивые ступени, Т53 в G-dur

1

23

Понятие паузы. Четвертная, восьмая паузы

1

25

Паузы в размере 2/4

1

25

Затакт в размере 2/4

1

26

Контрольный урок

1


IV четверть


27

Затакт четверть в размере 2/4

1

28

Затакт две восьмые в размере 2/4

1

29

Размер 3/4: количество долей

1

30

Размер 3/4: количество долей, сильная слабая доли

1

31

Тоновое строение мажорной гаммы. F dur

1

32

F dur. Знаки альтерации.

1

33

F dur, G dur, понятие ключевые знаки

1

34

Контрольный урок


35

Итоги года

36



2 класс


п/п

Тема занятий

Количество часов


I четверть


1

Нотное письмо; гамма C dur (повторение)

1

2

C dur . Устойчивые неустойчивые ступени. Размер 2/4. (повторение)

1

3

Строение мажорной гаммы. Знаки альтерации. G dur.

1

4

G dur.. Паузы

1

5

F dur.. Сильная и слабая доля. Затакт в размере 2/4.

1

6

F dur.. Затакт в размере ¾

1

7

Тональности с двумя диезами

1

8

Тональности с двумя диезами

1

9

Контрольный урок

1


II четверть


10

Параллельные тональности. C dur- a moll.

1

11

A - moll: тоновое строение, ступени

1

12

3 Виды минора. Вводные звуки в гармоническом миноре

2

13

G dur – e moll

1

14

Ми минор. 3 вида минора

1

15

Контрольный урок

1



1


IIIчетверть


16

Обращения Т53

1

17

F dur – D dur Т53, Т6, Т64.

1

18

Интервалы: понятие, названия. М.2, б.2

1

19

Интервалы м.3, б3.

1

20

Интервалы ч.1, ч.8

1

21

Интервалы ч.4, ч.5.

1

22

Ритмическая группа четверть с точкой. Транспонирование.

1

23

Ритмическая группа четверть с точкой восьмая в размерах 2/4, ¾

1

24

Размеры 2/4, 4/4 – шестнадцатые в различных сочетаниях

1

25

Контрольный урок

1


IV четверть


26

Главные ступени, главные трезвучия лада в мажоре

2

27

Интервалы М.6, б.6.

2

28

Интервалы м.7, б.7

2

29

Интервалы от звуков

2

30

Интервалы от звуков

2

31

Контрольный урок

1



36







3 класс


п/п

Тема занятий

Количество часов


I четверть


1

Строение мажорных гамм. Главные трезвучия лада. (повторение)

1

2

G dur. Обращение Т53. Главные трезвучия (повторение)

1

3

F dur. Обращение Т53. Главные трезвучия (повторение)

1

4

Интервалы. Количественная и качественная величина. Построение интервалов от звука. Консонансы и диссонансы.

3

5

Затакт в размерах 2/4, 3/4. Паузы.

1

6

Контрольный урок

1


II четверть


7

Обращение интервалов. Построение в ладу.

1

8

Обращение интервалов от звука.

2

9

Б53, М53: интервальный состав. Построение в ладу.

1

10

Б53, М53: интервальный состав, построение от звука

2

11

Контрольный урок

1


III четверть


12

Обращение главных трезвучий лада.

1

13

Главные трезвучия лада с обращениями, разрешениями.

1

14

TSD с обращениями, разрешениями в ладу

3

15

Ритмические группы восьмая две шестнадцатых, две шестнадцатые восьмая.

2

16

Тональности A-dur - fis moll

2

17

Контрольный урок

1


IV четверть


18

Ритмические группы с шестнадцатыми.

2

19

Тональности с тремя бемолями: Es-dur - c-moll

3

20

Интервалы и аккорды от звука

2

21

Обращение интервалов.


22

Контрольный урок

1

23

Повторение пройденного, Пение русских народных песен.

1



36



Требования к уровню подготовки обучающихся


Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, которые должны приобрести обучающиеся к концу каждого года обучения.


Первый класс


Знать понятия: звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки; устойчивость, неустойчивость, разрешение, тоника, Т5/3, аккорд; мажор, минор, тон, полутон, строение мажорной гаммы, диез, бемоль, бекар. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей; обозначение размера, тактовой черты). Понятие о темпе, размере, тактовой черте, сильной доле, паузе (половинной, четвертной, восьмой). Ритмические длительности: целая, половинная, четвертная, восьмая, половинная с точкой, в размерах 2/4 и 3/4. Тональности C , G, F dur. Затакт: четвертная, восьмая, две восьмые.

Уметь правильно дышать и распределять дыхание на музыкальную фразу. Петь песни-упражнения из 1, 2, 3-х звуков. Петь несложные песни с текстом, с сопровождением и без сопровождения от разных звуков в пройденных тональностях. Повторять ритмический рисунок на слоги; простукивать ритмический рисунок исполненной мелодии. Исполнять ритм по записи (нотный текст, ритмические таблицы, карточки); Определять на слух: характер музыкального произведения, лад (мажор, минор), устойчивость или неустойчивость отдельных оборотов, размер, начало с сильной/ слабой доли; различные мелодические обороты, включающие движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков. Запомнить без предварительного пропевания небольшую фразу и воспроизвести её с текстом. Уметь записать знакомую, ранее выученную простейшую мелодию; ритмический рисунок мелодии. Петь мажорные гаммы, в них: Т5/3, отдельные ступени, мелодические обороты типа: V – I, I – V, I – VII – II – I, V – VI – V, I – V – III. Уметь повторить заданный ритмический рисунок на слоги.

Второй класс

Знать понятия: разрешение, обращение. Трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд. Трезвучия главных ступеней (Т, S, D). Тональности: до 2 знаков, минор трёх видов. Интервалы (в тональности и от звука). Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых. Затакт: восьмая, две восьмые, четверть. Пауза целая.

Уметь петь мажорные и минорные гаммы (3 вида минора); в пройденных тональностях Т5/3 с обращениями, главные трезвучия; устойчивые, неустойчивые звуки с разрешением; пройденные интервалы; диатонические секвенции; пройденные интервалы от звука вверх. Петь выученные нотные примеры от разных звуков в пройденных тональностях; более сложные мелодии, выученные на слух и по нотам (с текстом или названием звуков); с листа мелодии в пройденных мажорных и минорных тональностях, с движением по звукам Т5/3 и его обращений, транспонировать выученные мелодии в пройденные тональности; ритмические длительности: четвертная с точкой и восьмая, шестнадцатые, целая нота, половинная с точкой, половинная, четвертная, паузы (целая, половинная, четвертная, восьмая) в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Использовать ритмическое остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням (или музыкальным отрывкам). Уметь записать ритм несложной мелодии, проигранной на фортепиано. Определять на слух лад, интервалы, размер, темп, ритмические особенности, динамические оттенки; мелодические обороты, включающие движение по звукам Т5/3 и его обращения в мажоре и миноре, интонации пройденных интервалов, опевание устойчивых ступеней. Уметь записать диктант (с предварительным анализом) в пройденных тональностях в объёме 4 – 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты. Знать ритмические группы: шестнадцатые, четверть с точкой и восьмая, целая нота, половинная с точкой, половинная, четвертная в 21 размерах 2/4, 3/4, 4/4; затакт, паузы (четвертная, восьмая). Импровизировать: мелодии (песни) на заданный ритм; мелодии (песни) на заданный текст. Сочинять: мелодические варианты фразы, предложения; мелодий с использованием обращений Т5/3. Подбирать бас к мелодии. Подбирать второй голос к заданной мелодии с использованием пройденных интервалов. Записать сочинённую мелодию.

Третий класс

Знать: трезвучия главных ступеней с обращениями; транспорт, канон, секвенция, предложение; нота с точкой; параллельные тональности. Тональности мажорные и минорные до 3-х знаков в ключе. Ритмические группы: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая, половинная с точкой в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Уметь петь гаммы, отдельные ступени, мелодические обороты; Т5/3 главных ступеней с обращениями; ранее пройденные интервалы в тональностях и от звука. Петь мелодии с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами; с листа простейшие мелодии в пройденных тональностях, с движением по звукам трезвучий ( Т, S, D) с обращениями; транспонировать выученные мелодии в пройденные тональности. Ритмические группы: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Уметь воспроизвести ритмическое остинато, ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям с использованием пройденных длительностей. Записать знакомую мелодию по памяти, диктант в пройденных тональностях в объёме 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты. Импровизировать и сочинять мелодию на заданный текст или ритм; ответное предложение в параллельной тональности. Запомнить и записать сочинённую мелодию. Спеть выученную мелодию с аккомпанементом. Определять на слух пройденные интервалы и аккорды (Б53, М53).



Формы работы на уроках

«Занимательное сольфеджио»


Основные формы работы и виды заданий на уроках «Занимательное сольфеджио» служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков, сольфеджированию, ритмические упражнения, слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения.


Вокально-интонационные навыки.

Одной из необходимых форм работы на уроках «Занимательного сольфеджио» являются вокально-интонационные упражнения (пения гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и слухового анализа.

Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках «Занимательное сольфеджио».

При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато). Как и при сольфеджировании большую роль играет тональная настройка.

На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада, в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т.д.

Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада можно использовать числовой показ ступеней пальцами рук, пение ступеней по таблицам, карточки с римскими цифрами, обозначающими порядковый номер ступени и т.д.

В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании.

Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука.

Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из народных и детских песен.


Сольфеджирование и пение с листа.

Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.

Работа в этом направлении должна вестись в течении всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в начале – выученных на слух мелодий, а в дальнейшем – незнакомых мелодий, песен). При этом педагог должен обращать внимание на правильность и четкость дирижерского жеста обучающегося.

С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на посадку обучающихся при пении.

Преподаватель должен ориентироваться на голосовой диапазон обучающихся. Встречаются обучающиеся с ограниченным голосовым диапазоном. Следует систематически работать над его расширением, не перегружая голосовой аппарат. В отдельных случаях целесообразно менять тональность исполняемого произведения, транспонируя его в соответствии с голосовым диапазоном обучающегося.

Наряду с пением без сопровождения необходимо использовать пение песен с текстовым и фортепианным сопровождением.

Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует вводить элементы двухголосных примеров.

Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Это пение по нотам незнакомой мелодии.

Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у обучающегося значительного слухового опыта, ощущение метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.

В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить обучающихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).

В процессе развития навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и выразительного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, следует обучать ученика все время смотреть по нотному тексту как бы вперед и петь без остановок, не теряя ощущения конкретной тональности.

Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. На начальном этапе обучения обучающиеся это делают совместно со своим преподавателем, а в дальнейшем – самостоятельно. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и другие особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации (проговаривания названий звуков в ритме).

При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Примерная форма настройки: педагог играет в данной тональности свободную гармоническую последовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность).

Музыкальные примеры пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые обучающимися мелодические и ритмические обороты. Очень важны художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие.

Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению.

Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.


Воспитание чувства метроритма.

Воспитание чувства метроритма столь же необходимо как и развитие ладово-интонационных навыков.

Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть – «шаг», восьмые – «бег»).

Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторное (простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, исполненного педагогом; простукивание ритмического рисунка, записанного на доске; специальных карточках, по нотной записи; проговаривая ритмического рисунка слогами с тактированием или без него; ритмическое остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т.д.).

Все упражнений предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и продумывать новые. Необходимо помнить, что каждая ритмическая фигура, оборот должны быть прежде всего восприняты эмоционально, затем практически проработаны, и лишь затем дано их теоретическое обоснование.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, но следует делать его самостоятельно. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для обучающегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.

Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.

Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух).

Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха обучающегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить обучающегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания для разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).

Систематическая работа по анализу на слух дает возможность обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой обучающихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте.

Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:

- целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;

- анализ отдельных элементов музыкального языка.

Целостный анализ.

Основная задача этого вида анализа – научить обучающихся слушать музыкальные произведения.

При прослушивании одноголосной мелодии они должны не только эмоционально воспринять ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику ее построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т.д.), узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т.д. и дать всему словесное объяснение.

При анализе многоголосной музыки обучающиеся должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).

Решающую роль при этом играем подбор музыкального материала. Музыкальные произведения, особенно вначале, должны быть небольшими по объему, доступными по содержанию, разнообразными по характеру, стилистическими особенностями.

Желательно максимально использовать произведения, исполняемые обучающимися в инструментальных классах. Одним из обязательных условия для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение музыкальных произведений педагогом. Возможно также использование озвученных пособий и примеров в аудио- записи.

Анализ элементов музыкального языка.

Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения: анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада, мелодических оборотов; ритмических оборотов; интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании, отзвука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях; аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании.

Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на свое значение, не должен превалировать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть целью.

В качестве материала для анализа на слух элементов музыкального языка могут быть использованы как примеры из художественной литературы, так и сочиненные педагогом специальные слуховые упражнения (мелодия с характерными интонационными оборотами, последовательности интервалов и аккордов и т.д.). Желательно, чтобы они были организованы метроритмически, музыкально исполнены.

Музыкальный диктант.

Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.

В работе на диктантом синтезируются все знания и навыки обучающихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введение этой формы работы, а некоторое время (в зависимости от продвинутости группы) заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Успешная запись диктанта зависит также от индивидуальности обучающегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т.д.

Не менее важно для обучающихся разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.

Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Обучающиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут.

Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается обучающимися при определенно числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2-3 раза подряд (обучающиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще несколько раз с интервалом 3-4 минуты.

Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию обучающимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.

Для развития внутреннего слуха следует предлагать обучающимся, в частности для домашней работы, запись знакомой мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.

Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, обучающиеся проверяют тетради друг у друга, один из обучающихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием и т.д.).

Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано.

Воспитание творческих навыков.

Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.

Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, а также развивают слух и наблюдательность.

Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем, упражнения необходимо связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у обучающихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков – пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания обучающихся.

Творческие задания должны быть доступны обучающимся.

Творческую работу можно начинать с 1 класса, но лишь после того, как у обучающихся накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основным видом творчества является импровизация:

- допевание ответной фразы;

- досочинение мелодии на заданный ритмический рисунок;

- сочинение ритмического рисунка на заданный текст.

Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом. Лучшие работы можно использовать в качестве материала для записи диктанта, пения с листа, транспонирования и т.д.


Теоретические сведения.

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть освоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся.

Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодически и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.

Обучающиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, потому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это делается на протяжении всех лет обучения, а окончательно закрепляется и систематизируется в 3 классе.

Предмет «Занимательное сольфеджио» должен нести радость, следует использовать презентации, видео материалы при объяснении нового материала, а также при прослушивании музыкальных произведений. Обучающиеся должны чувствовать себя на уроке комфортно, поэтому следует тщательно подбирать материал, который был бы понятен всем , а домашние задания должны быть легко выполнимы. В психологическом аспекте уроки данного предмета должны нести обучающемуся удовлетворение, для этого необходимо всячески поощрять любой успех маленького вокалиста.


III. Требования к уровню подготовки обучающихся


Результатом освоения программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания и знание профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или

ритмические построения;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение

на инструменте, запись по слуху и т.п.).

Результатом освоения программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:

- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения;

- формирование навыков восприятия современной музыки.


Экзаменационные требования

Примерные требования на итоговом экзамене в 3 классе.


Письменно – записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы.

Устно:

- пение пройденных гамм, отдельных ступеней,

- пение пройденных интервалов от звука;

- пение пройденных интервалов в тональности;

- пение пройденных аккордов от звука;

- пение пройденных аккордов в тональности;

- определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов;

- определение на слух последовательности интервалов или

аккордов в тональности;

- чтение одноголосного примера с листа.


IV. Формы и методы контроля, система оценок.


Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса,

установить соответствие достигнутого уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль - осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения обучающегося.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце

каждой четверти. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного

года. Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, тесты для фронтального опроса. В качестве более глубокой проверки знаний рекомендовано использовать такие формы работы, как письменная работа, устные ответы, открытые занятия, участие в конкурсах.

Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения. Устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и ввиде последовательности в тональности, интонационные упражнения:

  • самостоятельные письменные задания – запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания;

  • «конкурсные» творческие задания .

Критерии оценки

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные обучающимся умения и навыки. Индивидуальный подход к обучающемуся может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Для аттестации обучающихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой.

5 («отлично») - содержательный и грамотный устный или письменный ответ с верным изложением фактов.

4 («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок.

3 («удовлетворительно») - устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.

2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного

ответа неверна.

Музыкальный диктант

Оценка 5 (отлично) – музыкальный диктант записан полностью без ошибок

в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны

небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей .

Оценка 4 (хорошо) – музыкальный диктант записан полностью в пределах

отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3ошибки в

записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.

Оценка 3 (удовлетворительно) – музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено

большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины).

Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину.


Сольфеджирование, интонационные упражнения,

слуховой анализ

Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.

Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, не владение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.









V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для детей:

1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1 – 2 классов ДМШ. М., 1975

2. Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 1 класса ДМШ. М., 1992

3. Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 2 класса ДМШ. М., 20

4 Давыдова Е. Сольфеджио: учебник для 3 класса ДМШ. М., 1996

5. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1-2 класс. – М., 2008.

6. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М., 2006.

7. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М., 2006. 8.Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио: часть 1, М., 1990

9. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио: часть 2, М., 199041

10. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём: Учебник для 1 класса ДМШ. М., 1990


Литература для преподавателя:


1. Андреева М. От примы до октавы, ч.1 М., 1976

2. Андреева М. От примы до октавы, ч. 2. М., 1976


3. Вахромеев, В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – Минск, 2005.

4. Воспитание музыкального слуха. Под редакцией Агажанова А. М., 1987.

5. Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса. М., 1991.

6. Далматов Н., Музыкальный диктант. М., 1972Ежикова Т. Одноголосные диктанты (7 класс ДМШ). М., 1997.

7. Кирюшин В.В. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного музыкального слуха. М., 1992.

8. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л., 1988.

9. Русяева. Одноголосные диктанты (1–5 классы ДМШ). М., 1992.

10. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1961.

11. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М., 1973.

12. Вахромеев В. «Музыкальные диктанты» М., 1975 г. 13. Лехина Л. Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких. Учебно-

игровое пособие. – М.: Классика-XXI, 2010. – 24 с.

14. Лехина Л. Н. Путешествие в страну интервалов. Учебно-игровое

пособие. – М.: Классика XXI, 2010. – 20 с.

15. Калинина Г. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся

младших классов ДМШ и ДШИ – М.: 2002__ 16. Русяева И. Упражнения по слуховому анализу.-М..1998

17. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких.

18. Калугина М., Халузбарь П. Воспитание творческих навыков на

уроках сольфеджио. Методическое пособие для ДМШ.- М.,

19. Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха». М., 1996 г.

20. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. – М. «Престо» 2003