С. М. Занько, учитель русского языка и литературы средней школы № 2 г. Ганцевичи Брестской облает
Внеклассное мероприятие
Литературный калейдоскоп «Путешествие в XIX век»
Цели: углубить знания учащихся об эпохе блистательного XIX века, расширить представления об особенностях культуры того времени; развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности, умение работать в группе; воспитывать уважение к национальным традициям, формировать у учащихся эстетический вкус, прививать любовь к литературе и искусству.
Оформление: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2. Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии.
Ведущий 1. Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в историю русской культуры и литературы.
Ведущий 2. Блистательный XIX век — один из самых прекрасных веков истории! Именно в XIX веке Россия подарила миру таких гениев, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев и многие другие.
Ведущий 1. Когда мы называем этих великих гениев, перед нами возникают образы их литературных героев, таких как Чацкий, Татьяна Ларина, Пётр Гринёв, Маша Миронова, Мцыри... Все они являются воплощением тех качеств, которые были присущи многим людям того времени: честность, благородство, порядочность, милосердие, доброта, смелость.
Ведущий 2. Чистота нравов и помыслов, робкие взгляды влюблённых на балах и светских раутах, первое прикосновение рук — всё это отличает XIX столетие от нашего века высоких технологий и скоростей, века, в котором романтике места часто не находится.
Ведущий 1. Мы приглашаем вас совершить путешествие в это блистательное столетие: заглянуть в литературный салон, побывать на великосветском балу, посетить известные дворянские усадьбы, перелистать альбом барышни XIX века, стать участником дуэли и званого обеда.
Ведущий 2. Надеемся, что вам будет интересно погрузиться в пушкинское время, а наше мероприятие поможет по-новому взглянуть на литературный быт XIX века и подготовит вас к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.
Раунд 1. «Литературный салон»
Ведущий 1. XIX век... Его ещё называют «золотым веком» русской культуры. Именно в начале этого столетия в России произошёл мощный взлёт литературы, музыки, живописи, философии. В дворянской среде были популярны литературно-музыкальные салоны.
Ведущий 2. Итак, салон. Устаревшее французское слово салон означает художественный кружок избранных лиц в частном доме. В первой половине XIX века салон был символом российской культуры. Это была самая распространённая форма общественной жизни. В стенах аристократических гостиных элита наслаждалась живописью, музыкой, литературой, игрой в домашних спектаклях. Здесь наряду с государственными обсуждались и личные проблемы, а развлечения сочетались с серьёзными беседами.
Ведущий 1. В объявленный день без специального приглашения сходилась определённая группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Ни карт, ни застолья такие собрания не предусматривали.
Ведущий 2. Традиционно салон формировался вокруг женщины — она вносила дух интеллектуального кокетства и изящества, которые создавали непередаваемую атмосферу салона. Например, у госпожи Лаваль по средам принимали членов дипломатического корпуса и лиц из высшего общества. Бывал у неё и Пушкин. Здесь он читал ещё не напечатанную драму «Борис Годунов».
Ведущий 1. Самым знаменитым в Москве был салон Волконской. Княгиня Зинаида Волконская, будучи писательницей, композитором, певицей, собирала в своём доме в определённый день недели вместе с представителями высшего света писателей, поэтов, художников, журналистов. Княгиня умела организовать вечер так, чтобы всем казалось, будто это сплошная импровизация.
Ведущий 2. Каждый дом, в котором собирались интересные люди, отличался порядком проведения вечера. Так, к Е. А. Карамзиной гости съезжались к 10 часам вечера, а разъезжались в 2-3 часа ночи. Здесь говорили по-русски, а не по-французски. Мы узнаем салон и его милую хозяйку в черновых строфах «Евгения Онегина».
Ведущий 1.
В гостиной истинно дворянской
Чуждались щёгольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал её ушей
Живою странностью своей...
Ведущий 2. Изредка салоны носили исключительно развлекательный характер. На них отсутствовал светский этикет и, следовательно, были широко распространены светские забавы: шарады, каламбуры, сопровождавшиеся составлением остроумных рифм, спектакли, где постановку и роли в них осуществляли сами члены салона.
Ведущий 1. Мы приглашаем всех заглянуть в один из модных литературных салонов. Нынче новая игра. Фанты и буриме, право же, надоели. Сегодня играем в двустишия. Вашему вниманию будет предложена строчка из классического стихотворения поэтов XIX века. Эту цитату необходимо творчески преломить во второй, уже своей собственной строчке. Например:
По улицам слона водили (И. Крылов). На нём рекламу разместили.
Ведущий 2. Однажды в студёную зимнюю пору (Н. Некрасов)
Тепло отключили. И дали не скоро.
Команды выбирают карточки с цитатами.
Я пришёл к тебе с приветом... (А. Фет.)
Три девицы под окном... (А. Пушкин.)
Мороз и солнце. День чудесный (А Пушкин).
Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин.)
Скажи-ка, дядя, ведь недаром... (М. Лермонтов.)
На выполнение задания даётся две минуты.
Учитель. Огромное спасибо нашим участникам, а мы продолжаем путешествие.
Раунд 2. «Литературная дуэль»
Ведущий 1. Жизнь — самое ценное и дорогое, что есть у человека. А как прожить эту жизнь, каждый решает сам. Судьба часто испытывает людей, ставит их перед выбором — поступать по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести ещё мучительнее. «Береги честь смолоду», — гласит русская пословица.
Ведущий 2. «Честь дороже всего», — провозгласил XIX век свой главный моральный принцип. Дворянин, лишившийся чести, в глазах общества становился изгоем. Поэтому честью дорожили сильнее, чем жизнью. Если честь имела столь большое значение в жизни дворянства, то понадобился и инструмент для её восстановления. Таким инструментом стала дуэль, или поединок чести, как ещё её называли.
Ведущий 1. Дуэль в дворянском обществе — вооружённая борьба двух противников в присутствии секундантов как способ защиты собственной чести. Прежде всего, следует подчеркнуть, что дуэль подразумевала наличие строгого и тщательного ритуала, что и отличало её от убийства. Все русские правители запрещали поединки чести. Но дуэли продолжали происходить вопреки закону государственному — по законам дворянской чести.
Ведущий 2. Широко известно, что дуэль пришла в Россию с Запада, но претерпела некоторые изменения, приобрела русский колорит. Для России поединок чести значил гораздо больше, чем просто выяснение отношений с использованием смертельного оружия. Дуэль стала универсальным средством решения любых проблем.
Ведущий 1. Дуэль начиналась с вызова. Этому, как правило, предшествовало столкновение, в результате которого сторона считала себя оскорблённой и в качестве таковой требовала удовлетворения (сатисфакции). С этого момента противники не должны были вступать ни в какое общение, это брали на себя секунданты, обычно по два с каждой стороны.
Ведущий 2. Роль секундантов сводилась к следующему: как посредники между противниками, они, прежде всего, обязаны были приложить максимальные усилия к примирению. Даже на поле боя секунданты предпринимали последнюю попытку к примирению. Если таковое оказывалось невозможным, они составляли письменные условия и тщательно следили за строгим исполнением всей процедуры. Секундант определяли место и время поединка, приобретали и проверяли дуэльные пистолеты (лучшими в пушкинское время считали пистолеты парижского оружейника Лепажа). Обязательным условием дуэли являлось одинаковое оружие у противников. Надо было ещё позаботиться о карете — достаточно вместительной, чтобы довести раненого, и о враче. Учитывая запреты на дуэль и уголовную ответственность, это было делом нелёгким.
Ведущий 1. Условия дуэли могли быть разными. Противники договаривались об обмене двумя или тремя выстрелами, или, чаще всего, дуэль продолжалась «до первой крови». В таком случае достаточно было слегка оцарапать противника — и кровь смывала оскорбление. Запрещалось стрелять в упавшего противника. Опоздание дуэлянтов допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех его участников.
Ведущий 2. Дуэли в России отличались исключительной жестокостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочерёдно спиной у края пропасти, чтобы противник ни в коем случае не остался в живых. При таких условиях нередко погибали оба противника. Бывали дуэли с одним только заряженным пистолетом.
Ведущий 1. Любая дуэль была в России уголовным преступлением и становилась предметом судебного разбирательства. Суд, следуя букве закона, приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая в дальнейшем для офицеров чаще всего заменялась разжалованием в солдаты с правом выслуги (перевод на Кавказ давал возможность быстрого получения офицерского звания). Впрочем, такой человек «с историей» выглядел героем.
Ведущий 2. Русская дуэль была жесточе и смертоноснее европейской не потому, что ценность человеческой жизни представлялась здесь меньшей, чем в Европе. Россия обладала совершенно иной культурой регуляции человеческих отношений. Широко представлена галерея поединков в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого. В этих произведениях можно проследить так называемый феномен русской дуэли.
Ведущий 1. Мы не будем сегодня предлагать вам защищать свою честь с помощью оружия, как это делали в XIX веке, а предлагаем вам сразиться на литературной дуэли.
Учитель. Команды задают друг другу по десять вопросов. На обдумывание ответа времени нет, вы должны отвечать сразу. Каждая команда должна назвать автора произведения. Та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов, и выигрывает дуэль.
Команды выбирают листочки с вопросами, за каждый правильный ответ даётся один балл.
Вопросы для первой команды.
1. «Капитанская дочка». (А. Пушкин.)
2. «Белеет парус одинокий». (М. Лермонтов.)
3. «Зимнее утро». (А. Пушкин.)
4. «Недоросль». (Д. Фонвизин.)
5. «Бежин луг». (И. Тургенев.)
6. «Квартет». (И. Крылов.)
7. «Мцыри». (М. Лермонтов.)
8. «Вечера на хуторе близ Диканьки». (Н. Гоголь.)
9. «Толстый и тонкий». (А. Чехов.)
10. «Крестьянские дети». (Н. А. Некрасов.)
Вопросы для второй команды:
1. «Ася». (И. Тургенев.)
2. «Ревизор». (Н. Гоголь.)
3. «Евгений Онегин». (А. Пушкин.)
4. «Смерть поэта». (М. Лермонтов.)
5. «Хамелеон». (А. Чехов.)
6. «Герой нашего времени». (М. Лермонтов.)
7. «Волк и ягнёнок». (И. Крылов.)
8. «Горе от ума». (А. Грибоедов.)
9. «Мёртвые души». (Н. Гоголь.)
10. «На Волге». (Н. Некрасов.)
Учитель. Огромное спасибо нашим участникам. Жюри подводит итоги, а мы путешествуем дальше.
Раунд 3. «Русская усадьба»
Ведущий 1. В отечественном культурном наследии русской дворянской усадьбе принадлежит особое место. Русская усадьба — это уникальный по своим общественным функциям центр экономической, политической и культурной жизни нескольких поколений.
Ведущий 2. Русская усадьба была притягательна не только красотой своих архитектурных сооружений, тенистых парков, но и проявлением заботы о гостях. Во многих имениях были «дома для гостей» — не что иное, как малые гостиницы, процветал культ русской кухни, здесь были идеальные условия для занятий спортом, охотой.
Ведущий 1. Всякая дворянская усадьба — это в определённой степени музей, поскольку в её стенах столетиями накапливались огромные исторические и художественные ценности — картины, книги, гравюры, мебель, фарфор, семейные архивы. Всё это собиралось веками и бережно хранилось. В барских особняках таились несметные, составленные несколькими поколениями просвещённых людей собрания книг, рукописей, картин, мебели, оружия, фарфора... Настоящие «сельские эрмитажи»!
Ведущий 2. А люди, которые жили в усадьбах! Как много среди них было по- настоящему талантливых писателей, поэтов, композиторов, художников! Да просто честных, порядочных, энергичных людей.
Ведущий 1. Что представляла собой классическая русская усадьба? Прежде всего, для неё выбиралось красивое место, обычно у реки или естественных прудов. На возвышенности главенствовал дом, чаще двухэтажный. Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. По бокам располагались флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами.
Ведущий 2. С одной стороны от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, другие хозяйственные постройки и плодовый сад. С другой стороны обычно возводилась церковь. Рядом устраивался парк: он состоял из прямоугольных посадок деревьев, цветников на небольшом участке вблизи дома; на удалении от дома парк превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи, каскадные пруды с мостиками, располагались павильоны, беседки, скульптуры и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах.
Ведущий 1. А сейчас познакомимся с усадьбами некоторых писателей XIX века.
Ведущий 2. У тургеневской усадьбы непростая судьба — после смерти писателя большинство ценных вещей было разобрано наследниками, а сам дом сгорел. Что-то удалось сохранить благодаря новым хозяевам Галаховым — они заранее вывезли старинную библиотеку и некоторые личные вещи Тургенева. Но в целом усадьба вместе с красивейшим парком пришла в запустение. Предотвратить её дальнейшее разрушение помог юбилей писателя, которому в 1918 году исполнилось бы 100 лет. Советская власть взяла под охрану это место и сделала из него музей. Но сам дом был восстановлен лишь в 1976 году. Именно здесь Иван Тургенев написал «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудин», «Постоялый двор». К писателю в имение наведывались известные современники: Фет, Некрасов, Аксаков и другие.
Ведущий 1. А эта усадьба — настоящая духовная родина главного русского поэта Александра Пушкина. Дворянское имение было подарено императрицей Елизаветой Петровной прадеду Пушкина Абраму Ганнибалу. С 1818 года усадьба принадлежала матери поэта Надежде Осиповне, её знаменитый сын провёл в ней два своих ссыльных года и по-настоящему достиг творческой зрелости. Здесь были написаны несколько глав «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов» и десятки стихотворений. В усадьбе Пушкиных сегодня располагается музей с экспозицией, воссоздающей интерьеры времён поэта. Именно тут следует искать домик няни Пушкина Арины Родионовны.
Ведущий 2. В 1861 году, в год отмены крепостного права, Николай Некрасов приобрёл эту усадьбу для летнего отдыха в деревне — большую резиденцию в стиле классицизма, которой когда-то владел князь Михаил Голицын. Именно здесь Некрасов впоследствии напишет поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также будет работать над главным своим произведением «Кому на Руси жить хорошо». После Гражданской войны в усадьбе разместилось правление совхоза, и только в 40-е годы XX столетия была проведена реставрация и открыт мемориальный музей. Среди экспонатов — первые издания Некрасова, семь книг из его личной библиотеки и журналы, в которых он печатался.
Ведущий 1. Это место в специальных рекомендациях не нуждается — о том, что здесь жил и работал Лев Толстой, знают, пожалуй, даже далёкие от русской литературы люди. Здесь писатель родился, тут же творил, тут же и был похоронен. Главное строение на территории усадьбы — собственно сам дом Толстого, где всё сохранилось так, как было при его жизни: личные вещи, библиотека из 22 тысяч книг. Имение сильно пострадало во время войны и, говорят, чуть не сгорело, но всё же дом удалось спасти.
Ведущий 2. Это одно из самых известных мест в России. Здесь, в небольшой усадьбе XIX века, расположен музей Лермонтова, открытый в 1939 году. В этом имении прошли детские и юношеские годы поэта, тут он встретил свою первую любовь, перенёс смерть матери и разлуку с отцом, начал познавать науку и искусство (у юного Лермонтова была очень хорошая библиотека). Наконец, именно здесь покоится его прах. В числе раритетов, которые хранит музей, личные вещи поэта (трубка, папиросница, шкатулка и другие). Кроме того, здесь представлена главная работа Лермонтова-художника — картина «Кавказский вид близ селения Сиони».
Ведущий 1. Это один из главных чеховских музеев России. Писатель прожил здесь семь лет своей жизни — с 1892 по 1899 год. Здесь находится дом Чехова и тот самый флигель, где была написана знаменитая «Чайка». Рядом — так называемая Аллея любви, по которой частенько прохаживался Антон Павлович. Музей насчитывает 29 тысяч экспонатов, в том числе и картины художников — друзей Чехова: Левитана, Поленова, Серёгина и других.
Ведущий 2. А сейчас ваша задача — соотнести фамилии великих русских писателей XIX века и названия их усадеб.
Н. А. Некрасов. Б. Б. Л. Н. Толстой. В. И. С. Тургенев. Г. А. П. Чехов. Д. А. С. Пушкин. Е. М. Ю. Лермонтов. | Тарханы. Спасское-Лутовиново. Ясная Поляна. Михайловское. Карабиха. 6. Мелихово. |
Ключ: А5, БЗ, В2, Гб, Д4, Е1.
Раунд 4. «Дворянский бал»
Ведущий 1. Дорогие друзья, а сейчас мы познакомим вас с тем, как люди проводили свободное время в том далёком XIX веке. Одним из главных событий для дворян был бал. Балы устраивались с поздней осени и до весны и были главным развлечением богатых и состоятельных людей. «А почему же не летом?» — спросите вы. Летом дворяне жили в деревне, на свежем воздухе и лишь на зиму переезжали в город.
Ведущий 2. Любой бал начинался с приглашений, которые адресаты получали за три недели до праздника и должны были обязательно составить ответ — будут или нет. На небольшие танцевальные вечера приглашения рассылались приблизительно за неделю. Текст приглашения был очень лаконичный: сообщались дата, время и место проведения. Прочие условности отмечались только в исключительных случаях — например, если бал был тематическим и всем надлежало явиться в определённых костюмах.
Ведущий 1 (играет музыка).
Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты.
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты,
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры,
Надеты модные шарфы
На оголённых спинах.
Везде банты и кружева,
Мелькают эполеты,
И знатоки парижских мод
В новинки разодеты.
Зал весь в свечах и зеркалах,
Хрустальный звон бокалов.
Хозяин дома объявил
Раздолию начало...
Ведущий 2. Балы проходили в огромных залах, окружённых с трёх сторон колоннами. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам у стены стояло множество столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Потанцевав минут пять, старики принимались за карты.
Ведущий 1. Балы проводились по определённой, чётко утверждённой в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон празднику задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.
Ведущий 2. Танцы осваивали с раннего детства, с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринуждённость. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали своё дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
Ведущий 1. Полонез, которым открывался бал, длился 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нём участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор».
Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул полонез!
Ведущий 2. Вторым танцем был вальс, о котором Пушкин писал:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Но в то же время вальс — танец романтический и безумный.
Ведущий 1. А вот середина бала, которую все ждали с нетерпением. Мазурка — шлягер своего времени! А всё почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры — показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, её ждали, к ней готовились!..
Вот так об этом писал А. С. Пушкин: Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком...
Ведущий 2. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринуждённый. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы: гавоты, кадрили, польки. Всё зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Ведущий 1. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинён подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий.
Ведущий 2. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашённых артистов или любителей — певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль. Бал — это жизнь в миниатюре. На балу можно было решить политические вопросы, завязать нужные знакомства, сделать первые шаги в карьере. А для~ барышень это была ярмарка невест. Именно поэтому балы имели такую долгую историю.
Ведущий 1.
Вот и окончен бал... погасли свечи...
И на полу остатки конфетти...
Унёс с собой полжизни этот вечер,
Оставив лишь короткое «Прости...».
Устало собирая шлейфом блёстки,
Последний раз по залу я пройдусь...
Всё получилось мимолётно... просто...
И ничего я больше не боюсь...
Учитель. А сейчас мы проведём конкурс «Кот в мешке». Вы должны угадать, что лежит в чёрном ящике. Это предметы, которые непосредственно связаны с великосветским балом и подготовкой к нему.
В «чёрном ящике» находится предмет, с помощью которого модницы и модники бала щеголяли в своих изысканных нарядах. Этот же предмет таит в себе смерть одного страшного персонажа русских народных сказок. (Игла.)
В «чёрном ящике» находится обязательный атрибут интерьера любого бала. В известной загадке о нём сказано так:
Таять может, да не лёд.
Не фонарь, а свет даёт. (Свеча.)
В «чёрном ящике» находится то, без чего нельзя явиться на бал. Он необходим всем приглашённым. Любой бал начинался именно с него. Александр Пушкин в романе «Евгений Онегин» об этом предмете сказал так:
Бывало он ещё в постели:
К нему записочки несут...
Что это за записочки? (Приглашения на бал.)
А этот предмет необходим всем не только на балу, но и обязательно перед балом. Предмет, говорящий правду в лицо. (Зеркало.)
На возвышенных площадках танцевального зала по двум сторонам у стены стояло множество столов, на которых лежали они. Потанцевав минут пять, старики принимались за них. У Пушкина есть произведение, название которого связано с одной из представительниц этого атрибута бала. (Карты. «Пиковая дама».)
В этом ящике лежит аксессуар женского вечернего наряда. Он может быть длинным и покороче, не только женским, но и мужским, и детским. У Жуковского и Лермонтова есть произведения с одноимённым названием (перевод баллады Шиллера, немецкого поэта). (Перчатка.)
Вещь, которая помогала хозяину бала пригласить к себе как можно больше гостей, а гостю дать ответ хозяину. Инструмент для письма в XIX веке, ручка. (Перо.)
Раунд 5. «Званый обед»
Ведущий 1. Усадебный быт сложно представить без хлебосольного гостеприимства хозяев. Застолья всегда были неотъемлемой частью жизни дворянства. На столе присутствовали как заморские блюда, так и исконно русские. Какие же обычаи были приняты во время усадебных обедов и ужинов?
Ведущий 2. В царской России, в противоположность большинству стран Европы, вплоть до конца XIX века, сохранялись социальные различия в питании населения, которые зафиксированы различием меню разных сословий: дворян, духовенства, купечества, крестьянства и рабочих. Меню дворянства отличалось излишеством и смешением блюд русской кухни с блюдами иностранной, в первую очередь французской. Каждый уважающий себя русский барин обязан был держать повара-француза.
Ведущий 1. Помимо этого, многие дворяне выписывали из Парижа кондитерские изделия, которые доставлялись в Петербург и Москву за неделю. А некоторые даже специально ездили в столицу Франции утолить гастрономические потребности. Невольно вспоминается Хлестаков из комедии Гоголя «Ревизор», который убивает наповал городничего сообщением о том, что каждый день на второй завтрак получает из Парижа «дымящийся суп в кастрюльке».
Ведущий 2. Из Франции в Россию пришли такие блюда, как котлеты, компот, суп (уточним, что в русском обиходе было понятие «похлёбка»), пюре, омлет, салат. Кстати, из русской кухни в Европу перешла традиция смены блюд за столом. Например, во французской кухне во время застолья было принято выставлять на стол сразу всё. А это приводило к тому, что горячие блюда успевали остыть, что, безусловно, влияло на вкус пищи. Большое внимание во Франции уделялось красоте поданного блюда, меньше — вкусу. В России же всё было наоборот.
Ведущий 1. Все блюда, входящие в меню французского стола, делились на три вида: антре, антреме и ордевры.
Антре — так назывались главные блюда.
Ордевры — это те блюда, которые подавались отдельно, не в числе главных.
Антреме — это нейтральные по запаху и вкусу промежуточные блюда. Их назначение — отбить запах одной из подач, например, мясной при переходе к рыбной. Обычно это мучные, овощные, грибные блюда. Часто в качестве антреме подавались каши.
Ведущий 2. Любой дворянский бал сопровождался изысканным ужином, точнее сказать, обедом, так как обедом называли приём пищи даже в ночные часы. «Обедали мы ровно в полночь, а беседа и разговоры наши продолжались почти до утра», — читаем мы в одном из воспоминаний. На стол подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т. п. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях.
Ведущий 1. Суеверные хозяева строго следили, чтобы за столом не оказалось 13 человек. Вера в приметы и суеверия была распространена в среде как помещичьего, так и столичного дворянства. Дурным предзнаменованием считалось не праздновать своих именин или дня рождения. Сервировка стола зависела от материального благополучия хозяев. Предпочтение в дворянских домах долгое время отдавалось посуде из серебра. Это объясняется тем, что в России фарфоровая посуда прижилась гораздо позже, чем в Европе.
Учитель. А сейчас задание. Перед вами два отрывка из произведений художественной литературы: 1-й — из «Евгения Онегина» Пушкина, 2-й — из «Мёртвых душ» Гоголя. В этих отрывках вам необходимо найти и подчеркнуть названия блюд и напитков.
Припомним один из эпизодов, описывающих день Онегина (холостого молодого человека из высшего света) в Петербурге:
...К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждёт его Каверин.
Вошёл: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым...
Ещё бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
(Ростбиф — кусок жареной говядины из хребтовой части туши или вырезки.)
В третьей главе «Мёртвых душ» Чичиков случайно попал к помещице Коробочке. Читаем: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки,- пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками...»
Что это за кушанья? (Скородумка — яичница выпускная или глазунья, приготовленная на скорую руку; шанишки — пирожки, название особого рода лепёшек из дрожжевого ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире; пряглы — оладьи; припёк — вкусовая добавка (овощная, мясная или рыбная), намазываемая на изделие перед запеканием; снеток — мелкая рыба, её обычно сушат.)
Для подведения итогов раунда слово предоставляется жюри.
Раунд 6. «Литературный альбом»
Ведущий 1.
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подруги измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены... — читаем мы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Ведущий 2. Что же представлял собой литературный альбом начала XIX века?
Альбом в то время имел очень торжественный и солидный вид: большого размера, с переплётом из обтянутых кожей деревянных
досок, украшенным тиснением, с крупными бронзовыми застёжками. Такие альбомы были лицом семьи — на первой странице рядом с именем владельца было принято изображать семейный герб или девиз. В альбомы записывали стихи популярных авторов, собственные сочинения, а также торжественные посвящения и цитаты из известных произведений.
Ведущий 1. Первоначально составлением альбомов занимались преимущественно мужчины. Впоследствии традиция ведения альбомов окончательно закрепилась за женщинами. Альбом очень скоро стал непременным спутником юных барышень и важным элементом домашней, семейной культуры.
В начале XIX века в моду вошли небольшие, изящно украшенные альбомы, легко помещавшиеся в дамской сумочке.
Ведущий 2. Что же представлял собой альбом уездной барышни XIX века?
Первую страницу оставляли незаполненной, так как существовало мнение, что с открывшим её может случиться несчастье. В начале альбома писали родители и старшие, дальше — подруги и знакомые; последний лист отводился для самых нежных записей: считалось, что там пишут те, кто больше всех любит владелицу альбома. Между листами альбома можно было увидеть засушенные цветы, пряди волос. Произведения, записываемые в альбомы, были по большей части стихотворными: элегии, мадригалы, романсы. Это были произведения как известных поэтов, так и анонимных авторов, но нередко встречались и афоризмы, прозаические отрывки, вырезки из журналов, небольшие рисунки.
Ведущий 1. Альбом уездной барышни XIX века мог содержать:
клятвы в любви до гробовой доски;
восхищения красотой и умом владелицы альбома;
пожелания счастья и любви;
клятвы верности и преданности;
наставления владелице никогда не забывать друзей;
размышления о лукавстве и лицемерии (особенно мужчин);
снисходительные насмешки над альбомными стихами.
Ведущий 2. Традиции рукописного альбома (или, как его теперь называют, «дневник») сохранились и в настоящее время. На сегодняшний день дневник является основной формой письменного общения школьниц 9-14 лет. Это обычно общие или полу общие тетради, куда записываются сокровенные мысли владелицы, стихи, а также песни, пожелания, наставления и многое другое. Став старше и окончив школу, девочки обычно перестают вести такие дневники.
Учитель. Представьте, что перед вами альбом уездной барышни XIX века. В нём находятся отрывки, афоризмы из произведений известных писателей и поэтов. Ваша задача — назвать автора и произведение.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья. (Пушкин. «Евгений Онегин». Письмо Татьяны к Онегину.)
«Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете. Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? и в щеках? и в губах? будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он зацелует меня насмерть». Усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца... Вскрикнула и сурово остановилась перед ним. (Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)
«Счастливые часов не наблюдают». (А. С. Грибоедов. «Горе от ума».)
«Не хочу учиться, а хочу жениться...» (Д. И. Фонвизин. «Недоросль».)
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. в задумчивости не сводил с неё глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала. Только не один любовался хорошенькой княжной: из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца....» (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».)
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь. (А. С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье».)
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали. (В. А. Жуковский. Баллада «Светлана».)
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюблёнными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой всё раше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство! (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письмо Онегина)
Раунд 7. «Модный гардероб»
Ведущий 1. Всмотримся в лица людей, гуляющих по старинным имениям. Как не похожи они на наших современников! Дело в том, что «различные исторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями, событиями, образом жизни людей». Путеводителем в историческое прошлое может стать знакомство с историей костюма.
Ведущий 2. Всё, что связано с костюмом XIX века, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие старинные костюмы и ткани. Мы, современные читатели, знакомясь с произведениями русской классической литературы, сталкиваемся с тем, что многое в произведении так и остаётся для нас неизвестным. И сейчас мы познакомимся с модой, которая господствовала в эпоху XIX века.
Ведущий 1. Начало XIX века характеризуется появлением в искусстве стиля ампир, отличавшегося пышностью, блеском и помпезностью. Мужской повседневной одеждой становится тёмный (коричневый, чёрный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником- стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Головные уборы — высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Распространёнными видами обуви были сапоги и туфли.
Ведущий 2. Дамы наряжались в так называемые «античные» платья. Их шили с высокой талией, от которой ткань ниспадала свободно, образуя лёгкие складки. На несколько дюймов под грудью вокруг тела обвивался в шесть дюймов шириною и сложенный на спине пушистым бантом, вишнёвый, простирающийся до полу и испещрённый маленькими жёлтыми или чёрными звёздочками пояс. Длинное платье по плечам и отчасти по длинным узеньким рукавам убирается коротенькою, слегка струящеюся сорочкою. Снизу украшается оно обшивкою из вишнёвых лент, которая сверху сопровождается лёгким шитьем. На правом плече на золотой цепочке висит небольшой медальон. Палевые (бледно-жёлтые) перчатки. Такого ж цвета башмаки без каблука.
Учитель. Конкурс «Догадайся, что это такое».
Словарь названий одежды, употребляемых в романе «Евгений Онегин»
Боа — женский широкий наплечный шарф из меха или из перьев. Он счастлив, если ей накинет // Боа пушистый на плечо...
Боливар — мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра. Надев широкий боливар, // Онегин едет на бульвар...
Кафтан — старинная русская мужская одежда по фигуре с маленьким воротником или без него. В очках, в изорванном кафтане, II С чулком в руке, седой калмык...
Корсет — широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию. Корсет носила очень узкий...
Тулуп — долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном. Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке...
Кушак — пояс длиной в несколько метров, к которому пристёгивались различные предметы. Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке...
Панталоны — мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки. Но панталоны, фрак, жилет, // всех этих слов на русском нет...
Телогрейка — женская тёплая кофта без рукавов со сборками по талии. С платком на голове седой, // Старушку в длинной телогрейке...
Протокол для жюри
Чепец — женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком. У тётушки княжны Елены // Всё тот же тюлевый чепец...
Шлафор — домашняя одежда, просторный халат, длинный, без застёжек, с широким запахом, подпоясывался шнурком с кистями. И обновила наконец // На вате шлафор и чепец.
Учитель. Наше путешествие, к сожалению, подходит к концу. Мы оставляем позади и дребезжание булыжной мостовой, и многолюдье улиц, и шум и блеск балов, останутся позади и звуки нежных романсов. Останутся позади, но не забудутся. Надеюсь, что вам было интересно погрузиться в пушкинскую эпоху, а наш «Литературный калейдоскоп» помог по-новому взглянуть на культуру _ XIX века и подготовил к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.
Подведение итогов игры. Рефлексия.
Из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА —
ИПЬРТПЕИР —
ЭПВФЭСФПЕ—
ВЮЛГВДЛАЮ —
ЖЗСУУЧЖАЗ —
ОАСАОТАЛО —
ГЦИДВГЦЫД —
Ответ: Будьте всегда счастливы!
Жюри подводит итоги соревнования команд.
Раунд | Команда « » | Команда « » |
«Салон» (сочиняем с классиками). Оценка — по одному баллу за удачную рифму | | |
«Дуэль» (вопросно-ответная форма). Оценка — один балл за каждый правильный ответ | | |
«Усадьба» (соотнеси писателя и название усадьбы). Оценка — по одному баллу за каждый правильный ответ | | |
« Бал». Оценка — один балл за каждый правильный ответ | | |
«Обед» (выбери блюдо). Оценка — 1 б. за каждый правильный ответ | | |
«Альбом». Оценка — по 1 б. за каждый правильный ответ | | |
«Гардероб». Оценка — по 1 б. за каждый правильный ответ | | |