СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заочная экскурсия по заповеднику "Воронинский"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка заочной экскурсии по заповеднику "Воронинский" Тамбовской области познакомит учащихся с историей создания заповедника, его обитателями, в игровой форме расскажет детям о правилах поведения на природе

Просмотр содержимого документа
«Заочная экскурсия»

Методическая разработка заочной экскурсии по заповеднику «Воронинский»


Цель: привлечение внимания учащихся к деятельности ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский»»


Оборудование: атласы Тамбовской области, карточки с загадками, карточки с филвордами, шаблон информационного буклета «Заповедник «Воронинский»


Ход занятия:

Сегодня я предлагаю вам посетить одно из самых красивых мест Тамбовщины. А куда мы отправимся, нам помогут определить загадки:

  1. Определение темы занятия.

  1. Работа в парах «Загадки»

(Дети получают карточки с загадками, пустую карточку и цветные карандаши, для того чтобы нарисовать первую букву разгаданного слова, Приложение 1)

Учащийся выходит к доске, зачитывают свою загадку и крепит на доску нарисованную ими первую букву отгаданного слова.

  1. Беседа:

- Какое слово мы получили, отгадав загадки? (заповедник)

- Что означает слово заповедник?

- От какого слова оно образовалось в русском языке? (заповедь).

  1. Работа с атласом Тамбовской области

Посмотрите на карту Тамбовской области. Есть ли на территории нашей области заповедник? Как он называется?

- Куда же сегодня мы отправимся в путешествие?

- Заполните название в шаблоне буклета (Приложение 2)


  1. История создания заповедника.

Сегодня, мы совершим заочную экскурсию в заповедник «Воронинский» Тамбовской области. Находится заповедник на юго-востоке нашей области в долине реки Ворона, которая и подарила заповеднику название «Воронинский». В этом году заповеднику исполняется 25 лет.

  1. Просмотр видеосюжета «Заповедник «Воронинский». История создания»

(Видеосюжет взят с официального сайта ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский», ссылка на видео http://voroninsky.ru/posts_full/video/video . Видеосюжет длится 10мин. 4 сек, используем видео с 40 секунды до 4 мин. 22 сек.)

- Я предлагаю вам погрузиться в заповедный мир природы заповедника «Воронинский», просматривая сюжет, постарайтесь запомнить главную информацию видеосюжета.

  1. Беседа и заполнение по результатам шаблона буклета.

- С именем какого известного русского ученого-исследователя и путешественника связана история создания заповедника на Тамбовской земле? (Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский)

- Как предполагали назвать заповедник в начале XX столетия? (Уремный)

- Что помешало созданию заповедника на территории Тамбовщины в начале XX столетия? (исторические события: Октябрьская революция, Гражданская война, Великая Отечественная война и др.)

- Когда был создан в Тамбовской области заповедник «Воронинский»? (12 августа 1994 года)

- Кто принимал активное участие в создании заповедника «Воронинский» на Тамбовской земле? (специалисты Тамбовского педагогического института, областного краеведческого музея, областного комитета по охране природы)

  1. Заполнение шаблона буклета «Заповедник «Воронинский» (Приложение 2)


  1. Игра «Заповедный лабиринт «Обитатели заповедника «Воронинский»» (Приложение 3)

Работа в группах

Учащимся раздаются карточки-филворды, в которых зашифрованы названия представителей флоры и фауны заповедника «Воронинский», предлагается расшифровать названия растений и животных (название видов, занесенных в Красную книгу, написаны на красном фоне, внесенных в Красную книгу Тамбовской области, на алом, первые буквы в названии закрашены зеленым цветом). После группового обсуждения и расшифровки филвордов, ученики называют представителей флоры и фауны заповедника и вносят их названия на соответствующую страницу шаблона буклета.


  1. Заочная экскурсия по природным объектам заповедника «Воронинский»

Видеосюжет «Природные объекты заповедника «Воронинский».

(Видеосюжет взят с официального сайта ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский», ссылка на видео http://voroninsky.ru/posts_full/video/video . Видеосюжет длится 7мин. 44 сек, используем фрагменты с 10 сек. до 40 сек. и 2мин. 08 секунд до 7 мин. 19 сек.)

- Вот такую красоту вы можете увидеть, посетив государственный природный заповедник «Воронинский», сотрудники заповедника также могут предложить экскурсии по визит-центру и музею природы, водный туристический маршрут по реке Ворона.

  1. Правила поведения на природе

- Для чего создаются особо охраняемые природные территории: заповедники, заказник и национальные парки? (ответы ребят)


1) Работа с текстом

-Животные и растения страдают не только от заводов и от браконьеров, а даже от обычных людей. Безответственные туристы оставляют очень много мусора и причиняют вред природе. Прочитайте рассказ (Приложение 4), который лежит у вас на партах (чтение вслух текста):


Дело было летом. Как-то группа школьников отправилась отдыхать на реку. И шли они через лес. По дороге им попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто-то срезал их ножом, кто-то вырывал с корнем и клал в корзинку. Потом школьники остановились на привал. Быстро наломали веток и разожгли костер, сварили обед. Ребята отдохнули и отправились дальше в путь, а мусор - консервные банки, полиэтиленовые пакеты выбросили в кусты. Когда они уходили с места привала – им подмигивали догорающие угольки.

На лесной полянке они нашли маленького ежика, школьники решили, что мама его бросила, и забрали с собой. А проползающую змею ударили палкой, решив, что это гадюка. А это оказался безобидный уж.


- Скажите, правильно ли дети вели себя на природе?

- Какие ошибки совершили школьники? (ответы детей)


2) Игра «Да-Нет-ка»

Слушайте внимательно, если вы согласны с утверждением – говорите «да», если не согласны – «нет».

  • Мы природу охраняем? (да)

  • Всех зверей оберегаем? (да)

  • Мусор мы кругом бросаем? (нет)

  • И деревья мы ломаем? (нет)

  • Птицам делаем кормушки? (да)

  • Ловим разных мы зверушек? (нет)

  • Речки чистим берега? (да)

  • Мы природе ведь друзья? (да)

- Заполните страницу буклета «Правила поведения на природе»


  1. Рефлексия

Наша заочная экскурсия подошла к концу, я предлагаю вам вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и составить синквейн на тему «Заповедник «Воронинский»»

Заповедник «Воронинский»

единственный, природный

Знакомит, защищает, просвещает

Особо охраняемая природная территория

Тамбовская краса!

Надеюсь, наше заочное путешествие вам понравилось, и вы обязательно посетите этот заповедный край в будущем. Все реквизиты заповедника у вас есть в информационном буклете.




Приложение 1

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы!


Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту


Этот зверь не кровожадный

Хоть медведь, но травоядный.

Сядет, где-нибудь на сук

И жует себе бамбук


Хищная она. Большая!

Каждый птицу эту знает.

Клюв крючком и гордый взор –

Колорит степей и гор


Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.



Дерево – Ёж

Носит платье клёш




Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор.



На реке живёт один

Очень странный господин.

Между рыбами чудак,

Всё он делает не так:

В холода ему не спится,

Ищет, чем бы поживиться,

А в жару, как нелюдим,

Под корягой спит…


Звонко песенки поет

Желтогрудка-крошка.

И за крик всегда зовут

Ее – лесная кошка


Под водой - змея таится,

Над водой - краса девица

В блузке белоснежной,

Близ травы прибрежной.





Приложение 2.


к

у

л

и

к-

с

о

р

о

к

б

я

р

д

я

е

е

м

з

а

ч

ы

л

ь

м

и

н

о

г

а

и

в

о

к

ь

л

о

х

у

х

к

р

у

с

с

к

и

й

в

ы


Приложение 2.


ф

и

л

и

н

к

а

б

а

н

к

о

с

у

л

я

ь

с

о

л

м

н

е

м

о

з

и

н

а

к

р

о

г

а

к

н

и

ш

в

у

и

ц

в

е

т

н

о

р

к

а


Приложение 2.


к

в

я

з

а

з

е

р

е

б

л

ь

т

с

о

л

о

м

и

ж

е

п

о

д

о

р

о

ж

н

и

н

е

с

я

а

н

с

о

с

к

ь

н

ч

и

с

т

о

т

е

л



История создания

заповедника «Воронинский»


В 1902 году в книге «Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Том 2» ______________________

_______________ писал:

«Очень хорошо сохранились лиственные леса по реке Ворона, состоящие преимущественно из дуба, осины, ивы, березы, клена, чернокленника, ясеня. Вся эта урема сохранила в лучших своих местах и доныне свою первобытную, почти девственную красоту, несмотря на то, что вдоль реки по её притокам расположены очень людные селения».

В 1916 году сын Петра Петровича — Вениамин Петрович. Семёнов-Тян-Шанский подготовил проект организации заповедника “Уремный” по берегам реки Ворона с целью сохранения уникальных нагорных и байрачных лесов.

В 1989 году инициативная группа, состоявшая из специалистов Тамбовского педагогического института, областного краеведческого музея, областного комитета по охране природы обосновала место расположения и границы современного заповедника.

Государственный природный заповедник "Воронинский" Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ на площади 10819га был создан Постановлением Правительства РФ от ___________________________ № 931

(Дата создания)


Памятка

«Правила поведения на природе»

  1. __________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________

  4. __________________________________________________________________

  5. __________________________________________________________________

  6. __________________________________________________________________

  7. __________________________________________________________________


Синквейн

Воронинский заповедник

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Словарь:

Заповедник - участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс.

Урема - это особый, труднопроходимый пойменный лес.

Фауна - исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определённой территории.

Флора - исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории



Информационный буклет


Федеральное государсвенное

бюджетное учреждение


«Государственный природный

____________________________

(название)

_____________________________














Почтовый адрес: 393310 Тамбовская область, Инжавинский район, п. Инжавино,

ул. Братская 23

Адрес сайта: http://voroninsky.ru/

E-mail: [email protected]

Телефоны для заказа экскурсий:

8 (47553) 2-78-05,  8 (47553) 2-75-86

Типичные представители флоры и фауны заповедника «Воронинский»


Флора заповедника «Воронинский»: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вид на заповедник с Барской горы


Фауна заповедника «Воронинский»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Растения и животные Красной Книги, встречающиеся на территории

заповедника «Воронинский»


__________________________________

_______________________________________


________________________________



_______________________________________




__________________



__________________


____________________________


___________________

Растения и животные Красной Книги Тамбовской области




________________________



_________________




_________________

________________


_______________

_______________



_________________



________________




__________________




_________________

Приложение 4


Дело было летом. Как-то группа школьников отправилась отдыхать на реку. И шли они через лес. По дороге им попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто-то срезал их ножом, кто-то вырывал с корнем и клал в корзинку. Потом школьники остановились на привал. Быстро наломали веток и разожгли костер, сварили обед. Ребята отдохнули и отправились дальше в путь, а мусор - консервные банки, полиэтиленовые пакеты выбросили в кусты. Когда они уходили с места привала – им подмигивали догорающие угольки.

На лесной полянке они нашли маленького ежика, школьники решили, что мама его бросила, и забрали с собой. А проползающую змею ударили палкой, решив, что это гадюка. А это оказался безобидный уж.


Просмотр содержимого презентации
«презентация »

Отгадай загадку Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы!

Отгадай загадку

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы!

Отгадай загадку Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту

Отгадай загадку

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту

Отгадай загадку Этот зверь не кровожадный Хоть медведь, но травоядный. Сядет, где-нибудь на сук И жует себе бамбук

Отгадай загадку

Этот зверь не кровожадный

Хоть медведь, но травоядный.

Сядет, где-нибудь на сук

И жует себе бамбук

Отгадай загадку Хищная она. Большая! Каждый птицу эту знает. Клюв крючком и гордый взор – Колорит степей и гор.

Отгадай загадку

Хищная она. Большая!

Каждый птицу эту знает.

Клюв крючком и гордый взор –

Колорит степей и гор.

Отгадай загадку Серовато, зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет

Отгадай загадку

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет

Отгадай загадку Дерево - Ёж  Носит платье клёш

Отгадай загадку

Дерево - Ёж Носит платье клёш

Отгадай загадку Черный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор

Отгадай загадку

Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор

Отгадай загадку На реке живёт один Очень странный господин. Между рыбами чудак, Всё он делает не так: В холода ему не спится, Ищет, чем бы поживиться, А в жару, как нелюдим,  Под корягой спит…

Отгадай загадку

На реке живёт один

Очень странный господин.

Между рыбами чудак,

Всё он делает не так:

В холода ему не спится,

Ищет, чем бы поживиться,

А в жару, как нелюдим, Под корягой спит…

Отгадай загадку Звонко песенки поет Желтогрудка-крошка. И за крик всегда зовут Ее – лесная кошка.

Отгадай загадку

Звонко песенки поет

Желтогрудка-крошка.

И за крик всегда зовут

Ее – лесная кошка.

Отгадай загадку Под водой - змея таится, Над водой - краса девица В блузке белоснежной, Близ травы прибрежной

Отгадай загадку

Под водой - змея таится,

Над водой - краса девица

В блузке белоснежной,

Близ травы прибрежной

Федеральное государственное бюджетное учреждение  «Государственный природный заповедник «Воронинский»

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Воронинский»

Растения и животные Красной Книги, встречающиеся на территории  заповедника «Воронинский»   Брандушка разноцветная Ковыль перистый

Растения и животные Красной Книги, встречающиеся на территории заповедника «Воронинский»

Брандушка разноцветная

Ковыль перистый

Растения и животные Красной Книги, встречающиеся на территории  заповедника «Воронинский»   Гадюка Никольского Рябчик русский Змееяд

Растения и животные Красной Книги, встречающиеся на территории заповедника «Воронинский»

Гадюка Никольского

Рябчик русский

Змееяд

Растения и животные Красной Книги, встречающиеся на территории  заповедника «Воронинский»   Кулик-сорока Русская выхухоль Украинская минога

Растения и животные Красной Книги, встречающиеся на территории заповедника «Воронинский»

Кулик-сорока

Русская выхухоль

Украинская минога

Растения и животные  Красной Книги Тамбовской области    Кувшинка белая Колокольчик персиколистный Горицвет весенний (адонис весенний) Купальница европейская Мнемозина

Растения и животные Красной Книги Тамбовской области

Кувшинка белая

Колокольчик персиколистный

Горицвет весенний (адонис весенний)

Купальница европейская

Мнемозина

Растения и животные  Красной Книги Тамбовской области    Скопа Белый аист Европейская норка

Растения и животные Красной Книги Тамбовской области

Скопа

Белый аист

Европейская норка

Схема синквейна Тема Два прилагательных Три глагола Предложение-характеристика Синоним к теме

Схема синквейна

Тема

Два прилагательных

Три глагола

Предложение-характеристика

Синоним к теме

Заповедник «Воронинский» единственный, природный Знакомит, защищает, просвещает Особо охраняемая природная территория Тамбовская краса!

Заповедник «Воронинский»

единственный, природный

Знакомит, защищает, просвещает

Особо охраняемая природная территория

Тамбовская краса!

Использованные источники информации

Использованные источники информации

  • http://voroninsky.ru/
  • Фотографии взяты с официального сайта заповедника и из открытых источников