Тема : Западная Европа в 11 – 13 веках:
города, католическая церковь, крестовые походы.
- получить образовательные результаты по теме:
«Западная Европа в 11 – 13 веках:
города, католическая церковь, крестовые походы.»
1. Предметный – знать основные события.
2. Метапредметный – уметь анализировать информацию, устанавливать логические связи.
3. Личностный – развивать коммуникативные способности.
На основе работы с мини-проектами и текстом учебника узнать об основных событиях, связанных с возникновением средневековых городов, деятельностью католической церкви и крестовыми походами.
2. На основе полученной информации научиться решать познавательные задачи.
3. Осознать глубину и масштаб исторических процессов в Европе в 11 – 13 веках.
Тип урока: комбинированный (комплексное применение знаний).
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации.
Ход урока.
Орг.момент.
Сообщение темы (учащиеся сами формулируют тему, цели и задачи урока)
Учитель зачитывает изречение. Учащиеся отвечают, о чем оно.
В средние века говорили, что он наполовину заселен, а наполовину засеян…..
(город)
Ручьи сокровищ в Рим бегут
Здесь вечный находя приют
Но на дыру без дна похож
Безбожный Рим не полон все ж…
(католическая церковь)
Все, кто в этом деле сгинет
Кто падет под знаком крестным
Прежде чем их кровь остынет
Будут в царствии небесном
(Крестоносцы)
В какому региону относятся все высказывания? (Западная Европа)
К какому хронологическому периоду? (11 – 13 века)
Как бы вы сформулировали тему урока?
Как бы вы определили цели и задачи?
Сегодня наш урок необычен. Он пройдет в форме защиты учебных мини-проектов по заявленной теме, и прежде чем мы начнем с ними работать поставим проблемное задание на весь урок. Слайд3.
Возникновение средневековых городов, деятельность католической церкви и крестовые походы на Восток – это события и явления, неразрывно связанные между собой. В чем выражается эта трехсторонняя взаимосвязь? Можно ли установить последовательность вышеуказанных событий, или же они представляют единый исторический процесс…
К нему мы вернемся в конце урока.
По ходу нам также предстоит решить ряд познавательных задач. Желаю удачи.
Возникновение средневековых городов.
Городской воздух делает человека свободным, говорили в средние века. Если беглый крестьянин мог прожить в городе 1 год и 1 день он обретал эту долгожданную свободу. А как города возникли? Почему именно в Западной Европе был отмечен их бурный рост. Какие это имело последствия? Эти вопросы исследовал Николай. Ему слово.
Проект Ильина Н. Презентация.
Задание. Расположите в хрон. последовательности события.
Выкуп сеньориальных повинностей городами
Отделение ремесла от сельского хозяйства
Появление университетов в городах
Образование поселений ремесленников
Формирование основ самоуправления в городах
Образование городов
Предъявление сеньорами прав на территорию города
Бегство ремесленников от феодальных повинностей
Уч-ся выполняют. Подводится Итог.
Католическая церковь.
В городах благодаря развитию ремесла и торговли накапливались большие богатства, которые не прочь прибрать к рукам были не только феодалы….
В городах благодаря развитию образования все настойчивей зазвучали обличительные речи! против кого? Кто кроме сеньоров вызывал праведный гнев горожан? Об это в материале Дарьи Кояковой.
Проект Кояковой Д. Презентация.
Задание.
Расположите события по принципу
«причина – следствие»…
1. Распространение «ересей»
2. Разделение христианской церкви
3. «Путь в Каноссу»
4. Продажа индульгенций
5. Передел земель за счет церковных владений
6. Вступление на папский престол Иннокентия III
А) Конфликт между Генрихом IV и Григорием VIII
Б) Провозглашение Папы наместником Бога на земле
В) Деятельность инквизиции
Г) Различия в богослужении на Западе и на Востоке
Д) Желание Папы получить дополнительный источник дохода
Е) Появление множества безземельных рыцарей
Подведение итогов:
Всем, кто омоется в водах Иордана, (в том числе ворам и убийцам) дано будет отпущение грехов. Такое обещание дал Папа перед началом одного из самых масштабных событий эпохи средневековья. О нем нам расскажет Сергиев а Софья.
Крестовые походы. Презентация.
Задание. Возвращение к проблеме урока. Задание по проблеме. Найти взаимосвязи трех явлений: возникновение городов, деятельность католической церкви, крестовые походы.
Выполнение, подведение итогов.
Выводы по уроку.
Возникновение городов в Европе в 11 – 13 веках повлекло за собой конфликт между светской и духовной властью и распространение «ересей». В свою очередь католическая церковь всячески стремилась укрепить свое влияние и вела ожесточенную борьбу с еретиками.
Для укрепления могущества церкви Папа римский инициировал крестовые походы. В походах на Восток было заинтересовано большинство населения Европы.
Крестовые походы показали истинные «грабительские» цели феодалов – рыцарей, однако многолетнее пребывание европейцев на землях Востока заложило и цивилизационный обмен между традиционной и европейской культурами.
Все вышеуказанные события тесно связаны и являются «звеньями» одной исторической цепи…
Дом. Задание.