Просмотр содержимого документа
«Запятая между однородными членами, соединенными союзами»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык | Тип урока: урок «открытия» нового знания | Дата проведения: 22.09.2020 |
Тема урока: | Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. |
Цель содержательная: | дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами. |
Цель деятельностная: | Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов |
Задачи: | 1) дать определение понятия «однородные члены предложения» 2) развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; 3) воспитывать интерес к предмету. |
Основное содержание темы, термины и понятия: однородные члены предложения |
Личностные результаты -развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; -становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; Метапредметные результаты Регулятивные УУД -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; -контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; -анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Познавательные УУД -понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; -использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; -воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Предметные умения: -распознавать предложения с однородными членами предложения, находить их в тексте; -определять, каким членом предложения являются однородные члены; -соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. |
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Ресурсы | экран, компьютер, мультимедийный проектор; сигнальные карточки; задания для групповой работы; |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Поднимают руки в зависимости от ситуации |
II. Минутка чистописания | - Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) -Для чего нам нужна минутка чистописания? На прямую палочку Справа села галочка Там поныне и сидит - Буквой К на нас глядит. - Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква (…) - Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки. -Оцените работу друг друга по критериям. | Отвечают на вопросы учителя Определяют, какую букву будут писать Прописывают букву оценивают |
III. Словарная работа | Человек, пожалуйста, каникулы, хозяин, горизонт, комбайнер, багаж. | Записывают словарные слова выделяю в них изученные орфограммы |
IV. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | — Спишите, раскрывая скобки. (По)дула зима холодом. (Со)рвала листья (с)лесов дубрав и (раз)метала их (по)дорогам. Стали птицы стайками (со)бираться. (Со)брались, (по)кричали и (по)летели (за)высокие горы, (за)сини(р моря в тёплые страны. | (Один ученик работает у доски. Проверка.) |
V. Этап выявления места и причины затруднения | - Прочитайте второе предложение. — Назовите однородные члены предложения. — Что связывает их? (Союз и.) — Прочитайте четвёртое предложение. — Как связаны в этом предложении однородные члены? (С помощью интонации и союза и.) - Что вы можете сказать о знаках препинания в этих предложениях? - Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять, как связаны однородные члены предложения, познакомиться с правилами постановки знаков препинания при однородных членах предложения.) | Формулируют тему, цель и задачи урока |
VI. Этап построения проекта выхода из затруднения | -Что должны узнать? -Чему должны научиться? -Где вам понадобится новое знание? - Где можем проверить правильность вывода? -А сейчас, прежде чем продолжить, позволим вашим глазкам отдохнуть. Физминутка для глаз. | Отвечают на вопросы учителя Проводят физминутку |
VII. Этап реализации построенного проекта | Работа по учебнику — Прочитайте сведения о языке на с. 30. - Как могут быть связаны между собой однородные члены предложения? Упр. 39 (с. 30). — Прочитайте предложения. - Что вы заметили? (В каждом предложении есть однородные члены, где-то между ними ставится запятая, а где-то её нет.) — На какой вопрос нам надо ответить, наблюдая за однородными членами в этом предложении? (Когда между однородными членами предложения ставится запятая?) - Рассмотрите схемы, данные справа. Соотнесите каждое предложение со схемой. - Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.) — Сделайте вывод: когда между однородными членами в предложении ставится запятая, а когда нет? — Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 31. | Работают с упр., читают правила., отвечают на вопросы учителя. |
VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Упр. 40 (с. 31). — Прочитайте. — Назовите однородные члены предложения. — Определите, какими членами предложения они являются. (Второстепенными членами.) — Как связаны между собой однородные члены? (С помощью только интонации перечисления связаны однородные члены диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку, а с помощью интонации перечисления и союза и связаны однородные члены картонку и собачонку.) — Где нужно поставить запятые в предложении? — Выполните письменное задание к упражнению. — Какая орфограмма встретилась в словах саквояж, багаж! — Объясните написание этих слов. — Запишите слово багаж в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Работа по учебнику Упр. 42 (с. 32). — Прочитайте пословицы с интонацией перечисления. — Чем похожи предложения? (Все предложения с однородными сказуемыми, однородные члены объединяются интонацией перечисления и союзами.) — А чем отличаются эти предложения? (В них передаются разные мысли, союзы тоже разные.) — Понаблюдайте за постановкой запятой перед союзами а, но. (Перед этими союзами везде стоит запятая.) — Какое значение имеют союзы а, но! (Значение противопоставления действий.) - Как вы думаете, одинаковое ли значение имеют эти союзы? (Ответы детей.) - Чтобы точнее ответить на этот вопрос, попробуйте в предложениях союз а заменить союзом но, а союз но — союзом а. (Это можно сделать не во всех предложениях.) - Выполните письменные задания к упражнению. - Сделайте вывод о постановке запятой между однородными членами предложения, связанными союзами a но. - Проверьте себя. Прочитайте ниже сведения о языке. | 1 ученик около доски |
IX. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Запись под диктовку 1) Пенал упал на пол, но не раскрылся. 2) Девочки поиграли, а затем стали выполнять домашнее задание. 3) Учебники, тетради и пенал содержи в порядке. (Взаимопроверка.) - Оцените свою работу на уроке. | (Один ученик работает на откидной доске.) |
X. Этап включения в систему знаний и повторения | - Какие задачи мы поставили в начале урока? - Когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда не ставится? | Подводят итоги урока |
XI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | «Шкала» Проанализируйте свою работу на уроке от 1 до 10 баллов. | Анализируют свою работу |
ХII. Домашнее задание | С. 30-31, 33-правило наизусть упр.46 | Записывают |
Карточка № 2
Составь из данных слов предложения с однородными членами.
Грачи, стрижи, чижи, скворцы.
Шумели, суетились, хлопотали.
Вертела шеей, трясла гривой, отгоняла.
Карточка № 2
Составь из данных слов предложения с однородными членами.
Грачи, стрижи, чижи, скворцы.
Шумели, суетились, хлопотали.
Вертела шеей, трясла гривой, отгоняла.
Карточка № 2
Составь из данных слов предложения с однородными членами.
Грачи, стрижи, чижи, скворцы.
Шумели, суетились, хлопотали.
Вертела шеей, трясла гривой, отгоняла.
Карточка № 2
Составь из данных слов предложения с однородными членами.
Грачи, стрижи, чижи, скворцы.
Шумели, суетились, хлопотали.
Вертела шеей, трясла гривой, отгоняла.
Карточка № 2
Составь из данных слов предложения с однородными членами.
Грачи, стрижи, чижи, скворцы.
Шумели, суетились, хлопотали.
Вертела шеей, трясла гривой, отгоняла.