Слайд 1
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы поговорим с вами о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова.
Их, как и таблицу умножения надо выучить. Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.
Слайд 2
Чтобы каждый из вас смог запомнить «трудные» слова надолго, необходимо сделать этот процесс увлекательным. Для этого можно использовать ряд эффективных приемов, с помощью которых трудные для написания слова с легкостью закрепляются в вашей памяти.
Я представлю вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов.
Слайд 3
Начнем мы с этимологии слов. Что такое этимология?
Этимология – это раздел науки о языке, изучающих происхождение слова. И именно этимологический анализ слова помогает лучше усвоить значение слова и его правописание. Информацию о происхождении слова можно найти в этимологическом словаре или в интернете.
Слайд 4
Вот, например, возьмем слово корова.
КОРОВА – крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко.
Своё название корова получила по наличию рогов:
от латинского кор–«рог»
Корова – «рогатое животное».
КОРОВА- РОГ
Мы отчетливо видим и слышим в сочетании первых букв гласную о и уже не забудем эту информацию.
Слайд 5
Иногда обращение к истории слова помогает найти самого важного «родственника» проверочное слово для орфограммы, которая прежде считалась непроверяемой.
Перчатка – перст (слова родственные по происхождени
Слайд 6
Например, слово насекомое произошло от слова насечки, которые имеются у насекомых, проверочное слово сечь.
Слайд 7
А слово столица произошло от слова стол, стольный (главный) град.
Слайд 8-9
Так же можно запомнить слова
Балет-бал
Паркет- парк
Слайд 10 Теперь поговорим немного об ассоциациях
Нам нужно придумывать рисунки и подбирать «родственников» к словарным словам. Такая работа превращает запоминание словарных слов в увлекательное занятие.
Например, корабль – море, берёза- белаая.
Мы как бы подбираем к словарному слову «приемного родственника», который поможет запомнить нужную букву.
Слайд 11 Существуют даже небольшие стихотворения для облегчения запоминания таких слов.
Слайд 12
Давайте немного подольше поработаем над словом
1. Запишем слово берёза и поставим ударение.
2. Выделим зеленым цветом слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе
3. Найдем ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова. Это будет слово белая? Так как ствол у берёзы белый и часто в жизни мы встречаем такое выражение. Более того в слове белая отчётливо слышна гласная е. которую и надо нам запомнить. А это самые главные правила для подбора ассоциации:
-образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
-должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву,
Слайд 13
4. Объединить эти слова так, чтобы сомнительная гласная пересекалась
Слайд 14
Этот метод предпочтителен при запоминании «упрямого» слова в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна.
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 16 Сюжет или стихотворение Метод неправильных правил
А еще можно «трудное» слово сделать персонажем и букву включить в сюжет стихотворения или сказки.
Слайд 17 Шутливые стихи
Порой на помощь к моим учащимся приходят детские поэты с небольшими шутливыми стихами.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.Петуха назвали «Петя» –
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед,
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву... (и)
Слайд 18 Метод графической ассоциации
Также можно прекрасно изобразить это слово и сделать акцент –запоминание на сложную букву. Вот так.
Или так
Слайд 22-23
Составление и расшифровка ребусов.
Мы с ребятами часто разгадываем ребусы, в которых зашифрованные слова. Этот вид деятельности позволяет сделать работу со словарными словами динамичной и менее утомительной.
Давайте сейчас и вы попробуете разгадать ребусы со словарными словами и дома. в свободное время вы сможете придумать свои собственные ребусы
Слайд 24
Давайте проверим, помогли ли мои хитрости запомнить вам словарные слова
Слайд 25
Давайте проверим себя
Слайд 26
Какие выводы можно сделать из нашей беседы?
Слайд 27
Слайд 28