Конспект занятия в старшей группе
Образовательная область: Познание. Раздел: Ознакомление с окружающим.
Тема: «Заповедники Республики Казахстан»
Цели: Познакомить детей с заповедниками нашей страны. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы. Словарь: заповедники.
Оборудование: плакат с изображением леса, рисунки растений, животных , птиц, карта Казахстана с обозначенными на ней заповедниками, азбуки-тетради, сигнальные карточки красного, жёлтого, зелёного цвета на каждого ребёнка, ноутбук, слайды с изображением животных и птиц занесенных в Красную книгу, аудиозапись пения птиц.
Билингвальный компонент: сү-вода, балык-рыба
Организационный момент.
- Всем доброе утро! Давайте встанем в круг. Правую руку поверните ладонью к небу, а левую ладонь поверните к земле. А теперь соедините свои ладони с ладонями соседа. Посмотрите, какой у нас получился замкнутый круг. Мы зарядили друг друга энергией неба и земли. Наши руки будут как проводники. И слова, которые я сейчас скажу, пройдут по этим проводникам и согреют сердце каждого из нас. (Дети становятся в круг выполняют просьбу воспитателя)
Я спешу сказать Вам: «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго Я спешу сказать Вам: «Благости!», Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам : «Радости,
Удач, успехов и везения !».
Чтоб пожелать всем в группе Прекраснейшего настроения! (Дети повторяют слова приветствия вместе с воспитателем)
Я предлагаю сегодня отправиться в путешествие по «Заповедникам Республики Казахстан».( Дети отправляются в путешествие)
Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт.
(Солнце)
-Сможет ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь.
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и всё же.
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
-А без воздуха сможем прожить?
Меня пьют,
Меня бьют,
Всем нужна я.
Кто такая?
(Вода)
- К какой природе относятся солнце, воздух, вода?
Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
(Ягода). Стоял на крепкой нож Теперь лежит в лукошке.
(Гриб).
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком
И поделится медком.
(Пчела). Блещет в речке чистой Спинкой серебристой.
(Рыба).
- К какой природе относятся отгадки? Почему?
Связаны ли между собой живая и неживая природа? Приведите примеры.
(- отгадки относятся к живой природе)
А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
всегда ли человек помогает природе? Может ли человек губить природу? (Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека.)
-Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки
-Загрязняют реки, вырубает леса, охотится на животных
Люди могут сохранить природу, а может погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы развития природы, наносили огромный вред растительному и животному миру.
С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Многие занесены в Красную книгу. В неё заносят редкие виды животных, птиц, растений и т. д.
Красный цвет книги – запрещающий цвет.
(Просмотр слайдов: «Животные и птицы занесённые в Красную книгу»)
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Чтобы сохранить грациозных маралов, мощных архаров и горных козлов, гигантских грифов, гордых и ловких барсов, в Республике Казахстан организованно несколько заповедников: Западно- Алтайский, Аксу- Жабаглинский, Алматинский, Барсакельмес, Устюрт, Наурызым, Маркаколь, Алаколь, Кургальджино.
-Заповедники – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. За порядком в заповедниках следят лесники и егеря.
(рассматривают карту Казахстана с обозначенными на ней заповедниками
Просмотр слайдов: «Природа заповедников Казахстана»).
Дидактическая игра «Правила природы».
Называю разные действия.
можно - собираю ягоды; - слушаю птиц; - рву цветы; - развожу костёр;
- фотографирую; - наблюдаю; - кричу;
-ловлю рыбу ; -сачком ловлю бабочку; - разрушаю муравейники.
(Дети поднимают сигнальные карточки: красный- запрещено, жёлтый- осторжно, зелёный- можно)
- В заповеднике людям запрещено рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Заповедник – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
- Давайте составим правила поведения в лесу
Дети называют правила
1.Ходить по тропинкам.
2.Не ломать ветки деревьев.
3.Не топтать цветы, травы.
4.Не кричать, не включать громко музыку.
5.Не разорять птичьих гнёзд.
6.Не ловить насекомых.
7.Не разрушать грибницы.
8.Не ловить мальков и лягушек.
9.Не ломать паутинки.
10.Не разжигать костров.
11.Не разорять муравейники.
-Ребята ,как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
-Правильно, охранять природу надо в любом месте. Леса Казахстана богаты ягодами, грибами, целебными травами. В них много животных и птиц, а в водоёмах много рыбы. Природа щедро делится с человеком своими богатствами. Люди пользуясь её дарами должны помнить, что природ а нуждается в заботе и бережном отношении
Физминутка «Лесная зарядка».
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу. Руки нагнули,
Кисти встряхнули -Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем-
Это к нам птицы летят Как они сядут Тоже покажем-
Крылья сложим назад.
-Ребята, мы с вами узнали о заповедниках Казахстана. Давайте создадим свой заповедник. Вырежьте картинки, нарисуйте животных и птиц, растения и заселим ими наш лес
Итог: Дети хором произносят слова: Спасибо матушка Земля, Что восхищает нас всегда,
Природа чудной красотой Зимою, летом, осенью, весной!
(Дети радуются коллажу сделанным своими руками
Возвращаются в детский сад)
Ожидаемый результат:
Воспроизводит: бережное отношение к родной природе;
Понимает: что такое красная книга;
Применяет: полученные знания на практике.