III межрегионального конкурса учебно-методических разработок
педагогических работников образовательных организаций
«Педагогический Эверест»
Номинация № 1 «Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках освоения
основной образовательной программы»: - урок
Автор: Шелехова Татьяна Николаевна, высшая квалификационная категория.
Учитель географии, Частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей №11" Иркутская область г. Слюдянка
Тема: «Зарубежная Европа. Хозяйство»
Методическая разработка урока географии в 11-м классе
УМК «Полярная звезда»
Тема: «Зарубежная Европа. Хозяйство»
Методическая разработка урока географии в 11-м классе
УМК «Полярная звезда»
Тип урока: изучение нового материала, построения системы знаний.
Вид урока: смешанный.
Технологии: комбинированные, модульная, кооперативного обучения.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Цели урока: усвоить основные типичные черты хозяйства стран Зарубежной Европы, дать характеристику отраслевой структуры экономики, выявить основные промышленные районы региона.
Задачи урока:
Образовательные: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики. Продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические, табличные материалы.
Развивающие: развитие памяти, логического мышления обучающихся, совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, создать условия для формирования навыков и умения работы в группах, оформлять единый ответ, содействовать повышению интереса к изучению географии, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: учащиеся смогут выделять существенные характеристики и особенности различных отраслей хозяйства стран Европы. Определить тип сельского хозяйства. Анализировать территориальную структуру. Смогут определить центры международного туризма, выявить интересные факты и специализацию отдельных стран Европы.
Метапредметные: формирование умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный анализ, отбор информации, ее преобразование, применяя исследовательские методы работы. Объяснять значение изучаемой темы. Сохранение и развитие устной речи.
Личностные УУД
Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру, получение личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.
Регулятивные УУД
Регулируют учебную деятельность, направленную на познание в сотрудничестве и самостоятельно.
Познавательные УУД
Извлекают необходимую информацию из дополнительных источников информации, карт. Соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные УУД
Осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе, а особенно в группе.
Оборудование: Политическая карта Европы, учебник, атласы для 10-11 класса, раздаточный материал – информационные листы и чистые листы, компьютер + проектор.
Подготовительная работа: разработка и составление информационных листов, используя различные источники информации. Составление мини-презентации из 4 слайдов.
Учебник: Гладкий Ю. Н. География. 11 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровни, Полярная звезда, Москва «Просвещение», 2021 г.
Основные понятия: основные черты хозяйства стран Европы, отрасли специализации, основные экономические лидеры Европы, тип сельского хозяйства стран Европы, центры международного туризма стран Европы, территориальная структура региона, знаменитые продукты Европы.
Технологическая карта
Этап урока, хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент (1 мин.) | Приветствует обучающихся, настраивает на урок, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя и одноклассников, настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку |
Актуализация, целеполагание и мотивация (4 мин.) | Прием «5 минут карты» Определяет тему и цель урока и выдает вводную информационную часть темы (выведение на слайд). | Отвечают, показывают на карте. Записывают тему урока и вводную информацию Внимательно слушают, что от них требуется на уроке, открывают атласы или учебники |
Организация познавательно-самостоятельной деятельности. (25 мин.) | Разбивка класса на 4 группы. Объяснение правил работы в группах. Выбор тайм-менеджера Раздача информационных листов и чистых листов, объяснение задания. Отслеживание времени, после истечения 10-12 минут назначается «Профессиональный слушатель» и «Докладчик №1» Через 4 минуты, назначает «Докладчика №2» и определяет в следующую команду. Через 3 минуты, назначается «Докладчик №3» и определяется команда слушателей. По итогу учитель отслеживает время, и что бы каждой командой была получена вся информация по теме. | Организация группы, определение тайм-менеджера Выбор информационных листов, участвует вся команда. Выполняется задание, составление мини-конспекта или плана выступления, за временем следит наблюдатель. 3. «Докладчик №1» переходит в другую команду по часовой стрелке и рассказывает свою тему. «Профессиональный слушатель» и остальные члены команды слушают и записывают информацию от пришедшего к ним «Докладчика», задают наводящие вопросы. 4. «Докладчик №2» переходит в другую команду и рассказывает свою тему. «Профессиональный слушатель» и остальные члены команды слушают и записывают информацию от пришедшего к ним «Докладчика», задают наводящие вопросы. 5. «Докладчик №3» и т.д. По итогу в каждой команде собирается вся информация |
Первичное закрепление нового материала (7 мин.) | Выдает инструкцию по ответам на вопросы. Чтение вопросов, выведение их на слайд. Сбор листов и их проверка и оценивание в последствии. | Подписывают фамилии на обратной стороне своего мини-конспекта и слушают инструкцию Отвечают на вопросы. Сдают листы. |
Итог, рефлексия (2мин.) | 1. Опрашивается мнение «Профессиональных слушателях» о докладах ребят. 2. Делается вывод урока 3. Проводится рефлексия. | Выслушивают мнение «Профессионального слушателя» Отвечают на поставленный вопрос. Обучающиеся выполняют требуемые действия |
Домашнее задание (1 мин.) | Выводит на слайд и проговаривает. | Выполнение домашнего задания дома. |
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: «Добрый день, ребята, присаживайтесь. Продолжаем работать над большой темой «Страны Европы»
Активация знаний, целеполагание и мотивация.
Учитель: на начало урока у нас привычная для нас рубрика «5 минут карты»
Учитель называет столицы европейских государств, и потом вызывает к доске первого ответившего, чтобы он показал государство на карте, за название государства и его показ ученик получает фишку (накопительная система «5 фишек» - выставляется пятерка в журнал)
Учитель: продолжаем работу, мы уже изучили состав, экономико-географическое положение, население Европы, так что же у нас на очереди? (Ответы учеников)
Верно, сегодня будем изучать общую характеристику хозяйства стран Европы (тема и цель выводится на слайд №1). Мы сегодня должны выявить типичные черты хозяйства стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона, а так же обратить внимание на интересную информацию, факты об Европе.
Откройте пожалуйста экономическую карту Европы в атласе или в учебнике.
Зарубежная Европа – один из важнейших центров мирового хозяйства. На её долю приходится более 1/5 ВВП мира и более 15% мирового экспорта. Из 10 самых богатых стран мира (по ВВП на душу населения) 7 находятся в Европе.
Основные черты хозяйства (выводится на слайд №2) - это полностью освоенная территория, удобное экономико-географическое положение, единое экономическое пространство, высокая доля экспорта товаров и услуг, солидные золотовалютные запасы, однако есть серьезные региональные различия.
Организация познавательно-самостоятельной деятельности.
- Учитель: изучать более детально экономику Европы вы будете самостоятельно в группах.
Для этого сейчас разделимся на 4 группы и каждая группы вытянет свой информационный лист по заданной теме, таким образом мы узнаем какая группа, над какой темой будет работать (приложение 1). Выбираем в группе тайм – менеджера.
Ваша задача: прочитать и выбрать самую важную информацию, необходимо приготовить единый мини-конспект темы или план выступления на отдельном листе. В дальнейшем, свою тему вы будете рассказывать другим группам. Для работы Вам отводится 12 минут.
Тайм-менеджерам прошу следить за временем. Надеюсь, наше сотрудничество получится.
Работа по группам. В каждой группе назначается «Профессиональный слушатель», и 3 человека будут играть роль «Докладчика» по очереди (роли впоследствии распределяет учитель, ребята не знают, кто будет докладчиком).
- Учитель: наша работа с информационными листами закончена, и мы сейчас обменяемся с вами своими знаниями. Итак, по часовой стрелке меняемся докладчиками №1. У вас 3 минуты рассказать свою тему ребятам другой группы, а ребятам выслушать информацию и зафиксировать в тетради, дальше будет смена «докладчика»
Взаимообучение идет по-кругу, в результате 3 человека из группы будут докладчиками. Учитель отслеживает время, и что бы в каждой команде, была получена вся информация по теме, информация записывается на листе.
Филатова Валентина Владимировна
МБОУ СОШ №28 г. Пятигорск
учитель географии
Использование технологии модерации на уроках географии.
Закрепление нового материала
Учитель: все ребята вернулись в свои группы, переворачиваем свои мини-конспекты и с обратной стороны подписываем фамилии и имена группы. Сейчас мы с вами вместе, по группам, ответим кратко на мои вопросы, которые были составлены по информационным листам.
Вопросы выводятся на слайд №3 без ответов
Вопросы:
Перечислите, промышленные отрасли специализации стран Европы. (Машиностроение, химическая промышленность, металлургия, ТЭК)
Назовите крупнейшие машиностроительные концерны стран Европы. (Мерседес, ФИАТ, Сименс, Рено и т.д.)
В каких странах развита лесная промышленность? (Швеция, Финляндия)
Какие изменения произошли в сельском хозяйстве стран Европы в середине 20 века, приведите 3 изменения? (Произошла биотехнологическая революция, изменение структуры посевных площадей, увеличение разнообразия сортов, видов и культур, направленность не только на внутренний рынок, но и увеличение экспорта)
В какой стране производят «розовое» масло? (Болгария)
Определите, к какому типу сельского хозяйства подходит данная характеристика: преобладание растениеводства, выращивание технических культур, овощей и фруктов (южноевропейский)
Запишите особенности транспортной системы Европы. (Густота, сложность конфигурации, высокая доля международных перевозок, рост автодорог и автомобильных перевозок, сокращение железных дорог, наличие крупных морских портов.)
Назовите главные туристические страны Европы. (Франция, Италия, Испания)
Приведите примеры высокоразвитых районов Европы. (Большой Лондон, Большой Париж, Рурский)
Перечислите знаменитые продукты Европы и их страну производителя. (любых 3 примера)
Проверяются ответы ребят на листах, при этом учитывается и мини-конспект выступления группы.
Итог, рефлексия.
Учитель: Давайте выслушаем «Профессионального слушателя», чей доклад Вам больше понравился? (слушатель называет лучших докладчиков, которым можно поставить дополнительную оценку)
Вывод: Мы провели большую работу, узнали, что промышленная продукция Зарубежной Европы ценится во всём мире, Европа кормит не только себя, но и продает свою продукцию в другие страны, является центром международного туризма. А вы бы в какой стране Европы хотели оказаться? (ответы ребят)
Сегодня нам достичь цели урока помогла работа с различными источниками информации, а методы мы использовали - анализ, сравнение и обобщение.
Проводится рефлексия.
Поднимите палец вверх, если урок был полезен
И палец вниз если, бесполезен.
Домашнее задание (выводится на слайд №4)
Учитель: для закрепления наших знаний прошу, к следующему уроку: изучить п.8, в-сы устно. Составить кроссворд из 15 вопросов по изученной теме, для желающих получить дополнительную оценку.
*Список использованных источников для составления информационных листов.
• lc.rt.ru/classbook/geografiya-10-klass/regionalnay...naya-evropa-517/3117
• ap37.ru/salads/vedushchei-otraslyu-promyshlennosti...vropy-vedushchi.html
• present5.com/promyshlennost-zarubezhnoj-evropy-vyp...-11-klassa-shmykova/
• bookadom.ru/geographical-features-of-the-economy-o...y-of-western-europe/
• opsar.ru/documents/specializaciya-regionov-zarubez...promyshlennosti.html
• paverakov.ru/otrasli-promyshlennosti-vostochnoi-ev...hlennost-vedushchie/
• megalektsii.ru/s4247t15.html
• prcne.ru/otp-bank/zarubezhnaya-evropa-kratkoe-sode...-v-sovremennom-mire/
• infourok.ru/prezentaciya-po-teme-zarubezhnaya-evropa-4143855.html
• uchitelya.com/georgrafiya/154524-konspekt-uroka-ob...evropy-10-klass.html
• urok.1sept.ru/articles/515852
• vuzlit.com/1083186/ekonomiko_geograficheskoe_polozhenie
Приложение 1
Информация 1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЕВРОПЫ*
Европа как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма, лидирующие позиции по запасам золота и валют. Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в "Большую семерку" стран Запада: 1. Германия 2. Франция 3. Великобритания 4. Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к Германии, экономика которой развивается более динамично. Великобритания же, утратила многие свои прежние позиции. Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.
Особую роль в хозяйстве Европы играет машиностроение. Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится около 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как "Рено" (Франция), "Фольксваген" и "Мерседес" (Германия), ФИАТ (Италия), "Вольво" (Швеция) и др. В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы других автомобильных концернов. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.
Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и практически всего мира - Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.
Если раньше в топливно-энергетическом комплексе Зарубежной Европы лидировал каменный уголь, то сегодня и эта отрасль переориентировалась на нефть и газ, что привело к повышению уровня собственной добычи и импорта из развивающихся стран. А вот в странах восточной части региона ведущая роль все еще принадлежит углю, правда, бурому. Особенно привязаны к данному сырью Чехия и Польша. Однако современная Зарубежная Европа все больше ориентируется на АЭС – особенно такие страны, как: Германия; Франция; Чехия; Словакия; Венгрия; Великобритания. Государства со значительными водными ресурсами включают в свой энергетический комплекс ГЭС, многие из которых стоят на Дунае, Верхнем Рейне, Роне. Только в Норвегии, Швеции и Швейцарии они играют основную роль, в остальных странах региона это вспомогательный источник энергии.
Что касается металлургии, то эта отрасль развивается в странах со значительным сырьевым запасом – в “авангардной тройке”, а также в Польше, Бельгии и Чехии. В современных условиях металлургия ориентируется на импорт и базируется вокруг морских портов. Основные промышленные районы в области цветной металлургии – это Франция, Италия, Греция, Норвегия, Германия, Австрия и другие страны. Они в значительной степени ориентированы на производство алюминия и меди.
Лесная промышленность развивается в Финляндии и Швеции благодаря значительным сырьевым запасам. В то же время легкая промышленность постепенно утрачивает свое значение для Западной Европы и смещается в южную часть, располагающую дешевой рабочей силой. Сегодня производство обуви налажено в Италии, а специализацией Португалии является изготовление одежды.
Информация 2. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ЕВРОПЫ*
Сельское хозяйство Зарубежной Европы претерпело серьёзные изменения после Второй мировой войны. Общая тенденция изменений – уход от классического сельского хозяйства к новому, высокотехнологичному агробизнесу. Общие положительные тенденции развития сельского хозяйства в Европе таковы:
изменение структуры с/х в связи с началом биотехнической революции;
изменение структуры посевных площадей;
увеличение разнообразности и калорийности производимых продуктов;
рост уровня самообеспеченности региона;
увеличение экспорта с/х продукции.
Эти положительные тенденции привели и к определенным кризисам в европейском с/х:
уменьшение доли отрасли в структуре общеевропейского ВВП;
уменьшение доли трудового, активного населения, занятого в отрасли;
кризис перепроизводства с/х продукцией;
рост конкуренции между региональными товаропроизводителями и между европейскими и американскими производителями;
жесткое государственное регулирование сельскохозяйственной сферы.
В конечном итоге сложилась так называемая общеевропейская Единая аграрная политика, в условиях которой и продолжает развиваться сельское хозяйство региона. Стандартизация потребовала от государств больших затрат, но качество производимой фермерами продукции заметно возросло. Страны Центрально-Восточной Европы, которые интегрировались в систему общеевропейских стандартов позднее, только начинают реформировать сельскохозяйственную сферу. Но и в таких странах, как Румыния, Болгария, Сербия начинают формироваться крупные агропромышленные комплексы, работающие по новым стандартам. Например, в Болгарии набирает обороты производство розового масла. Некоторые специалисты говорят о формировании нового, восточноевропейского, типа с/х.
Тип с/х | Основная характерная черта | Основные отрасли | Страны и регионы |
Животноводство | Растениеводство |
Североевропейский тип | Преобладание мясо-молочного животноводства | Мясо-молочное животноводство и свиноводство | Зерновые и технические, кормовые культуры | Север Англии, Норвегия, Финляндия |
Среднеевропейский тип | Преобладание животноводства в с/х производстве и мясо-молочных продуктов в структуре питания | Мясо-молочное животноводство; интенсивное свиноводство и экстенсивное овцеводство | Выращивание зерновых и технических культур; овощеводство и плодоводство в минимальном размере | ФРГ, Франция, Бельгия, Англия, Дания, Шотландия |
Южноевропейский тип | Преобладание растениеводства, а конкретнее, зерноводства в с/х | | Выращивание зерновых, технических культур, овощей, фруктов, особенно цитрусовых, оливок и винограда | Южная Франция, Испания, Италия, Португалия, Греция |
Восточноевропейский тип | Формирование АПК в зерновых отраслях с/х производства | Экстенсивное овцеводство | Выращивание зерновых культур, овощеводство в крупных масштабах, плодоводство, виноградарство, цветоводство | Сербия, Болгария, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия |
Информация 3. СФЕРА УСЛУГ ЕВРОПЫ*
Отраслевая структура хозяйства зарубежной Европы отличается сложностью и многоплановостью. Центральная ось сконцентрирована на территории Великобритании, ФРГ, Люксембурга, Швейцарии и Франции. Именно в этих странах имеется 70% промышленного потенциала Европы, а также 50% человеческих ресурсов.
Транспортная система в Западной Европе хорошо развита. По обеспечению транспортной сетью Западная Европа занимает первое место в мире. Характерные особенности западноевропейской региональной транспортной системы: густота и сложная конфигурация транспортной сети; небольшая дальность перевозок; высокая доля международных и транзитных перевозок; повышение доли автомобильного и снижение доли железнодорожного; существование крупных транспортных узлов в т.ч. морские, портово-промышленные комплексы (Лондон, Гамбург, Роттердам, Антверпен, Гавр); большое значение речных путей (Рейн, Дунай); развитие паромного сообщения ( , Северному и ).
Есть четкая специализация некоторых стран. Швейцария специализируется на банковских услугах, торговле, консалтинге, логистике; Великобритания — на страховых и банковских услугах, услугах проведения аукционов, различных видах консалтинга.
Традиционно Европа была и остается регионом наибольшего притяжения туристов. Этому способствуют высокий уровень экономического развития большинства стран, доходы населения и его социальная структура (преобладание среднего класса), позволяющие реализовать потребность в отдыхе за пределами своих стран. Европейские страны удобно расположены относительно друг друга — имеют общие границы, которые в основном проходят по легко преодолимым природным рубежам. Географическая близость и густая сеть коммуникаций делают поездки из страны в страну удобными и доступными. Развитию туризма в Европе способствуют природно-географические особенности региона. Его берега отличаются значительной изрезанностью, обилием внутренних морей, заливов, бухт, что способствовало созданию на побережьях многочисленных портов. Большинство европейских стран имеет приморское положение, многие из них расположены на островах и полуостровах, поблизости от оживленных морских путей из Европы в Азию, Африку, Австралию и Америку. Природно-рекреационные ресурсы региона очень разнообразны. На территории Европы перемежаются низменные, холмистые и горные районы. Большая часть Европы расположена в умеренном климатическом поясе, лишь север Скандинавского полуострова — в арктическом поясе. Южная часть региона (Пиренейский, Апеннинский и Балканский полуострова) — в субтропическом климатическом поясе. В целом природно-климатические условия благоприятны для отдыха, особенно в приморских странах южной Европы, отличающихся обилием солнца и тепла. Превращению Европы в ведущий туристский регион способствовали и культурно-исторические факторы. Она внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Нигде в мире нет такой высокой насыщенности разнообразными историческими и архитектурными памятниками разных эпох — неолита, Древнего Мира, Эпохи Возрождения, Эпохи Великих географических открытий, Промышленных переворотов и революций. Огромное значение имеет подписание Шенгенского соглашения, по которому в центре Европы создано единое туристское пространство: 12 стран (Франция, Германия, Италия, Австрия, Бельгия и др.) могут свободно пересекать по своему гражданскому паспорту границы государств Шенгенского соглашения. Развитию туризма способствовало также введение единой валюты стран Европейского сообщества — Евро.
Главные туристические страны: Франция, Италия, Великобритания, Испания, Греция.
Информация 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА*
В территориальной структуре хозяйства и расселения Западной Европы выделяется следующие основные элементы. Высокоразвитые районы, входящие в «Центральную ось развития», где сконцентрированы новейшие отрасли промышленности: Большой Лондон, Большой Париж, Южный район Германии (с центрами и ), «промышленный треугольник» Италии (Милан - Турин-Генуя). Старопромышленные районы с преобладанием старых базовых отраслей, возникших преимущественно на базе бассейнов: Рурский в Германии; Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс в Великобритании; Эльзас и Лотарингия во Франции. Отсталые аграрные районы: юг Италии, запад Франции, центр и юго-запад Испании, Греция.
ЗНАМЕНИТЫЕ ПРОДУКТЫ ЕВРОПЫ
Нидерландские стропвафли
Этот деликатес связан с вафлей только названием. На самом деле, это печенье, которое при соприкосновении с горячим чаем становится самым вкусным угощением во время завтрака или обеда.
Албанские буреки
Бурек - это своеобразный пирожок, где можно встретить различные начинки от тыквы до крапивы. В Албании эти пирожки можно встретить где угодно.
Хорватские загорские штрукли
Штрукли - это творожная выпечка с добавлением сыра и яйца, политая сливочным маслом или сливками. Тесто этого блюда очень мягкое и нежное, без вилки не обойтись.
Чевапи из Боснии и Герцеговины
Чевапи, или иначе колбаски на полочке жарят на огне. Этот национальный деликатес появился еще во времена Османской оккупации, а теперь это один из популярных видов уличной еды. Колбаски подают в пите с кремом.
Чешские трделники
Во всех городах Чехии можно встретить трделники. Внешне они напоминают цилиндрические булочки, сверху посыпаны корицей, сахаром и орехами.
Датский Смерреброль
Любимая закуска датчан - смерреброль. Бутерброд всегда дополняют новые ингредиенты, его вкусов великое множество. Попробовать хотя бы один стоит.
Французские крепы
Крепы - это небольшие лепешки, напоминающие русские блины. Крепы, как и блины, сопровождают начинки: джемы, конфитюры, зелень, мясо и морепродукты.
Греческие сувлаки
На каждой улочке Греции продают маленькие шашлычки - сувлаки. часто сувлаки изготавливают из свинины, но может быть и курица. Местные жители предпочитают есть сувлаки с картошкой фри и фирменным соусом - дзадзыки.
Белорусские драники
Любимый деликатес Восточной Европы - картофельные драники. Готовить это блюдо легко и просто. Подаются драники с брусникой или сметаной.
СЫР- Франция, Италия, Нидерланды, Швейцария
ВИНО – Франция, Италия, Испания, Германия, Венгрия
ПИВО – Чехия, Германия, Бельгия
СЕЛЕДКА – Дания, Норвегия, Швеция
ЦВЕТЫ - НИДЕРЛАНДЫ, ГРЕЦИЯ, БОЛГАРИЯ
ШОКОЛАД – Швейцария, Бельгия, Франция
ЧАСЫ - Швейцария