СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. реферат

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании

Просмотр содержимого документа
«Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. реферат»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»



Реферат по дисциплине:

«Организация менеджмента в образовательной организации»



по теме:

«Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании»




Исполнитель:

Ардынцов Александр Анатольевич

Заместитель директора по УВР

МБУ ДО «ДЮСШ - Старт»

пос. Светлый, Оренбургская область







Светлый - 2017

Содержание



Введение…………………………………………………………………3

  1. Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное

общество…………………………………………………………….4

  1. Виртуальные университеты, открытое и дистанционное

образование…………………………………………………………..6

  1. Знания, умения и навыки, необходимые для эффективного использования средств ИКТ……………………………………..8

  2. Применение систем мультимедиа в открытом образовании…10

  3. Зарубежный опыт применения информационных и
коммуникационных технологий в образовании………………………………………………………..12


Заключение………………………………………………………………14

Список использованных источников…………………………………..15














Введение

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999–2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи» [1]. ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».[2]Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества [2].

Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век:

    • необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;

    • фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;

    • возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;

    • теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.

Как показано в ряде работ, основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиально важное значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобразований, являются следующие:

    • повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;

    • обеспечение нацеленности обучения на новые технологии ИО и, в первую очередь, на ИКТ;

    • обеспечение большей доступности образования для всех групп населения;

    • повышение творческого начала в образовании.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20–30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения [3].

Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.

Примером успешной реализации ИКТ стало появление интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.

Интернет быстро нашел применение в науке, образовании, связи, средствах массовой информации, включая телевидение, в рекламе, торговле, а также в других сферах деятельности человека. Первые шаги по внедрению интернета в систему образования показали его огромные возможности для ее развития. Вместе с тем, они же выявили трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного применения Сети в образовательных учреждениях.

Это значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что связано с необходимостью использования большого количества технических (компьютеры, модемы и т.п.), программных (поддержка технологий обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий (специальные инструкции учащимся и преподавателям и др.), новых учебников и учебных пособий и прочее.

Таким образом, на пути движения России к ИО и внедрения ИКТ в образование в можно выделить три этапа:

    • начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления;

    • современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;

    • будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями (ОТ) [1,2,3,4,5], (1,3).


  1. Виртуальные университеты, открытое и дистанционное образование


Виртуальные университеты по мере совершенствования ИКТ получают все большее распространение. Так, в США в 1996 г. губернаторами 18 западных штатов создан виртуальный университет, который предлагает более 300 курсов дистанционного обучения для колледжа. Департамент образования США учредил проект создания виртуальной высшей школы. Созданы виртуальные университеты в Германии, Франции, Японии и других странах (2), [6].

С сожалением следует отметить, что в России виртуальные колледжи и университеты в настоящее время не получили распространения, что можно объяснить следующими причинами:

    • отсутствием необходимой поддержки со стороны государственных органов управления образованием;

    • необходимостью значительных затрат на начальном этапе;

    • отсутствием специалистов и педагогов, обладающих профессиональными навыками организации обучения в виртуальных учебных заведениях;

    • отсутствием в России необходимого технического оснащения для организации обучения в виртуальном учебном заведении;

    • отсутствием механизмов стимулирования создания и развития системы виртуальных учебных заведений.

Несмотря на плачевное положение российских виртуальных учебных заведений, анализ процессов, происходящих в отечественной системе образования, показывает, что осуществляется последовательная смена традиционных взглядов на образование на новые, основанные на положениях Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашено, что образование, включая и высшее, «должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Поэтому открывается возможность открытого образования, получают признание негосударственные организации в образовании, растет потребность в открытом и дистанционном образовании (ОДО), которое обеспечивает эффективное обучение только при условии широкого применения новых ИКТ.

ОДО – это наиболее быстрый и эффективный путь к повышению интеллектуального потенциала общества, к ускорению процесса перехода России к информационному обществу. Важным достоинством ОДО является то, что оно позволяет на базе ИКТ осуществлять адаптацию обучения к уровню базовой подготовки конкретного обучаемого, к месту его проживания, к здоровью, материальному положению и, как следствие, открывает возможность существенно повышать качество обучения.

В ОДО на базе ИКТ нет жесткого календарного плана учебного процесса, студент может его реализовывать, адаптируясь к своим способностям и возможностям. Это повышает качество обучения и дает дополнительный эмоциональный и интеллектуальный стимул для образования [3,4].


  1. Знания, умения и навыки, необходимые для эффективного использования средств ИКТ


Наряду с очевидно необходимыми знаниями, умениями и навыками оперирования с современными информационными технологиями, одним из ключевых навыков, необходимых педагогам и обучаемым для использования современных средств ИКТ в открытом образовании является навык информационного поиска. Остановимся на нем более подробно и рассмотрим основные педагогические аспекты изучения данной информационной технологии [5].
Из научно-педагогической литературы следует, что «информационный поиск – это процесс отыскания в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету) или содержат нужные потребителю факты, сведения. Информационно-поисковая система – это совокупность средств хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации. Поиск и размещение информации в поисковой системе осуществляется ручным или машинным способом в соответствии с принятым информационным языком по определенным правилам (алгоритму)».

Использование процедур информационного поиска, как и произвольная работа обучаемых с информационным наполнением телекоммуникационных систем, позволяет сформировать у обучаемых определенные навыки в области структуризации и классификации поступающей информации.

Необходимость использования средств ИКТ в открытом образовании позволяет выделить несколько приоритетных направлений, учет которых необходим в системе предварительной подготовки обучаемых к использованию технологий открытого образования [3]. В их числе:

  • выработка у обучаемых умения планировать свое взаимодействие с информационными ресурсами телекоммуникационных сетей;

  • возможность переноса имеющихся у обучаемых интеллектуальных и процессуальных умений в новую информационную ситуацию, появляющуюся в процессе их интерактивного взаимодействия с информационными ресурсами компьютерных сетей;

  • необходимость овладения учащимися умений поиска и аналитической обработки информации, получаемой из Интернет; обязательный учет психолого-возрастных особенностей восприятия информации учащимися;

  • переосмысление роли преподавателя в процессе взаимодействия учащихся с информационными телекоммуникационными ресурсами;

  • учет в учебном процессе условий достижения максимального информационного контакта между участниками коммуникации;

  • варьирование различных методов работы с Интернет должно быть нацелено на формирование максимальной мотивации обучаемых к поиску и практическому использованию необходимых информационных ресурсов;

  • возможность работы обучаемых в индивидуальном и самостоятельном режимах;

  • выработка у обучаемых понимания адресной направленности информации, критического осмысления и систематизации информации;

  • выработка у обучаемых умений интерпретации информации, получаемой по телекоммуникационным каналам, с целью практического использования подобной информации в повседневной жизни.

Участники открытого и дистанционного образовательного процесса должны приобрести необходимые пользовательские технологические умения работы в Интернет: использование основных популярных программных средств (таких как InternetExplorer, NetscapeNavigator, OutlookExpress и т.п.), поисковых систем и каталогов (2). Не менее важны и существенны интеллектуальные умения работы с информацией различного вида: умения целенаправленно находить нужную информацию, видеть информацию целиком, а не фрагментарно, оценивать различные психологические приемы воздействия конкретной информации на человека, отличить корректную аргументацию, критически осмысливать информацию, сохранять и использовать ее в повседневной жизни; перерабатывать и представлять содержимое информационных ресурсов Интернет [6,5,4].


  1. Применение систем мультимедиа в открытом образовании.


Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека: компьютерном тренинге, бизнесе и других сферах профессиональной деятельности. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования.

Согласно наиболее распространенного определения мультимедиа (мультимедиа средства) представляет собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио – фрагментов и т.п.

Таким образом, упрощенно под мультимедиа можно понимать комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.) [4].

Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:

  • «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;

  • контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;

  • деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

  • дискретная подача аудиовизуальной информации;

  • тонирование изображения;

  • фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»;

  • многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» – видеофильм, в другом – текст);

  • демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм) [5,6].

В частности, системы мультимедиа обеспечивают целый арсенал средств более выразительных, чем текст. Программы мультимедиа предоставляют информацию не только в виде текстов, но и в виде трехмерной графики, звукового сопровождения, видео, анимации (1).

В настоящее время в процессе разработки специализированных средств ИКТ созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения (1,2).

Отдельной разновидностью технологий обработки графики, использующей достижения мультимедиа, являются системы автоматизированного проектирования. Они предназначены для автоматизации проектно-конструкторских работ в машиностроении, автомобилестроении, промышленном строительстве, дизайне и т.д.

Особые перспективы мультимедиа открывает для открытого и дистанционного образования.

Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс открытого и дистанционного обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между студентами, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.

Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах открытого и дистанционного учебного процесса. [5]

  1. Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании



Как известно, информационные технологии в образовании – дело уже предопределённое. Но раз за разом возникают вполне обоснованные сомнения в их полезности. Больше того, ряд учёных настаивают на вреде использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении и воспитании детей [6].

Это проблема вселенского масштаба. Без сомнения, технологии стали частью нашей жизни. Писатель и журналист Грег Топпо, выступая в ноябре 2012 г. на ежегодной конференции TED сделал небольшой остроумный исторический экскурс и поставил перед собравшимися ряд вопросов о влиянии технологий, в том числе и информационных, на подрастающее поколение. Без постановки возникающих проблем, невозможен поиск эффективных решений в образовании. У разработчиков информационно-технологических решений средств гораздо больше, чем у сторонников бескомпьютерного обучения. Отсюда такое хаотичное, обвальное внедрение новых технологических решений.

Известный ветеран индустрии высоких технологий Радж Дхингра (Raj Dhingra), имеющий богатый 20-летний опыт, убедительно доказывает полезность использования ИКТ в образовании. Для него это вопрос решённый.

У приверженцев информационной технологизации образования много убедительных доводов. Между тем, в нашем распоряжении весьма мало контраргументов. Чаще на уровне интуиции мы понимаем, что не стоит представлять все в радужных красках (3).

Однако многие технологические решения, пригодные для зарубежных стран, требуют соответствующей российской адаптации, учёта нашей специфики.





















Заключение


Анализируя проблемы использования ИКТ в образовании, следует, в первую очередь, отметить процесс внедрения ИКТ в систему образования, обеспечение учебных учреждений, школ и вузов компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Особо следует упомянуть положительный опыт внедрения ИКТ в систему образования за счет использования Правительством Москвы метода программного управления.

Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:

  • организацию семинаров и учебных курсов для администрации и сотрудников вузов, преподавателей школ и учебных центров по применению в обучении новых ИТО;

  • создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с применением новых ИТО;

  • активизацию работы по созданию тематической системы «ИТО» в рамках международной информационной сети по ИТ;

  • разработку методологических и методических основ системного анализа и синтеза ИТО, методов оценки обучения и образования на их основе;

  • разработку предложений по финансированию внедрения интегрированных информационно-коммуникационных технологий в образование за счет международного сообщества.





Список использованных источников:

  1. [ ] Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999–2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.

  2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

  3. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.

  4. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. – 303 с.

  5. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.

  6. Ильичев А.В., Петровский В.С., Яковлев А.И. и др. Прикладные проблемы системотехники / Под ред. А.В. Ильичева. – М.: Машиностроение, 1995. – 240 с.

Ра Электронные образовательные ресурсы:

1. ( ) Журнал «Информатика и образование» //http://infojournal.ru/journal/info/.

2. ИКТ в образовании // http://www.ict.edu.ru/

3. Журнал Зарубежный опыт http://didaktor.ru/takie-raznye-mneniya-ob-ispolzovanii-informacionnyx-texnologij-v-obrazovanii-zarubezhnyj-opyt/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!