Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Старостина Оксана Сергеевна. Позвольте представить вашему вниманию методический семинар на тему : «Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе посредством LEGO-технологий.
Как вы думайте, уважаемые коллеги, много ли нужно для счастья ребенку? Все мы родом из детства, и я думаю, что мне, как и вам, раньше для счастья достаточно было мяча, санок, коньков и велосипеда. Сегодня вместо детских уличных забав повсеместно властвуют планшеты и приставки.
Дети 21 века быстрее взрослых приспосабливаются к прогрессу: легко осваивают компьютерную технику и чувствуют себя во всемирной паутине как рыба в воде. При этом они не читают книг и испытывают проблемы в живом общении. Но сегодняшние дети не хуже своих сверстников из прошлого. Они просто иные. Возможно, их особенности завтра станут нормой в развитии личности.
Проблемы современных детей связаны с тем, что с рождения на них обрушивается лавина информации. Исчерпывающие ответы предоставляются по клику компьютерной мышки, поэтому ребенку уже не требуются личные исследования и эксперименты. Его мозг работает только как приемник всевозможных новостей, рекламы, видео и прочего контента. При этом мы замечаем, что дети разучились выдумывать игры, фантазировать, сочинять.
От переизбытка информации ребенок не в состоянии концентрироваться, становится рассредоточенным и гиперактивным и эта огромная проблема, с которой первым сталкивается учитель начальных классов.
Я часто задумываюсь, как сделать школьников активными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании?
Введение государственных стандартов образования предполагает использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. Стандарты нового поколения ориентируют учителей на гуманизацию процесса образования и создание условий для разностороннего развития личности ребёнка, при этом достижение результатов должно осуществляться путём системно - деятельностного подхода. Чтобы системно- деятельностный подход работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. С реализацией системно - деятельностного подхода посредством Lego-технологий я хочу познакомить вас сегодня.
Лего-технологии – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, в процессе которых у детей развиваются различные группы мышц, моторика рук. Перспективность применения ЛЕГО - технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. С помощью ЛЕГО - технологий формируются учебные задания разного уровня. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.
Применение во время учебного процесса конструктора ЛЕГО способствует повышению качества обучения, эффективности работы на уроке, активности детей.
В силу своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями, ведь намного интереснее и увлекательнее для детей создать тот или иной объект, образ или предмет своими руками, нежели просто увидеть его изображение на картинке в учебнике и послушать речь учителя.
Эти конструкторы помогают мне приносить творчество в обычную школьную практику, помогают ученикам преодолеть их трудности в освоении школьной программы, развивают их способности, в том числе и психологические. Lego-технологии позволяет мне сделать мои уроки незабываемыми, увлекательными и интересными.
Я применяю ЛЕГО на следующих школьных предметах: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, технология, изобразительное искусство.
Маленькому ребенку трудно даются абстрактные математические понятия. Манипулирование теми или иными предметами помогает привязать эти понятия к тактильному и двигательному опыту ребенка. Работа со счетным материалом служит одним из ключевых средств изучения математики на начальном этапе.
ЛЕГО - кирпичики имеют ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционным счетным материалом.
ЛЕГО - кирпичики позволяют легко переходить из привычного для ребенка трехмерного пространства в двухмерное пространство листа бумаги. Работая с ЛЕГО, дети развивают пространственное воображение, готовятся к восприятию геометрии в старших классах. Темы «Периметр» и «Площадь» являются сложными для понимания младших школьников.
Моя задача вовлечь учащихся в учебную деятельность путем конструирования лего-модели. Посмотрите как просто усвоить эту тему с помощью лего- кирпичиков. Выполняя данные построения учащиеся усваивают, что периметр-это длина замкнутой ломаной линии. Площадь- внутренняя поверхность фигуры.
Учащимся легко и понятно усвоить новые понятия, оперируя деталями конструктора. При изучении темы «Состав числа», кирпичики ЛЕГО являются наглядно – образными моделями тех интеллектуальных операций, которые учащиеся производят в ходе учебной деятельности:
- показывают, как образуются числа;
-способствуют формированию вычислительных навыков;
- знакомят с составом числа;
- развивают логику и мышление; познавательные процессы и коммуникативные навыки;
- а также мелкую моторику рук, ориентацию в пространстве и на плоскости;
- воспитывают аккуратность и четкость в работе, коллективизм, взаимопомощь
- развивают творческие способности учащихся.
ЛЕГО – поддержку я активно использую и на уроках обучения грамоте, русского языка. Можно определять количество гласных звуков в слове, количество слогов, определять ударный слог, выполнить фонетический разбор слова, определить части речи и многое другое.
Уважаемые коллеги! Позвольте к вам обратиться с вопросом: Помните ли вы, что такое фонетический разбор слова? Да, это звуко - буквенный разбор. Абстрактный термин "звук" весьма трудно понять младшему школьнику. Для решения этой задачи также можно использовать ЛЕГО. Звуки обозначаем так: красный кирпичик- гласный, согласный и твердый звук - синий, а согласный и мягкий - зеленый. Посмотрите, как выглядит слово ученик.
Когда ребенок совершает определенные манипуляции, работа над звуковым анализом слова проходит в игровой форме. Это способствует лучшему усвоению материала.
ЛЕГО – конструкторы широко используются на уроках по «Окружающему миру». Темы уроков различные: Части растений, Кто такие насекомые, Организм человека, Съедобные и несъедобные грибы. На этапе работы по конструированию моделей ребята учатся работать в группе из 2-4 чел, дает положительные результаты: дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу и к неудачам товарища, чаще приходить на помощь друг другу.
При изучении предмета литературное чтение. На этапе изучения букв ребята, знакомясь с буквой, выкладывают на панели изображение буквы или делают объемную букву. Таким образом легче запоминается графическое изображение букв.
Благодаря ЛЕГО на занятиях создается атмосфера, в которой дети чувствуют себя хозяевами, творцами.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Использование Лего - конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т. к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.
Работа с конструкторами Lego создаёт благодатную почву для формирования Универсальных Учебных Действий. Психологом нашей школы ежегодно проводится мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий. Результаты мониторинга за 2 и 3 класс вы видите на слайде. Отрадно отметить, что высокий уровень сформированных личностных универсальных действий возрос на 10%Коммуникативных –на 14% ,Регулятивных на 16 %,
Познавательных на 12% На сегодняшний день я могу с уверенностью сказать об эффективности использования ЛЕГО –технологий.
Результаты мониторинга уровня сформированности УУД
| 2 класс | 3 класс |
УУД | Методика | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Личностные УУД | Мотивация учебной деятельности (Методика Нежновой) | 34% | 53% | 13% | 41% | 49% | 10% |
Самооценка Методика «Лесенка» | 20% | 77% | 3% | 27% | 70% | 3% |
Морально-нравственные ценности Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» | 55% | 45% | 0 | 65% | 35% | 0% |
Коммуникативные УУД | Методика «Стандартизированное наблюдение» | 55% | 45% | 0 | 69% | 31% | 0 |
Регулятивные УУД | Методика «Графический диктант», | 52% | 42% | 6% | 70% | 27% | 3% |
Методика «Черточи-палочки» | 51% | 49% | 0 | 55% | 42% | 3% |
Познавательные УУД | Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (Э.Ф.Замбацявичене) | 34% | 53% | 13% | 48% | 42% | 10% |
Личностные:
повышается ценностно-смысловая ориентация учащихся;
формируется положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;появляется стремление к освоению новых видов деятельности и участию в созидательном процессе, умение самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
происходит осознание себя как личности, способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные:
- учатся осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе;
-формируется умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения, выводы;
формируется умение понимать информацию, представленную в изобразительной, табличной, схематичной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач, а также самостоятельно
отображать информацию в различной форме.
Регулятивные:
развитие способности к целеполаганию– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
развитие способности к планированию– определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности выполняемых действий;
развитие способности к прогнозированию– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
формирование действия контроля – форма сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
формирование действия коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его продукта;
развитие способности к оценке – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
формирование волевой саморегуляции – способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
На сегодняшний день я могу с уверенностью сказать об эффективности использования ЛЕГО , которые способствует формированию умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.