ЗАЩИТА ОПЫТА
««Использование ИКТ-технологий как средство формирования познавательного интереса младших школьников»»
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Когда-то давно Один мудрец задал окружающим три вопроса:
«Какое дело у человека самое важное?
Какое время у человека самое важное?
Кто из людей для нас самый важный?» Ответьте, пожалуйста. (ответы - послушать) А вот что ответил мудрец:
«Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».
Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в наших детей.
Мы живем в XXI веке, который именуют веком высоких компьютерных технологий, веком информатизации, веком электронной культуры. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Обращение детей к образовательным возможностям информационных технологий является весьма актуальным, эффективным и целесообразным, владение информационными технологиями ставится сегодня в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Впервые переступив порог школы, ребёнок попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности, но не просто искать, а сколько уметь их добывать и применять их в любой ситуации. Следовательно, учителю просто необходимо владеть современными методиками и новыми ИКТ технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком и применять их в учебно-воспитательном процессе.
Исходя из этого, обозначена тема моего опыта: «Использование ИКТ-технологий как средство формирования познавательного интереса младших школьников» (СЛАЙД 1)
И главная моя цель: создание условий для развития познавательного интереса обучающегося посредством информационно-коммуникационных технологий.
(СЛАЙД 2)
А для реализации цели поставила следующие задачи:
развитие мотивации к обучению;
развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;
развитие его возможностей и познавательной активности с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников.
Обучение любому предмету должно быть организовано так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он сам стремился получать новые знания.. Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом развития познавательной деятельности обучающихся. Познавательная активность ребёнка организует внимание, если изучаемый материал интересен, а значит, и уроки должны быть интересным и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования в учебном процессе (СЛАЙД) ИКТ технологий и Lego технологии, игры, мини исследования, проблемные ситуации, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности. При этом учитывая психологические особенности младшего школьника при планировании уроков, четко продумываю цель, место и способ использования ИКТ.
На уроке с применением информационных технологий центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Большую часть информации мы получаем визуально, и применение ИКТ технологий оживляют учебный процесс, повышают мотивацию, а также реализуется принцип наглядности. Использую информационные технологии на всех этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления контроля и самоконтроля, при проведении физкультминуток, при объяснении нового материала, закреплении, повторении. Сама создаю и применяю уже готовые презентации к урокам по предметам, которые есть на дисках для 1, 2 и 3 классов. Например, на уроках математики презентации хорошая наглядность и средство развития мышления и формирования математических понятий. Презентации об окружающей нас природе, животных, морях и океанах, природных зонах, явлениях природы для уроков окружающего мира просто находка, а если это еще и анимация, то цены нет. Применяю видеофрагменты и сюжеты из мультфильмов, сказок, в начале урока, как для мотивации и постановки задач урока, так и на этапе закрепления. Презентации - портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки…… На уроках изобразительного искусства, технологии - показываю портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка, образцы изделий, этапы работы над проектом и исследовательской работой. Презентации, видеосюжеты, анимационные ролики оживляют урок, развивают мышление, воображение, фантазию, творчество. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектов, расширяют возможность самостоятельной работы учащихся, формируют навыки исследовательской деятельности, обеспечивают доступ к различным справочным системам, информационным ресурсам, а значит, способствуют повышению качества образования.
У меня есть сегодня возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов (мел, ручка, доска) с перспективными SMART-доской, мультимедийным проектором и документ-камерой. Электронная доска SMART легко вовлекает детей в учебный процесс, позволяет во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения, делать быстрые заметки, сохранять или не сохранять записи прямо в слайде, корректировать рукой на доске, а документ-камера позволяет наглядно продемонстрировать любое изображение на экране.
Еще одна из известных и распространенных сегодня педагогических технологий это Lego-технология, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка, использую на уроках и во внеурочной деятельности по робототехнике. Применение конструктора Lego развивает умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук. Дети проявляют свои творческие способности, фантазии, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. Lego универсальна и объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, выступает способом исследования и ориентации ученика в реальном мире, пространстве и времени. На уроках математики при изучении состава чисел до 10 (используем плато и Lego – кирпичики двух цветов). Например, работая с составом числа 7, ученик выкладывает на плато 3 красных и 4 зеленых кирпичика. А другой ученик выбирает другое решение задачи и выкладывает на своем плато 2 красных 5 зеленых кирпичиков. Все варианты можно просмотреть через документ-камеру и вывести на экран. При установлении взаимосвязи между частями и целым(используем плато и Lego -кирпичики разных цветов по количеству частей), при решении задач ученики заменяют известные данные в задаче кирпичиками разных цветов уже идет моделирование (используем плато и Lego - кирпичики, заменяя краткую запись задачи), а построенная модель позволяет ученику решить задачу быстро и правильно.
Для меня использование ИКТ-технологий на уроке позволили ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, сделать ярче, информативнее и увлекательнее уроки, удерживать внимание учащихся, особенно непоседливых детей, она целиком увлекает их. Ребёнок становится ищущим, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Такие уроки расширяют и закрепляют полученные знания, повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, дают возможность проявить себя. Фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, поэтому надо учить его излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий, учить делать презентации, мини проекты, проводить исследования, составлять кроссворды, ребусы.
С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах. А для проверки и закрепления применяю компьютерное тестирование, которое дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками". Тестирование с помощью компьютера нравится ученикам, потому что ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной и большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе слышатся звуки или появляются забавные герои, такое тестирование не вызывает у ученика отрицательных эмоций.
Время урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на интересующие детей вопросы и тогда на помощь приходят внеклассные занятия. Веду внеурочную деятельность «Робототехника» и «Азбука добра» где также применяю информационные технологии и электронные ресурсы (презентации, логические игры, тесты, ресурсы Интернет, видеофайлы), которые в силу своей наглядности, красочности и простоты имеют большой развивающий и воспитательный эффект. Например, при проведении классного часа «Мир профессий»: использовалась презентация с разнообразными заданиями: доскажи словечко, восстанови пословицу, отгадай загадки, установи соответствия и др.
Но между тем не надо забывать и о здоровье обучающихся, поэтому соблюдаю нормы «экранного» времени по СанПину, и комбинирую виды работ на уроке, использую физминутки, зарядку для глаз.
(СЛАЙД) Таким образом, применение на уроках ИКТ позволяют: сделать урок эмоционально насыщенным и наглядным; предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией; дает возможности для профессионального роста; расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета).
О результативности использования ИКТ технологий говорят повышение интереса к учебе у обучающихся, рост положительной мотивации; повышение производительности учебно-воспитательного процесса; качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
(СЛАЙД) Мои ученики участвуют и занимают призовые места в конкурсах школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровней:
- призеры международных проектов «Видеоурок», «Мультиурок», «Интолимп»;
- победители и призеры международных олимпиад «Мега-талант»;
-победители и призеры всероссийской олимпиады для младших школьников «Мета-школа», «Мир олимпиад», «КИТЕНДО» (имеются дипломы победителей и призеров);
- призеры регионального конкурса «Весенняя капель» в номинации «В окно повеяло весною»; районного заочного конкурса «Дорога без опасности - 2018»;
-приняли участие в региональном конкурсе «Край камчатский – родина талантов»;
-проекты публикуются в школьной газете «СМС».
Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок