СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся, как способ повышения качества учебного процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Защита опыта работы на конкурсе "Педагогический дебют"

Просмотр содержимого документа
«опыт»

Публичное представление педагогического опыта

учителя начальных классов

Рябчинская Анна Олеговна


(слайд 1) Здравствуйте меня зовут Рябчинская Анна Олеговна я учитель начальных классов средней школы № 1


(слайд 2) 1.Актуальность и перспективность опыта .

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся, как способ повышения качества учебного процесса ».

( слайд 3) Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она созвучна с проблемой нашей школы. На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает в качестве общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество развития личности ученика. Благодаря развитию индивидуальных качеств мышления, человек ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные знания в конкретной обстановке.

(слайд 4) Цель данной проблемы – обоснование условий и определение наиболее эффективных методов познавательной деятельности учащихся к изучению предметов школьного цикла.

Задачи:

1. Определить основные характеристики активизации познавательной деятельности .

2. Проанализировать проблемы в организации познавательной деятельности и способы их решения.

3. Описать условия эффективности управления познавательной деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время.


Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

(слайд 5) Ученик должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи, мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий.

Поэтому моя роль, как учителя состоит не в том, чтобы сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Для этого при обучении необходимо создать в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению в их умственном развитии. Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умение думать, не учит тем мыслительным операциям, с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития. Это побуждает меня к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике, направленных на формирование логического мышления.


3. Наличие теоретической базы опыта.

Для решения данных задач использовалось изучение публикаций в области познавательной деятельности, организации и условиях развития познавательного интереса , проблем формирования ключевых компетенций учащихся и пути их решения.

(Слайд 6) Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

(слайд 7) Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на
необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к
учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое
учит детей «мыслить чужим умом». К.Д.Ушинский писал «Ученикам следует –- передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».


4. Ведущая педагогическая идея

заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся.

Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, вести здоровый образ жизни, проявлять стойкую жизненную позицию. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.

Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Многое может сделать семья. Ребёнку важно, чтобы мама и папа были рядом, одобряли его, поддерживали. Помимо семьи, развитию познавательной активности ребёнка самое серьёзное внимание должна уделять школа.

(слайд 8) Существует множество форм организации познавательной деятельности. Я выбрала я остановилась на следующих.



5. Оптимальность и эффективность средств.

(слайд 9)- учебно - игровая деятельность. Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на нестандартных уроках. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною. На уроке математики в конце года проводится игра «Математическая карусель», где есть ученики-эксперты, оценивающие работу обучающихся, распределённых на группы. В течение игры обучающимся предлагаются задания по темам, изучаемым в течение года ( например, задачи, уравнения, решение примеров на порядок действий, на умножение, деление, логические задачи). На выполнение работы даётся 5 минут, подводятся итоги, затем эксперты меняются местами, игра продолжается. В конце игры выбирается лучший математик. Такая игра активизирует ребят, да и познавательная активность на высоком уровне. По литературному чтению к юбилеям писателей совместно со школьным библиотекарем проводятся игры по экипажам. Каждый экипаж знакомится с творчеством писателя, в ходе игры выясняется, кто из ребят принёс победу экипажу. На уроках окружающего мира часто проверка знаний проводится в виде «Своей игры». Каждый вопрос оценивается в определённое количество баллов, побеждает тот экипаж, который набрал наибольшее количество баллов.

- дидактические игры. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто правильней?», « Кто быстрей?», « Чей экипаж самый сообразительный?», «Мозговой штурм». Этот метод хорошо используется на уроках математики, где требуется найти закономерность в числовом ряду, или найти ошибки в готовых вычислениях. помогают в выборе дидактических игр такие пособия: «Устные упражнения на уроках математики 4 класс» Л.Г.Петерсон, И.Г. Липатникова, Москва , 2001 г. «Репетитор для «умных» детей» ,Т.Н.Подсекина, Н.А.Шкильменская, г.Коряжма, 2014 г.Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003г.и др.


(слайд 11)- работа в парах, группах. Групповая и парная работа присутствует почти на каждом уроке. Она помогает при изучении нового материала, закреплении, нахождения путей решения проблемы, помогает обучающимся оценивать работу других обучающихся, активизирует учебный процесс. На слайде вы видете проведение урока окружающий мир, по теме «Природные пояса». Класс был разделен на три группы, каждая группа готовила доклад о природном поясе. В каждой группе принимал участие каждый ученик (это нахождение информации про растения, про животных данного природного пояса, работа с географической картой и атласом.) На подготовку давалось 20 мин, после этого ребята выходили к доске и раскрывали данную тему.


(слайд 12) проблемное обучение. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. С введением ФГОС, проблемная ситуация должна быть обозначена на каждом уроке. Урок становится интереснее, когда дети пытаются решить эту проблемную ситуацию, предлагая различные пути. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.


(слайд 13) Использование информационно - коммуникационных технологий обеспечивает богатство содержания обучения и многообразие видов деятельности учащихся на уроке, позволяет сделать уроки и внеклассные мероприятия интереснее, повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. В работе использую дидактический материал, ресурсы сети Интернет. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и  инновационные методы обучения, что несет  прогнозируемый  результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка Создание новых средств получения информации дает толчок для  развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

Также ребята сами готовят проекты с использованием мультимедия презентаций.

С первого класса все учащихся завели портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют его познавательную активность.


(слайд 14) 6. Результативность опыта .

Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.

(слайд 15) Показатели качества знаний учащихся подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. (таблица КЗ)

(Слайд 16) Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам. Ребята с удовольствием принимают участие в школьных, всероссийских и международных олимпиадах, где показывают высокие результаты. (таблица)


(слайд 17) С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами выступала:

1) на педагогическом совете школы:

1. Доклад «Формы воспитательной работы здорового образа жизни школьников» 2017г.

4. Доклад «Первые результаты обучения основам православной религии» 2017г.

3) ШМО учителей начальных классов:

1. «Работа над совершенствованием техники чтения», 2017г.

2. «Суть изменения современного урока с введение ФГОС», 2017г. (Слайд 18)


(слайд 19) Также имею свою страничку в интернете, где размещаю конспекты проведенных уроков, делюсь своим опытом https://multiurok.ru/annaryabchinskay/ конспекты


Я буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.  

Просмотр содержимого презентации
«опыт»

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Рябчинская Анна Олеговна МБОУ СОШ №1

Обобщение опыта работы учителя начальных классов

Рябчинская

Анна Олеговна

МБОУ СОШ №1

Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся, как способ повышения качества учебного процесса»

Тема:

«Активизация познавательной

деятельности обучающихся, как способ повышения качества учебного процесса»

ФГОС

ФГОС

Цель данной работы –определение наиболее эффективных методов активизации познавательной деятельности для повышения качества учебного процесса. Задачи: 1. Определить основные характеристики активизации познавательной деятельности . 2. Проанализировать проблемы в организации познавательной деятельности и способы их решения. 3. Описать условия эффективности управления познавательной деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время .

Цель данной работы –определение наиболее эффективных методов активизации познавательной деятельности для повышения качества учебного процесса.

Задачи:

1. Определить основные характеристики активизации познавательной деятельности .

2. Проанализировать проблемы в организации познавательной деятельности и способы их решения.

3. Описать условия эффективности управления познавательной деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время .

Познавательная деятельность  — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Познавательная деятельность  — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Учебно-игровая

Учебно-игровая

Дидактические игры

Дидактические игры

Работа в парах

Работа в парах

Проблемное обучение

Проблемное обучение

Использование ИКТ

Использование ИКТ

Качество знаний Отличники и хорошисты 2016-2017 1 четверть 2 четверть

Качество знаний

Отличники и хорошисты

2016-2017

1 четверть 2 четверть

Результаты учащихся за последние полгода Фамилия имя Название мероприятия Денисова Анастасия Уровень Неделя русского языка Дрибенец Андрей Лихачев Семен Год ОУ III Всероссийская олимпиада «Потенциал России – школьники за предпринимательство»  Всероссийская олимпиада Ким Кристина Онлайн-олимпиада Результат Игра «Путешествие по островам» 2017 Грамота Онлайн-олимпиада 2017 III Всероссийская олимпиада «Потенциал России – школьники за предпринимательство» Онлайн-олимпиада Кузнецов Алексей Онлайн-олимпиада 2017 по математике Неделя мониторинга Сертификат ОУ Олимпиада по окружающему миру 2017 2017 Похвальная грамота Всероссийская неделя мониторинга международный Диплом Грамота 2017 Рейтинг по литературе Всероссийский рейтинг по литературе Сертификат Диплом 2 степени международный Олимпиада по окружающему миру Диплом II степени 2017 Диплом 2 степени Диплом

Результаты учащихся за последние полгода

Фамилия имя

Название мероприятия

Денисова Анастасия

Уровень

Неделя русского языка

Дрибенец Андрей

Лихачев Семен

Год

ОУ

III Всероссийская олимпиада «Потенциал России – школьники за предпринимательство»

Всероссийская олимпиада

Ким Кристина

Онлайн-олимпиада

Результат

Игра «Путешествие по островам»

2017

Грамота

Онлайн-олимпиада

2017

III Всероссийская олимпиада «Потенциал России – школьники за предпринимательство»

Онлайн-олимпиада

Кузнецов Алексей

Онлайн-олимпиада

2017

по математике

Неделя мониторинга

Сертификат

ОУ

Олимпиада по окружающему миру

2017

2017

Похвальная грамота

Всероссийская неделя мониторинга

международный

Диплом

Грамота

2017

Рейтинг по литературе

Всероссийский рейтинг по литературе

Сертификат

Диплом 2 степени

международный

Олимпиада по окружающему миру

Диплом II степени

2017

Диплом 2 степени

Диплом

https://multiurok.ru/annaryabchinskay/

https://multiurok.ru/annaryabchinskay/

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ