Защита опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников»
Представляю вам опыт моей работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
В дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание.
Включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Я уделяю большое внимание ознакомлению детей с финансовой грамотности. Чтобы детям было понятно и интересно я стараюсь подбирать разные приемы и формы работы с детьми. С ознакомлением финансовой грамотности применяю кубик Блум. На кубике Блум 6 граней. На каждой грани написано, что делать – Предложи, Обясни, Почему, Придумай, Назови, Расскажи. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому я использую разные сюжетно-ролевые игры: «Мы идем в магазин», «Супермаркет», «Банк», «Магазин игрушек». С детьми ходили на экскурсию в магазин. Продавец рассказала о кассе, об оплате за покупки карточкой или наличными деньгами. Дети в средне-старшей группе играли и примеряли на себя функцию покупателя и продавца. В ходе игр создавала для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку?
Большой потенциал для развития финансовой грамотности заложен в подвижных играх. Я проводила с детьми подвижные игры: «Передай монетку», «Мы монетки», «Кто быстрее?».
Элементарные навыки финансовой грамотности сформировать у детей в детском саду легче через использование дидактических игр. Особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются в игровой форме. Играя, дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание. Через игру ребенок приобщается к миру финансов.
В своей работе я использую разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно - печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения. Дети моей группы любят играть в дидактические игры: «Профессии», где ребята узнают о различных видах труда. Дидактическая игра: «Что можно и что нельзя купить за деньги?». Цель: формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (время, радость, любовь, сон, дружба и пр.) за деньги не купишь. На столе лежат карточки и дети говорят, что можно купить, а что нельзя купить за деньги.
Дидактическая игра «Доход-Расход». Целью игры служит формирование основ финансовой грамотности.
Игра «Размен» Цель: научить считать деньги. На столе лежат монеты и купюры разных номиналов. Я выдаю детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставляю несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
В работе с детьми по финансовой грамотности применяла экономические сказки.
Также работа по воспитанию финансовой грамотности проходит в тесном контакте с родителями воспитанников.
Дети и родители принимали участие в выставке «Финансовая грамотность в рисунках».
В работе с родителями использую папку-передвижку «Принципы финансового воспитания в семье». Я опубликовала статью «Роль финансовых игр в дошкольном возрасте» на сайте мультиурок, картотеку финансовые игры в дошкольном возрасте на сайте маам и инфоурок.
Таким образом, у детей формирование представлений детей о финансовой грамотности, деньгах, потребностях, бюджете развиваются через игровую деятельность. Спасибо за внимание!