Всероссийский конкурс педагогического мастерства
«Мой лучший урок»
Локатькова
Елена Михайловна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ольговская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
http://aida.ucoz.ru
Урок литературы в 7 классе
«Леонид Николаевич Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека»
Место урока в изучаемом разделе
Раздел «ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
XX ВЕКА»
Цель урока: НАУЧИТЬ УМЕНИЮ АНАЛИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ.
Задачи урока:
- Обучающие: научить обучающихся пониманию литературы как особого способа познания жизни; формировать умение анализировать художественный текст.
2. Развивающие: развитие навыков творческой работы в парах; формирование у обучающихся умения облекать яркие эмоциональные впечатления в словесном рисовании, выражающее их внутреннее состояние.
3. Воспитательные: воспитание доброты, способности сопереживать, потребности защищать и оберегать «братьев наших меньших», содействовать нравственному воспитанию обучающихся.
Тип урока : урок «открытия» нового знания
Приёмы формирования ключевых компетенций
- Применение стратегии «Кольца Венна»
- Три уровня домашнего задания
Структура урока
I. Организационный момент
II. Этап постановки целей урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
- Выборочное чтение(подготовка к стратегии «Кольца Венна»)
- Стратегия «Кольца Венна»(работа в парах)
- Инсценировка эпизода «А Кусаку придётся оставить»
- Стратегия «Кластер»
IV. Этап закрепления и выводов
- Вступительное слово учителя
- Постановка целей урока
III. Работа по теме урока
V. Этап информации о домашнем задании
VI. Этап рефлексии
- Выбор афоризмов. Работа в парах.
- Представление обучающимися биографии Л.Н.Андреева
- Работа с выставкой книг
- Словарная работа
- Аналитическая беседа по тексту
Организационный момент
Китайская пословица гласит: «Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления».
фото
Мотивация учебной деятельности обучающихся
Наш мир огромен, в нём есть всё: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нём уживаются верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие. Главная задача для каждого из нас не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь. И как важно, чтобы в своих жизненных поисках, когда будут терзать какие – то сомнения, вы обращались к книгам, к писателям.
Выбор афоризмов (эпиграфы к уроку). Работа в парах.
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
А. де Сент-Экзюпери
« …Чтобы понять, есть ли у животного душа, надо самому иметь душу»
Альберт Швейцер
Представление обучающимися биографии Л.Н.Андреева
Словарная работа
Выставка книг
Аналитическая беседа. Композиция произведения
Кульминация
3 часть. ЛЕТО
Завязка Развязка
2 часть. ВЕСНА 4 часть. ОСЕНЬ
Экспозиция Эпилог
1 часть. ЗИМА 5 часть. ОСЕНЬ
Выборочное чтение (подготовка к стратегии «кольца Венна»)
1 группа
Найти в тексте и выразительно прочитать словосочетания и предложения, показывающие состояние собаки зимой.
2 группа
Найти в 3 части рассказа и выразительно прочитать словосочетания и предложения, показывающие, как расцвела Кусака, какой она стала счастливой.
3 группа
Подготовить выразительное чтение отрывка из 3-ей части «Кусака играет с детьми»
Стратегия « Кольца Венна»
Сущность собаки
Умная, гордая, стремится к общению. Хотела ласки. Хотела служить людям, быть нужной.
1 группа
Подобрать слова, показывающие, какой одинокой, страдающей, несчастной была собака до встречи с дачниками.
2 группа
Подобрать слова, передающие, как изменилась кусака летом, какой стала её жизнь.
3 группа
Подобрать слова, показывающие сущность собаки, какой она была от природы.
До
Бездомная, одинокая,
Голодная, злая, кусачая,
Грязная, некрасивая ,
После
Расцвела, шерсть стала лосниться, как атлас; ласковая, игривая, добрая, преданная, Сытая, красивая, счастливая
Инсценировка эпизода
« А Кусаку придётся оставить…»
Стратегия «Кластер»
УВАЖЕНИЕ ПОНИМАНИЕ ЗАБОТА
ПОМОЩЬ ПРОЩЕНИЕ ЖАЛОСТЬ
ЖАЛОСТЬ ДОБРОТА
СОСТРАДАНИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ
ЛЮБОВЬ СОЧУВСТВИЕ
МИЛОСЕРДИЕ
Этап закрепления и выводов
Только ли в отношении животных нужно проявлять милосердие?
Домашнее задание
Написать эссе
«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
Этап рефлексии
«РАДУГА НАСТРОЕНИЯ»