ТИПИЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ в употреблении ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ множественного числа родительного падежа
Проект выполнили:
Громов Дмитрий, учащийся 5 «А» класса
Зайцев Вячеслав, учащийся 5 «А» класса
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Селиверстова Виктория Викторовна
Проблема
Задание 7 ЕГЭ по русскому языку, 11 класс
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
стоял в очереди после НЕЁ вещи лежат в ШКАФУ рассказы о нашем КРАЕ килограмм ПОМИДОР романтических ГЕРОИНЬ
Правильный ответ: ПОМИДОРОВ
Проблема
Задание 8 ОГЭ по русскому языку, 9 класс
Раскройте скобки и запишите слово « абрикосы » в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка
Для приготовления десерта понадобится банка консервированных (абрикосы).
Правильный ответ: АБРИКОСОВ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Многие люди (в том числе и обучающиеся ) говорят:
«Дайте мне пять килоГРАММ апельСИН»,
или « У нас нет чистых носОК»
или « На митинге было семь солдаТОВ».
Это неправильное употребление.
Нужно говорить: «пять килограммОВ апельсиНОВ», «Нет нокОВ», «семь солДАТ».
Все эти формы употребления слов изучают в 5 классе, но многие забывают, как их нужно употреблять. Нужно помочь обучающимся выучить эти словоупотребления, т.к. эти знания проверяют на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 9 и 11 кл.
Цель проекта : изучение особенностей образования форм существительных множественного числа в родительном падеже.
Задачи проекта :
1. Собрать материал - исследование различных групп существительных и способов образования множественного числа в родительном падеже.
2. Выделить правила и исключения.
3. Сделать выводы и предоставить продукт.
4. Защитить проект.
гипотеза проекта:
Типичные грамматические ошибки в употреблении существительных во множественном числе родительном падеже возникают вследствие нарушения правил образования форм слова, обусловленных сложностью русского склонения, особенностями фонетики и морфологии языка, а также недостаточной осведомленностью говорящих о нормах литературного произношения
Основные положения гипотезы:
- Многие ошибки связаны с неправильным выбором окончания формы множественного числа родительного падежа, особенно в случаях, когда имеются исключения или нерегулярные формы (например, чулков вместо правильного чулок)
- Сложности восприятия звукового облика слова могут приводить к искажению правильной формы (дровьев вместо дров)
- Недостаточная информированность носителей языка о существующих правилах, нормы литературного употребления слов часто приводят к распространённым ошибкам
- Большое количество вариантов склонения существительных делает запоминание правильных форм сложной задачей даже для грамотных носителей языка
План проекта
- Фундаментальные основы русского языка
- Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имён существительных
- Анкетирование
- Практическая работа - игровые карточки с существительными в форме множественного числа родительного падежа
- Заключение
Фундаментальные уровни русского языка
- Дайте мне 5 айв, нет, айвов, айвей.
Дайте 2 айвы и 3 айвы.
Разговор в магазине
Тенденция
Существительное
в начальной форме имеет нулевое окончание
томат
Существительное в форме р.п. мн.ч.
- ненулевое окончание
томат ов
Существительное
Существительное в форме р.п. мн.ч. – нулевое окончание
в начальной форме имеет ненулевое окончание
песен
песн я
Продолжите по образцу
- Лимоны – лимонов , апельсины, мандарины, томаты;
- Метры – метров , граммы, гектары;
- Число – чисел , кресла, бревна, полотна, волокна, ребра, ядра;
- Брызги – брызг , брюки, бусы, каникулы, макароны;
- Вафля – вафель , туфли, оглобли;
Проверьте
- Лимоны – лимонов, апельсинов, мандаринов, томатов
- Метры – метров, граммов, гектаров;
- Число – чисел, кресел, бревен, полотен, волокон, ребер, ядер;
- Брызги – брызг, брюк, бус, каникул, макарон;
- Вафля – вафель, туфель, оглобель.
Анкетирование
- В ходе работы над проектом было проведено анкетирование учащихся 5, 7, 9, 11-х классов, цель которого - выявление затруднений в правильном употреблении форм множественного числа родительного падежа.
Класс:
Поставьте существительное в форму множественного числа родительного падежа
ЧУЛКИ (нет чего?) _____________________
НОСКИ (нет чего?) _____________________
САПОГИ (нет чего?) ___________________
ТУФЛИ (нет чего?) _____________________
ПЛАТЬЯ (нет чего?) _____________________
КИЛОГРАММЫ (нет чего?)________________
ПОМИДОРЫ (нет чего?) __________________
МАКАРОНЫ ( нет чего?) __________________
ЯБЛОКИ (нет чего?) _____________________
ВАФЛИ (нет чего?) _____________________
ЯСЛИ (нет чего?) ________________________
ПРОСТЫНИ (нет чего?) __________________
ГРАБЛИ (нет чего?) ____________________
ДЕЛА (нет чего?) ________________________
СОЛДАТЫ (нет чего?) ___________________
По итогам проведенного анкетирования были получены следующие результаты :
Класс
5
Общее количество опрошенных
Нет ошибок в образовании слов
18
7
9
20
Допущено
0 чел.- 0%
Допущено
22
0 чел.- 0 %
1 - 2 ошибки
2 чел.-11,2%
11
3 чел.- 13,6%
3 - 4 ошибки
Допущено
3 чел.-16,6%
1 чел.- 5,0%
Всего
11
13 чел.- 72,2%
5 и более ошибок
4 чел.- 18,2%
8 чел.- 40,0%
71
3 чел.- 27,3%
5 чел.- 22,7%
11 чел.- 55,0%
3 чел.- 27,3%
Средний 8,5%
10 чел.- 45,5%
3 чел.- 27,3%
Средний 14,1%
2 чел.- 18,1%
Средний 26,7%
Средний 50,7%
По результатам анкетирования школьников разных классов , по затруднениям в образовании форм существительных множественного числа родительного падежа можно сделать выводы:
- 5 класс - большинство учеников этой категории испытывают серьёзные трудности и делают много ошибок при написании.
- 7 класс - почти половина делают максимум 1-2 ошибки, но всё равно значительная часть сталкивается с трудностями.
- 9 класс - большинство учеников делает меньше ошибок, и процент тех, кто ошибается много, значительно снизился.
- 11 класс - самые взрослые школьники показывают наилучшие результаты — почти треть без ошибок, и общее число ошибок снижается.
- Можно сделать вывод: с возрастом и опытом у учеников снижается количество ошибок при образовании форм существительных множественного числа родительного падежа.
- Но всё ещё остаётся значительный процент учеников, испытывающих трудности, особенно в младших классах.
- Это говорит о необходимости усиленной работы над этим аспектом русского языка в младших классах. Ученикам необходимо запомнить образования форм этих слов, чтобы правильно употреблять их в речи.
Практическая работа
игровые карточки с существительными в форме множественного числа родительного падежа
- Типичные грамматические ошибки в образовании существительных о множественном числе родительного падежа являются распространенной проблемой у изучающих русский язык.
- Для устранения данной трудности важно регулярно повторять правила образования форм этих слов, уделять внимание практическим упражнениям и развивать привычку читать классическую русскую литературу.
- В данной работе была поставлена цель изучения особенностей образования форм существительных множественного числа в родительном падеже.
- Цель была достигнута через поставленные ранее задачи.
- 1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 539 с. – (Высшее образование)
- 2. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики: учебное пособие / Д.Э Розенталь, И.Б. Голуб. – М: Рольф, 2000. – 208 с.
- 3. Культура речи. Правильное употребление имён существительных. Орфоэпические нормы. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/394/
- 4. https://russkiiyazyk.ru/kultura-rechi/grammaticheskie-normy.html
- 5.https://www.art-talant.org/publikacii/85462-roditelynyy-padegh-suschestvitelynyh-mnoghestvennogo-chisla