СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита (презентация ) УЧЕБНОГО ПРОЕКТА по русскому языку на тему "ТИПИЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Защита (презентация ) УЧЕБНОГО ПРОЕКТА по русскому языку на тему "ТИПИЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ" 5 класс»

ТИПИЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  в употреблении ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ множественного числа родительного падежа   Проект выполнили: Громов Дмитрий, учащийся 5 «А» класса Зайцев Вячеслав, учащийся 5 «А» класса Руководитель: учитель русского языка и литературы Селиверстова Виктория Викторовна  

ТИПИЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ в употреблении ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ множественного числа родительного падежа

Проект выполнили:

Громов Дмитрий, учащийся 5 «А» класса

Зайцев Вячеслав, учащийся 5 «А» класса

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Селиверстова Виктория Викторовна

 

Проблема Задание 7 ЕГЭ по русскому языку, 11 класс В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.    стоял в очереди после НЕЁ  вещи лежат в ШКАФУ  рассказы о нашем КРАЕ  килограмм ПОМИДОР  романтических ГЕРОИНЬ  Правильный ответ: ПОМИДОРОВ

Проблема

Задание 7 ЕГЭ по русскому языку, 11 класс

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

стоял в очереди после НЕЁ вещи лежат в ШКАФУ рассказы о нашем КРАЕ килограмм ПОМИДОР романтических ГЕРОИНЬ

Правильный ответ: ПОМИДОРОВ

Проблема Задание 8 ОГЭ по русскому языку, 9 класс  Раскройте скобки и запишите слово « абрикосы » в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка  Для приготовления десерта понадобится банка консервированных (абрикосы).  Правильный ответ: АБРИКОСОВ

Проблема

Задание 8 ОГЭ по русскому языку, 9 класс

Раскройте скобки и запишите слово « абрикосы » в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка

Для приготовления десерта понадобится банка консервированных (абрикосы).

Правильный ответ: АБРИКОСОВ

АКТУАЛЬНОСТЬ  Многие люди (в том числе и обучающиеся ) говорят:  «Дайте мне пять килоГРАММ апельСИН»,  или « У нас нет чистых носОК»  или « На митинге было семь солдаТОВ».  Это неправильное употребление.  Нужно говорить: «пять килограммОВ апельсиНОВ», «Нет нокОВ», «семь солДАТ».  Все эти формы употребления слов изучают в 5 классе, но многие забывают, как их нужно употреблять. Нужно помочь обучающимся выучить эти словоупотребления, т.к. эти знания проверяют на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 9 и 11 кл.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Многие люди (в том числе и обучающиеся ) говорят:

«Дайте мне пять килоГРАММ апельСИН»,

или « У нас нет чистых носОК»

или « На митинге было семь солдаТОВ».

Это неправильное употребление.

Нужно говорить: «пять килограммОВ апельсиНОВ», «Нет нокОВ», «семь солДАТ».

Все эти формы употребления слов изучают в 5 классе, но многие забывают, как их нужно употреблять. Нужно помочь обучающимся выучить эти словоупотребления, т.к. эти знания проверяют на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 9 и 11 кл.

Цель проекта : изучение особенностей образования форм существительных множественного числа в родительном падеже. Задачи проекта : 1. Собрать материал - исследование различных групп существительных и способов образования множественного числа в родительном падеже. 2. Выделить правила и исключения. 3. Сделать выводы и предоставить продукт. 4. Защитить проект.

Цель проекта : изучение особенностей образования форм существительных множественного числа в родительном падеже.

Задачи проекта :

1. Собрать материал - исследование различных групп существительных и способов образования множественного числа в родительном падеже.

2. Выделить правила и исключения.

3. Сделать выводы и предоставить продукт.

4. Защитить проект.

гипотеза проекта: Типичные грамматические ошибки в употреблении существительных во множественном числе родительном падеже возникают вследствие нарушения правил образования форм слова, обусловленных сложностью русского склонения, особенностями фонетики и морфологии языка, а также недостаточной осведомленностью говорящих о нормах литературного произношения  Основные положения гипотезы: Многие ошибки связаны с неправильным выбором окончания формы множественного числа родительного падежа, особенно в случаях, когда имеются исключения или нерегулярные формы (например, чулков вместо правильного чулок) Сложности восприятия звукового облика слова могут приводить к искажению правильной формы (дровьев вместо дров) Недостаточная информированность носителей языка о существующих правилах, нормы литературного употребления слов часто приводят к распространённым ошибкам Большое количество вариантов склонения существительных делает запоминание правильных форм сложной задачей даже для грамотных носителей языка

гипотеза проекта:

Типичные грамматические ошибки в употреблении существительных во множественном числе родительном падеже возникают вследствие нарушения правил образования форм слова, обусловленных сложностью русского склонения, особенностями фонетики и морфологии языка, а также недостаточной осведомленностью говорящих о нормах литературного произношения

Основные положения гипотезы:

  • Многие ошибки связаны с неправильным выбором окончания формы множественного числа родительного падежа, особенно в случаях, когда имеются исключения или нерегулярные формы (например, чулков вместо правильного чулок)
  • Сложности восприятия звукового облика слова могут приводить к искажению правильной формы (дровьев вместо дров)
  • Недостаточная информированность носителей языка о существующих правилах, нормы литературного употребления слов часто приводят к распространённым ошибкам
  • Большое количество вариантов склонения существительных делает запоминание правильных форм сложной задачей даже для грамотных носителей языка
План проекта Фундаментальные основы русского языка Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имён существительных Анкетирование Практическая работа - игровые карточки с существительными в форме множественного числа родительного падежа Заключение

План проекта

  • Фундаментальные основы русского языка
  • Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имён существительных
  • Анкетирование
  • Практическая работа - игровые карточки с существительными в форме множественного числа родительного падежа
  • Заключение
Фундаментальные уровни русского языка

Фундаментальные уровни русского языка

- Дайте мне 5 айв, нет, айвов, айвей.   Дайте 2 айвы и 3 айвы. Разговор в магазине

- Дайте мне 5 айв, нет, айвов, айвей.

Дайте 2 айвы и 3 айвы.

Разговор в магазине

Тенденция Существительное в начальной форме имеет нулевое окончание томат Существительное в форме р.п. мн.ч. - ненулевое окончание томат ов Существительное Существительное в форме р.п. мн.ч. – нулевое окончание  в начальной форме имеет ненулевое окончание песен песн я

Тенденция

Существительное

в начальной форме имеет нулевое окончание

томат

Существительное в форме р.п. мн.ч.

- ненулевое окончание

томат ов

Существительное

Существительное в форме р.п. мн.ч. – нулевое окончание

в начальной форме имеет ненулевое окончание

песен

песн я

Продолжите по образцу Лимоны – лимонов , апельсины, мандарины, томаты; Метры – метров , граммы, гектары; Число – чисел , кресла, бревна, полотна, волокна, ребра, ядра; Брызги – брызг , брюки, бусы, каникулы, макароны; Вафля – вафель , туфли, оглобли;

Продолжите по образцу

  • Лимоны – лимонов , апельсины, мандарины, томаты;
  • Метры – метров , граммы, гектары;
  • Число – чисел , кресла, бревна, полотна, волокна, ребра, ядра;
  • Брызги – брызг , брюки, бусы, каникулы, макароны;
  • Вафля – вафель , туфли, оглобли;
Проверьте Лимоны – лимонов, апельсинов, мандаринов, томатов Метры – метров, граммов, гектаров; Число – чисел, кресел, бревен, полотен, волокон, ребер, ядер; Брызги – брызг, брюк, бус, каникул, макарон; Вафля – вафель, туфель, оглобель.

Проверьте

  • Лимоны – лимонов, апельсинов, мандаринов, томатов
  • Метры – метров, граммов, гектаров;
  • Число – чисел, кресел, бревен, полотен, волокон, ребер, ядер;
  • Брызги – брызг, брюк, бус, каникул, макарон;
  • Вафля – вафель, туфель, оглобель.
Анкетирование В ходе работы над проектом было проведено анкетирование учащихся 5, 7, 9, 11-х классов, цель которого - выявление затруднений в правильном употреблении форм множественного числа родительного падежа.

Анкетирование

  • В ходе работы над проектом было проведено анкетирование учащихся 5, 7, 9, 11-х классов, цель которого - выявление затруднений в правильном употреблении форм множественного числа родительного падежа.
Класс: Поставьте существительное в форму множественного числа родительного падежа ЧУЛКИ (нет чего?)  _____________________ НОСКИ (нет чего?)  _____________________ САПОГИ (нет чего?)  ___________________   ТУФЛИ (нет чего?)  _____________________ ПЛАТЬЯ (нет чего?)  _____________________ КИЛОГРАММЫ (нет чего?)________________ ПОМИДОРЫ (нет чего?) __________________ МАКАРОНЫ ( нет чего?) __________________ ЯБЛОКИ (нет чего?)  _____________________ ВАФЛИ (нет чего?)  _____________________ ЯСЛИ (нет чего?) ________________________ ПРОСТЫНИ (нет чего?) __________________ ГРАБЛИ (нет чего?)  ____________________ ДЕЛА (нет чего?) ________________________ СОЛДАТЫ (нет чего?) ___________________

Класс:

Поставьте существительное в форму множественного числа родительного падежа

ЧУЛКИ (нет чего?) _____________________

НОСКИ (нет чего?) _____________________

САПОГИ (нет чего?) ___________________

ТУФЛИ (нет чего?) _____________________

ПЛАТЬЯ (нет чего?) _____________________

КИЛОГРАММЫ (нет чего?)________________

ПОМИДОРЫ (нет чего?) __________________

МАКАРОНЫ ( нет чего?) __________________

ЯБЛОКИ (нет чего?) _____________________

ВАФЛИ (нет чего?) _____________________

ЯСЛИ (нет чего?) ________________________

ПРОСТЫНИ (нет чего?) __________________

ГРАБЛИ (нет чего?) ____________________

ДЕЛА (нет чего?) ________________________

СОЛДАТЫ (нет чего?) ___________________

По итогам проведенного анкетирования были получены следующие результаты : Класс 5 Общее количество опрошенных Нет ошибок в образовании слов 18 7 9 20 Допущено 0 чел.- 0% Допущено 22 0 чел.- 0 % 1 - 2 ошибки 2 чел.-11,2% 11 3 чел.- 13,6% 3 - 4 ошибки Допущено 3 чел.-16,6% 1 чел.- 5,0% Всего 11 13 чел.- 72,2% 5 и более ошибок 4 чел.- 18,2% 8 чел.- 40,0% 71 3 чел.- 27,3% 5 чел.- 22,7% 11 чел.- 55,0% 3 чел.- 27,3% Средний 8,5% 10 чел.- 45,5% 3 чел.- 27,3% Средний 14,1% 2 чел.- 18,1% Средний 26,7% Средний 50,7%

По итогам проведенного анкетирования были получены следующие результаты :

Класс

5

Общее количество опрошенных

Нет ошибок в образовании слов

18

7

9

20

Допущено

0 чел.- 0%

Допущено

22

0 чел.- 0 %

1 - 2 ошибки

2 чел.-11,2%

11

3 чел.- 13,6%

3 - 4 ошибки

Допущено

3 чел.-16,6%

1 чел.- 5,0%

Всего

11

13 чел.- 72,2%

5 и более ошибок

4 чел.- 18,2%

8 чел.- 40,0%

71

3 чел.- 27,3%

5 чел.- 22,7%

11 чел.- 55,0%

3 чел.- 27,3%

Средний 8,5%

10 чел.- 45,5%

3 чел.- 27,3%

Средний 14,1%

2 чел.- 18,1%

Средний 26,7%

Средний 50,7%

 По результатам анкетирования школьников разных классов , по затруднениям в образовании форм существительных множественного числа родительного падежа можно сделать выводы:   5 класс - большинство учеников этой категории испытывают серьёзные трудности и делают много ошибок при написании. 7 класс - почти половина делают максимум 1-2 ошибки, но всё равно значительная часть сталкивается с трудностями. 9 класс - большинство учеников делает меньше ошибок, и процент тех, кто ошибается много, значительно снизился. 11 класс - самые взрослые школьники показывают наилучшие результаты — почти треть без ошибок, и общее число ошибок снижается.

По результатам анкетирования школьников разных классов , по затруднениям в образовании форм существительных множественного числа родительного падежа можно сделать выводы:

  • 5 класс - большинство учеников этой категории испытывают серьёзные трудности и делают много ошибок при написании.
  • 7 класс - почти половина делают максимум 1-2 ошибки, но всё равно значительная часть сталкивается с трудностями.
  • 9 класс - большинство учеников делает меньше ошибок, и процент тех, кто ошибается много, значительно снизился.
  • 11 класс - самые взрослые школьники показывают наилучшие результаты — почти треть без ошибок, и общее число ошибок снижается.
Можно сделать вывод: с возрастом и опытом у учеников снижается количество ошибок при образовании форм существительных множественного числа родительного падежа. Но всё ещё остаётся значительный процент учеников, испытывающих трудности, особенно в младших классах. Это говорит о необходимости усиленной работы над этим аспектом русского языка в младших классах. Ученикам необходимо запомнить образования форм этих слов, чтобы правильно употреблять их в речи.
  • Можно сделать вывод: с возрастом и опытом у учеников снижается количество ошибок при образовании форм существительных множественного числа родительного падежа.
  • Но всё ещё остаётся значительный процент учеников, испытывающих трудности, особенно в младших классах.
  • Это говорит о необходимости усиленной работы над этим аспектом русского языка в младших классах. Ученикам необходимо запомнить образования форм этих слов, чтобы правильно употреблять их в речи.
Практическая работа игровые карточки с существительными в форме множественного числа родительного падежа

Практическая работа

игровые карточки с существительными в форме множественного числа родительного падежа

Типичные грамматические ошибки в образовании существительных о множественном числе родительного падежа являются распространенной проблемой у изучающих русский язык. Для устранения данной трудности важно регулярно повторять правила образования форм этих слов, уделять внимание практическим упражнениям и развивать привычку читать классическую русскую литературу. В данной работе была поставлена цель изучения особенностей образования форм существительных множественного числа в родительном падеже. Цель была достигнута через поставленные ранее задачи.
  • Типичные грамматические ошибки в образовании существительных о множественном числе родительного падежа являются распространенной проблемой у изучающих русский язык.
  • Для устранения данной трудности важно регулярно повторять правила образования форм этих слов, уделять внимание практическим упражнениям и развивать привычку читать классическую русскую литературу.
  • В данной работе была поставлена цель изучения особенностей образования форм существительных множественного числа в родительном падеже.
  • Цель была достигнута через поставленные ранее задачи.
1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 539 с. – (Высшее образование) 2. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики: учебное пособие / Д.Э Розенталь, И.Б. Голуб. – М: Рольф, 2000. – 208 с. 3. Культура речи. Правильное употребление имён существительных. Орфоэпические нормы. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/394/ 4. https://russkiiyazyk.ru/kultura-rechi/grammaticheskie-normy.html 5.https://www.art-talant.org/publikacii/85462-roditelynyy-padegh-suschestvitelynyh-mnoghestvennogo-chisla
  • 1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 539 с. – (Высшее образование)
  • 2. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики: учебное пособие / Д.Э Розенталь, И.Б. Голуб. – М: Рольф, 2000. – 208 с.
  • 3. Культура речи. Правильное употребление имён существительных. Орфоэпические нормы. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/394/
  • 4. https://russkiiyazyk.ru/kultura-rechi/grammaticheskie-normy.html
  • 5.https://www.art-talant.org/publikacii/85462-roditelynyy-padegh-suschestvitelynyh-mnoghestvennogo-chisla