ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5-6 КЛАССАХ
ЗАЩИТА ПРОЕКТА «СКАЗОЧНЫЙ ОБРАЗ ЛИСЫ И ЕЕ ПРОТОТИП».
ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ
«УЖ КАК ШЛА ЛИСА ПО ЛЕСУ».
Цели: создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;
создать условия для развития речи учащихся, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; совершенствовать выразительность чтения, навыки пересказа, ролевое чтение, публичное выступление, способствовать расширению словарного запаса, вызывать при помощи игр положительное отношение к учебной деятельности, развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки, развивать творческую деятельность детей, умение слушать друг друга, общаться;
воспитывать любовь к чтению, к окружающей нас природе и к братьям нашим меньшим, уважение друг к другу и окружающим нас людям, воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, смекалка, наблюдательность, сообразительность и т.д.), воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (доброта, чуткость, дружелюбие, тактичность, гуманность и т.д.).
коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, коррекция на основе упражнений в анализе и синтезе и установлении логических связей, развитие коммуникативной функции речи учащихся, развитие слуховой и зрительной памяти и внимания.
Оборудование: проектор, доска, презентация, рисунки-иллюстрации к сказкам, творческие работы детей – аппликация из ткани, поделки из бисера, пластилина, оригами «лиса» из прямоугольника и квадрата.
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работу начинаем.
Каждый день – всегда, вежде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Мы пригласили вас на презентацию нашего проекта «Уж как шла лиса по лесу», ( СЛАЙД 1 ) в котором мы с ребятами попытались проанализировать похожа ли лиса сказочная на лису – хищника в природе.
СЛАЙД 2.
Чтобы найти ответ на этот вопрос, ребята самостоятельно прочитали русские народные сказки о лисе, обратились в библиотеку, выписали пословицы, поговорки, загадки, потешки о лисе. Провели среди учащихся 3-5 кл. викторину по сказкам о лисе и анкетирование. ( СЛАЙД 3 ) Нашли материал о лисе как лесном звере в Энциклопедии о животных, использовали интернет-ресурсы. Проанализировали повадки и свойства лисы в природе. Составили сравнительную таблицу. Организовали кукольный театр. Сегодня вашему вниманию ребята представят сказку «Волк и лиса». Научились составлять синквейн. ( СЛАЙД 4 ) Занимались и творческой работой: рисовали иллюстрации к сказкам о лисе, занимались бисероплетением, аппликацией. Научились складывать из прямоугольника лису-оригами. На нашем мероприятии сегодня ребята покажут мастер-класс по изготовлению лисы-оригами и научат желающих этому искусству.
СЛАЙД 5.
При подготовке к проекту ребята разделились на две группы: сказочники и ученые.
СЛАЙД 6 Мы с вами выслушаем и тех и других. Подведем итоги и сделаем выводы.
Итак, начинаем.
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
Ск. Сказки любят все: и взрослые и дети. Во всем мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Появились сказки задолго до изобретения книг и даже письменности.
Сказки о животных отличаются от других сказок. Им предшествовали рассказы-поверья о животных. Эти рассказы давали советы, учили людей, как надо относиться к зверям.
В сказках о животных звери сами являются главными героями. Они спорят, ссорятся, любят, дружат.
Сказки о животных, как правило, сатирические и юмористические произведения, они нравоучительны и назидательны.
Главная задача сказок о животных – высмеять плохие черты характера, плохие поступки и вызвать сострадание к слабому.
СЛАЙД 9
Учитель. Характеристика лисы. Что говорят об этом сказочники?
Ск. Во многих русских народных сказках главной героиней является лиса. « Я – лиса, при беседе краса», -- говорит о себе лиса в сказке «Теремок». В сказках она очень хитрая и изобретательная.
Учитель. А что расскажут об этом ученые.
Ученые. (Рассказ – характеристика лисы). Лиса – очень красивое животное , ярко-оранжевого цвета, живот и кончик хвоста белые, лапки темные.
СЛАЙД 10
Учитель. Чем питается лиса в сказках в природе? Слово сказочникам.
Ск. В сказке «Колобок» лиса съела колобка, пробует мед в сказке «Лиса повитуха», ест блины в сказке «Лисичка со скалочкой», лакомится рыбой в сказке «Волк и лиса», бегает за зайцем, крадет петуха, но так и не может их съесть.
Ученые. Лиса всеядна: ест и ягоды, и зайцем питается, может и дождевыми червями полакомиться, но больше всего поедает мышей-полевок.
Учитель. А что вы можете нам рассказать о хвосте лисы? Слово ученым.
СЛАЙД 11
Ученые. Хвост лисы называют «правилом», по-другому еще называют хвост рулем. Он помогает лисе быстро менять направление при охоте на молодых и неопытных зайчат, а также убегать от преследования охотничьих собак.
Ск. Хвост мешает убегать лисе от собак в сказке «Лисичка со скалочкой». (Инсценирование эпизода сказки).
Учитель. Что можете рассказать о хитрости лисы.
Ск. В сказках лиса очень хитрая и изворотливая. Лиса обманывает мужика и издевается над волком в сказке «Волк и лиса», меняет скалочку на гусочку, гусочку на овечку, овечку на бычка в сказке «Лисичка со скалочкой»,выходит замуж за Кота-воеводу и хочет стать царем всех зверей в сказке Кот и лиса». Лиса всегда остается победительницей. Во всех сказках она верна себе – хитрая, злая, жестокая.
СЛАЙД 12
Представление кукольного театра. (Сказка «Волк и лиса»).
Учитель. Ученые, вы согласны с мнением сказочников?
Ученые. Лиса не всегда хитра и находчива. При опасности лиса иногда даже паникует, попадает несколько раз в одни и те же ловушки, ее легко обмануть.
Учитель. Как называют лису в сказках? Откуда у лисы странное отчество Патрикеевна?
Ск. В сказках лису называют лисица – маслена губица, лиса-кумушка, Лисафья, Лиса Патрикеевна.
Ученые. Не многих животных величают по имени – отчеству. А вот лису величают именно так. Да еще отчество у нее необычное – Патрикеевна. 600 лет назад в Новгороде жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей изворотливостью и хитростью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову ХИТРЕЦ. А так как лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, то как наследница знаменитого князя и получила отчество Патрикеевна. Но если говорить честно – не по праву носит лиса это имя: не такая уж она хитрая. Конечно, когда дело идет о спасении жизни или о добывании еды, лиса бывает и хитрой, и изворотливой. Живя часто рядом с людьми, лисица многому набралась у них. Знает, например, кого и когда нужно бояться, а кого нет.
СЛАЙД 13
Учитель. Что ответят ученые?
Ученые. В природе у лисицы имени нет. Называют ее лисица обыкновенная.
Учитель. А кто знает, где живет лиса?
СЛАЙД14
Ск. Лиса может жить в теремке как в сказке «Теремок», живет в деревянной избушке как в сказке Заюшкина избушка».
Ученые. Лиса роет на южных склонах оврагов роет нору с несколькими выходами, чтобы вывести потомство. Зимой лиса не пользуется норой, спит в снежной постели, свернувшись калачиком и прикрыв пушистым хвостом нос. У лисы отличный мех и мороз им не страшен.
ФИЗМИНУТКА.
Учитель. Умеет ли лиса разговаривать?
Ск. В сказках лиса не только разговаривает, но и поет песенки, приказывает, просит человеческим голосом.
Ученые. Лиса при опасности издает звук, похожий на уф-уф, иногда тявкает.
Учитель. Приносит ли лиса какую –нибудь пользу?.
Ск. Лиса всюду верна себе: всех обманывает. Пользу никому не приносит, старается только для себя.
Ученые. Лиса приносит большую пользу сельскому хозяйству тем, что ловити поедает мелких мышевидных грызунов.
Учитель. Каковы ваши выводы?
СЛАЙД 15
Ск. Сказочная лиса – это воплощение ловкости и изворотливости. В сказках лиса выступает как символ хитрости и обмана, и всегда оказывается в выиг рыше, как и те люди, которые выбрали служить ей. И все же народ любит лису-красу. Создал пословицы, поговорки, придумали загадки, сочинили потешки о лисе.
СЛАЙД 16 - 17
Учитель. В сказках о животных обычно высмеиваются не сами повадки животных, а человеческие пороки: жадность, лень, лживость.
(Чтение пословиц, поговорок, загадывание загадок гостям).
СЛАЙД 18
Ученые. Мы считаем, что лиса-хищное животное, ее сказочный образ мало соответствует действительности. Мы не нашли у лисы той понятливости, хитрости и находчивости, которые приписывает народная молва.
Учитель. Спасибо вам, ребята, вы хорошо поработали. Теперь предлагаю нашим гостям составить синквейн к сказке «Волк и лиса».
СЛАЙД 19
Синквейн – это такое стихотворение, состоящее из пяти строк. (Приложение 5).
СЛАЙД 20
1 Лиса.
2 Хитрая, жестокая.
3 Притворяется, обманывает, выигрывает.
4Битый небитого везет.
5 Умная.
СЛАЙД 21
Учитель. В заключение хочется добавить, что мы не можем без сказок жить, потому что они являются проводником во взрослую жизнь. Сказки не только развивают внас положительные черты характера, но и формируют его, учат нас своими примерами, воспитывают. Они способствуют нравственному развитию человека. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки воспитания», «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»…
СЛАЙД 22-23
Но, читая сказки о животных, мы не должны забывать о том, что они (сказки) не представляют рассказы из жизни животных. Как правило, они имеют очень мало общего с действительной жизнью и повадками зверей. Но все-таки хочется заметить, что в сказках есть множество деталей в изображении зверей и птиц, подсмотренных народом из жизни настоящих лесных обитателей. Сказка – ложь, да в ней намек! А на что намек? Каждый решает сам.
СЛАЙД 24-25
СЛАЙД 26
Защита нашего проекта завершена. Всем спасибо за активную работу.
Дом. зад. Подумайте, над каким учебным проектом хотелось бы вам поработать.И еще предлагаю вам, ребята, оценить наше занятие. Выберите «пушистика», который подходит для вашего настроения после нашего занятия, и положите в коробочку, стоящую на тумбочке.
Приложение.
ЗАГАДКИ. Пусть она – как есть плутовка, от макушки до хвоста. Шубка, рыжая головка, как зовут ее? (Лиса).
Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, все знаем мы … (лису).
Хитрая да ловкая, к нам в сарай попала, всех кур пересчитала. (Лиса).
В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы.(Лиса).
За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя. Промелькнула, пробежала, нет ни дыма, ни пожара. (Лиса).
Пословицы. Лисья масть, да волчья пасть.
Лисьи лапки, да коготки хватки.
Лисья рожица на каждом шагу божится.
Лисьи шубки, да волчьи зубки.