СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защитники Отечества. Музыка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Защитники Отечества. Музыка.»

Конспект учебного занятия
по музыке

в 2 «В» классе
Тема: «Защитники Отечества»

студентки 202 группы

Носковой Татьяны Сергеевной.























Урок будет выдан: 20.02.2024.

Школа: МБОУ СОШ №122.

Учитель: Ленёва Елена Анатольевна.

Методист: Федосенко Ольга Анатольевна.




Новосибирск, 2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Носкова Татьяна Сергеевна.

Предмет: музыка.

Класс: 2 «В».

Тема урока: «Защитники Отечества».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении защитников отечества.

Планируемые результаты:

Задачи урока:

Дидактические:

1. Формировать умения определять характер музыки о защитниках отечества.

2. Формировать умения: передавать характер музыки, в собственном исполнении.

Предметные:

  1. Уч-ся научатся определять характер музыки о защитниках отечества.

  2. Уч-ся получат возможность научиться передавать характер музыки в собственном исполнении.

Метапредметные:

Познавательные:

- Учащиеся научатся: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

- Учащиеся получат возможность выполнять действия по алгоритму;

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: владеть диалогической формой речи;

Регулятивные:

- Учащиеся научатся определять учебную задачу, оценивать свои действия, осуществлять контроль, коррекцию действия;

- Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.

Развивающие:

        1. Формировать умения (познавательные): анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять действия по алгоритму.





        1. Формировать умения (коммуникативные): владеть диалогической формой речи.

        2. Формировать умения (регулятивные): определять учебную задачу, планировать свои достижения.

Воспитательные:

- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


- вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

У учащихся может быть сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: интерактивная доска, тексты песен.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный

(беседа)

Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должен быть дневник, раздаточный материал, пенал. Ребята, прочитайте цитату и скажите, как вы его понимаете.

«Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем», – Эдвард Григ.

Как вы её понимаете?


Приветствуют.


Проверяют готовность к уроку.




Музыка и без слов способна вызвать в нас переживание, чувства, эмоции.




К.: владеть диалогической формой речи;


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)













– Давайте вспомним, какой теме был посвящён прошлый урок?

– Прослушаем несколько фрагментов и вспомним их названия. Какие особенности этого жанра? И какие музыкальные киты мы встретили в опере?











– Давайте проверим ваше домашнее задание по прошлой теме (рисунки к опере). Поднимите свои рисунки и покажите их своему соседу и одноклассникам.

– Узнаем какая музыка сейчас будет звучать из оперы.

Слушают «Монолог мальчика».

– Какая музыка прозвучала?

– Кто перед нами появился?

– Какими чувствами наполнена?

– Почему, что случилось?



– И как же называется этот фрагмент?

Слушают фрагмент про крокодила.

– Кого встретил мальчик?

– Как крокодил отреагировал на мальчика? Что он ему сказал?





– Почему мальчик побежал умываться?

– Какой голос у крокодила?

– Как он пропел?





Слушают фрагмент «Здравствуй, мыло душистое».

– Кто поёт?

– О чем поётся?





– Кому передаётся хвала и честь?

– Кому посвящается конец оперы?

– Музыкальный кит?



– Ребята, чему будет посвящён урок? Вы узнаете после прослушивания одной песни.

– Но перед этим, давайте вспомним, как правильно нужно слушать музыку?

– Верно! Слушайте внимательно.

Слушают куплет и припев песни «Служить России».

«Опера «Мойдодыр» Юрий Левитин.





Все действующие лица поют.

Песня, звучала танцевальная музыка, и в конце оперы звучал марш, который исполнялся хором и солистами.

















Тревожная.

Мальчик.

Растерянность, тревога.

От него начали все убегать.

«Монолог мальчика».







Крокодила.

Зарычал. Сказал, чтобы шёл домой умываться, а не то он его проглотит.

Испугался.

Низкий.

Зарычал возмутительно.







Солисты и хор.

О том, что нужно следить за гигиеной и мыться.

Воде.

Воде.

Марш.



Отвечают.













Слушают музыку.




























Р: определять учебную задачу;



3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

– Какой музыкальный кит прозвучал?
– Да, прозвучала песня!
– Верно, это не просто песня.
А какая она?
– Что хотелось делать под эту песню?
– О ком она? Что вы поняли из этого фрагмента?


– Какой праздник будет у нас совсем скоро?



– Какая тема урока?



– Как вы думаете, о чём мы должны узнать?

Песня.







Маршевая

Маршировать.


О нашей российской армии, о наших защитниках.

День Защитника Отечества.

Музыка о Защитниках Отечества.

Цель: познакомиться с музыкой о родине, посвящённой Отечеству.

Определять характер музыки о защитниках отечества.

Р: составлять план своих действий;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)


– Давайте составим задачи, это и будет нашим планом действий на урок.

– На слайде вы видите перепутанные задачи, составьте их в нужном порядке.

2. Передать в собственном исполнении героизм, мужество бойцов.

1. Определить характер, особенности звучания музыки.

3. Найти сходства в содержании музыки и картин художников.



План:


1. Узнать характер, особенности звучания музыки.

2. Передать в собственном исполнении героизм, мужество бойцов.

3. Найти сходства в содержании музыки и картин художников.













Р: составлять план своих действий;





5. Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)

Практический (упражнение)























Метод моделирования

– Кто такие защитники? Как вы понимаете слово Отечество?











Отечество – родная страна. Понятие отечество, отчизна обозначает страну предков человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга - патриотизм.

Защитник — тот, кто защищает, осуществляет защиту чего-либо (кого-либо) от кого-либо (чего-либо).

– День защитника отечества говорит о том, что есть те люди, которые защищают и берегут наши отечество или нашу страну.

– Кто защищает свою родину?

– Какая музыка может передать характер защитников, их силу, решительность?

– Верно, потому что именно марш, он сам по себе мужественный жанр.
Ребята, а сейчас посмотрите внимательно на доску. Чьи образы мы видим? Что это за богатыри? Кто такие богатыри?

















– Картина «Богатыри» – одна из самых известных работ художника В.М. Васнецова.
– Он писал её целых двадцать лет! Воронова коня оседлал Илья Муромец. Посмотрите, какой у него зоркий взгляд. Слева на белом коне сидит Добрыня Никитич. Его щит переливается драгоценными камнями. Самый младший из богатырей – Алёша Попович. Он не так силён, как другие богатыри, но очень храбр. В руках у него лук со стрелами. На его лице можно заметить некоторую хитринку.
– Богатыри остановились на полянке. В любую минуту они готовы сразиться с врагами. Богатыри непобедимы, под их чутким взором вся русская земля. Композиторы в своих музыкальных произведениях передавали образы защитников отечества звуковыми красками.

– Сейчас мы послушаем фрагмент из первой части «Богатырской симфонии» замечательного русского композитора Александра Порфирьевича Бородина (друг Менделеева), которую в своей музыке тоже рассказал защитниках.

Слушают «Богатырская симфония».

– Что же общего между картиной художника и музыкой. Итак, ребята, как прозвучала музыка? Какие богатыри в музыке?





– Как бы вы назвали эту музыку?









– Ребята, в чьём исполнении прозвучала музыка?











– Как началась музыка?

– Много инструментов, значит, такое звучание будет называться оркестровым. Представим, что вы будете дирижировать с оркестром.

Это наша Родина, Россия; Это те люди, которые сражались, защищали границы нашей страны; Защищали нашу родную землю ещё с древних времён.



















Отвечают.

Маршевая.





На картине мы видим трёх богатырей Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алёшу Поповича.

1. Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги.
































































Мужественно, торжественно, тяжеловесно. Мужественные, сильные, мощные.



Богатырская.

Грозная.

Решительная. Могучая.

Маршевая.

Симфонический оркестр.

Ярче всех солировали медные духовые инструменты – мощно, сильно, призывно.

С одного мощного аккорда.





Дирижируют.

Определять характер музыки о защитниках отечества.


П: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;






















К.: владеть диалогической формой речи;








П: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;



Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)

Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

– Богатыри были защитниками Руси во все времена.

– Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

– Кого мы видим?

– Почему прозвище именно Невский?

Почетное прозвище «Невский». Александр Ярославич, полководец времен Киевской Руси, князь Новгородский, а также в разные годы великий князь Киевский и князь Владимирский, получил за победу в Невской битве и проявленную в бою личную храбрость.

– Во время Невской битвы (1240г.) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник.

Его именем названы храмы, часовни. А у нас в городе есть такие места?

Собор святого благоверного князя Александра Невского — православный храм в Новосибирске, построенный как памятник устроителю Великого Сибирского пути императору Александру III. Одно из первых каменных зданий города.



– Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев сочинил музыку к кинофильму «Александр Невский». Поскольку все эти фрагменты были об Александр Невском, о подвигах, о трудностях, о погибших (картина с воронами с погибшими), поэтому все эти фрагменты из фильма собраны в одно большое произведение, и назвал он её кантата (большое произведение для хора и симфонического оркестра, имеющее единое содержание всех фрагментов). Она была создана композитором в 1939 году на основе музыки к фильму "Александр Невский", то есть, почти 90 лет назад.

– Послушаем и посмотрим сейчас отрывок. И вы мне ответите, к чему призывает музыка?

Слушают 1 часть «Вставайте, люди русские» (1 мин).

– Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

– Какой кит прозвучал?

– Какие слова вам запомнились?









– Как называется исполнение, в котором звучит много мужских голосов?

– Ещё раз послушаем и споём. Текст у вас есть на партах.

Выводит на слайд текст фрагмента.



Смело, решительно.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.



– С каким чувством нужно спеть? Давайте споём ещё раз.


Вставайте, люди
вольные,
За нашу землю
честную!


– Давайте соединим фразы стоя, и споём.


Живым бойцам
почёт и честь,
А мёртвым
слава вечная.



– С каким чувством нужно спеть? Давайте споём ещё раз.


За
отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!



– Давайте соединим фразы стоя, и споём. Как будем петь?



– И заканчивается музыка как?

– Этот фрагмент звучал во время Великой Отечественной Войны, воодушевлял бойцов, вдохновлял на победу, придавал силу, мужество бойцам. Вселял в бойцов веру в победу над фашизмом.

– Теперь встанем и споём целый фрагмент.









Александр Невский.













































































































Слушают фрагмент.







Марш.

Вставайте, русские

вольные, честную, почёт, честь, слава, вечная, отчий, русский.

Мужской хор.



























































Строго, призывно, мужественно, призывно.

Маршем.

Определять характер музыки о защитниках отечества.











































































П: выполнять действия по алгоритму;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный

(беседа)

Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

– Молодцы, вы все хорошо справились и спели одухотворённо. И в наше время создаётся множество замечательных картин художников и музыка, и песни. И сейчас одну из них мы послушаем, на звучала в начале урока.

– Придёт время, и вы тоже встанете на защиту нашей Родины.

– Попробуйте сейчас внимательно вслушаться в песню, а потом ответить мне какая главная мысль в песне? Какая музыка здесь звучала?



Слушают всю песню.



– Какие чувства у вас вызвала эта музыка?















– Ребята, это не просто песня, что хочется под неё делать?

– Два жанры, два музыкальных кита соединились вместе, встретились в одном произведении. И два вида искусства – стихи (Илья Резник) и музыка (Эдуард Ханок).






















Строгая, острая, чёткая, волевая, призывная.

Слушают «Служить России».

Гордость за страну, российскую армию, русский народ; готовность защитить страну. Музыка вызвала гордость, уважение, музыка передала нам силу, энергию. Маршировать.


Определять характер музыки о защитниках отечества.

Передавать характер музыки в собственном исполнении.

П: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;











Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)


– Сейчас мы с вами разучим эту песню.



– Какие самые главные и яркие слова в припеве вы услышали? Кто такой комбат?

– Молодцы, а теперь споём.

Разучивают песню по алгоритму.

– Теперь споём полностью.

– Молодцы, ребята!









Командир батальона.

Передавать характер музыки в собственном исполнении.



.


К.: владеть диалогической формой речи;




9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный

(беседа)


– Ребята, наш урок подошёл к концу, давайте мы подведём итог. Чему был посвящён наш урок?

– Что было общего во всех произведениях, которые мы прослушали сегодня? Какой кит был в основе?

– Вашим домашним заданием будет открытка с рисунком солдата, в открытку можно добавить слова из песни, что мы разучили.

– Поиграем с вами в незаконченные предложения:

Я говорю начало, а вы продолжаете:

Теперь я могу...

Сегодня я узнал...

Я понял, что...

Спасибо за урок, до свидания!


Музыке о Защитниках Отечества.



Единое содержание и то, что они маршевые.





















Р.: оценивать свои действия.