СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Защитники земли русской" авторская разработка совместной деятельности с детьми и родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Защитники земли русской" авторская разработка совместной деятельности с детьми и родителями»

Управление образования администрации муниципального образования

«Вельский муниципальный район» Архангельской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя школа №1 г. Вельска

Структурное подразделение Детский сад №47 «Теремок»





«Защитники земли русской»

Совместная образовательная деятельность

с детьми и родителями в старшей группе

«Авторская методическая разработка воспитательной деятельности».





Отнятова Ирина Валерьевна

воспитатель






г. Вельск 2024





Аннотация

Название технологии для организации мероприятия

с воспитанниками

с позиции системно-деятельностного подхода

Используемые

Методы

Приемы

Информационно - коммуникативные технологии

Наглядный


Словесные



Демонстрация слайдов презентации


Объяснение старинных слов;

беседа о богатырях;

разгадывание загадок.

Игровая технология

Наглядный




Словесный

Дидактическая игра «Что необходимо богатырю в бою?»;

дидактическая игра «Собери пазлы. Богатыри»;

дидактическое упражнение « Доскажи словечко»

Здоровье сберегающие технологии

Практический


физкультминутка, динамическая пауза «Сила богатырская»

Активное занятие

( по программе Социокультурные истоки»)

Словесный

Ресурсный круг с делегированием














Тема: « Защитники земли русской»

Цель: воспитание любви к своей Родине, интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Задачи:

1.Знакомить детей с отдельными эпизодами истории страны через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы.

2.Показать образ защитника Родины, через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.

3.Развивать диалогическую и монологическую речь, обогащать словарный запас детей.

4.Формировать коммуникативные навыки: умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательное отношение между сверстниками, взаимодействовать со взрослыми.

5.Способствовать активному вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОО.

Предварительная работа:

Чтение.

-былины: « Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Никита Кожемяка», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Бой с несметной Ратью» и т.д.;

-стихи про богатырей;

-заучивание пословиц и поговорок по теме;

-беседа о богатырях, о русских воинах;

Рассматривание

-рассматривание и беседа по картине «Богатыри» В.М.Васнецова;

-рассматривание иллюстраций о богатырях;

-раскрашивание образов русских богатырей (доспехов, снаряжения);

Домашняя библиотека

- чтение книг о богатырях, о защитниках земли русской «Верность родной земле».

Оформление

- информационного стенда «Защитники Отечества»,

- альбом» Богатыри Земли русской»(совместный проект с родителями)


Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте люди добрые, красны девицы, да добры молодцы. .Собрались мы с вами на беседу добрую, да складную, не обычную, не привычную, чтобы был у нас мир и согласие..Ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе да слушали внимательно. Все, что услышите, запоминайте, может вам пригодиться.

Слава русской стороне

Слава русской старине

И про эту старину,

Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли.

О делах родной земли.

(дети присаживаются на стульчики)

Слайд1 (на экране карта России)

Воспитатель: Дети, как называется страна, в которой мы живём?

Какое удивительно красивое имя –Россия! Россия -наша Родина, значит – родная, как мама и папа. Россия огромная, необыкновенная страна.

Слайд 2.

Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось Русь. Давным-давно, в прежние времена, когда было мало больших городов и сел, не было наезжих дорог, были только дремучие леса да бескрайние степи, по берегам рек стояли избы. В них жили наши предки -русичи. Народы, которые жили по соседству с нашими предками, часто нападали на землю русичей, жгли их дома, грабили, брали в плен жителей. Для защиты от вражеских набегов ставили заставы. Службу на заставах несли самые сильные и умелые воины .Кто знает, как их называли?

Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку:

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит!(богатырь)

Воспитатель: Издавна славилась русская земля богатырями. Богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов .Мимо них ни зверь незамеченным не проскользнет, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдет.

Каких богатырей вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, Алеша Попович, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

Слайд 3.(на экране картина « Богатыри)

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину и расскажите, что вы видите на ней? (ответы детей)

Воспитатель: Три богатыря - три Защитника земли Русской, осматриваются, вглядываются вдаль: все ли вокруг спокойно? Нет ли вражьей темной силы? Эта картина так и называется «Три богатыря». Перед нами простираются огромные просторы: шумят густые непроходимые леса, зеленеют бескрайние луга.

Воспитатель: Кого из богатырей вы узнали?

Воспитатель: Как вы догадались, что это Илья Муромец? Расскажите, что вы знаете о жизни и подвигах Ильи Муромца.

Воспитатель: Кто самый молодой из богатырей?

Воспитатель: В чем проявилась храбрость Алеши Поповича?

Воспитатель: Послушайте, и скажите о каком богатыре рассказывается в этом эпизоде?

«В путь-дорогу богатырь отправился. И как въехал на гору Сорочинскую, стал конь топтать там малых змеёнышей, выручать из плена русских пленников. Как устал конь его добрый скакать да змеёнышей малых топтать, вспомнил богатырь наказ своей матушки. Доставал он плеть шамахинскую и хлестал коня плетью шелковой да приговаривал:

«Ты, мой конь богатырский, поскакивай, да змеёнышей малых отряхивай.»

Воспитатель: Что помогло Добрыне Никитичу победить Змея Горыныча? ( ответы детей).

Воспитатель: Послушайте, как о богатырях говорится в стихотворении:

«Три защитника, три брата, три богатыря!

«Русь на воинов богата!»- говорят не зря.

Меч и лук, копье, булава, щит и верный конь….

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!.»

Т. Курбатова

Воспитатель: Дети, вы много узнали про богатырей земли русской. Покажите свое умение, соберите картинки-пазлы « Богатыри» и назовите, кого вы узнали? (дети в парах на ковролине и столах собирают пазлы, помощь родителей)

Воспитатель: Русский богатырь обладал особой силой духа. Это был, прежде всего, человек, готовый в любую минуту встать на защиту Родины и одолеть лютого врага. Сила, ловкость, смекалка, помогала могучим богатырям одержать множество славных побед.

Физкультминутка:

Богатырь, вот он каков (шагаем на месте)

Он силен и здоров, (руки вверх- в стороны- вниз)

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал, (присели, хлопки в ладоши)

На границе стоял (шагаем на месте)

Зорко, зорко наблюдал (поворот туловища в стороны)

Подрастем мы и смотри ( поднимаемся на носочках)

Станем как богатыри! (шагаем на месте)

Воспитатель: Возьму гусли звончатые, да настрою на старинный лад, заведу песню стародавнюю о силе богатырской (звукозапись гусли) Дети, а вы хотите стать богатырями? Слушайте музыку и выполните движения, которые подходят богатырям. Звучит музыка А.Н. Пахмутовой «Сила богатырская»

Слайд 4.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что необходимо богатырю в бою?» (помогите богатырю выбрать необходимое снаряжение для битвы)

( на столах картинки с изображением различного оружия, карандаши) (работа в парах с родителями)

Воспитатель: Что вы отметили? (дети называют предметы снаряжения)

Воспитатель: Почему не отметили этот предмет? (шуба) Почему он не нужен богатырю в бою?

Воспитатель: А сейчас сядем рядком, да поговорим ладком (дети и родители садятся в круг)

Активное занятие: « Ресурсный круг с делегированием»

Воспитатель: Давайте вспомним,( пословицы о смелости и дружбе) в каких мудрых словах народ сохранил память о тех события

Словесная игра «Доскажи словечко» (пословицы)

-Береги землю родимую, как мать…(любимую)

-Герой за Родину…(горой)

-Где смелость - там и…(победа)

-Чем крепче дружба, тем легче… (служба)

-Для Родины своей ни сил, ни жизни… (не жалей) Воспитатель: Какие еще пословицы о защитниках знаете? (дети и родители называют пословицы)

1 родитель: в древней Руси родовым деревом считался -дуб. Дуб-это могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость. Считалось, что дуб давал силу людям. Собираясь в поход, богатырь подходил к дубу, брал с собой листок дерева и горсть земли. Этот обычай сохранился и до сих пор.

2 родитель: Давайте вспомним, какими качествами обладают богатыри.

Игра « Называй и листочек прикрепляй» (дети называют качества и прикрепляют листочек дуба к дереву,( родители помогают): отважные, мужественные, сильные, храбрые, удалые, верные ,честные, миролюбивые, могучие, преданные, здоровые, надежные, правдивые)

3 родитель:

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит - не шелохнется!

Воспитатель: сильные могучие, богатыри были на славной Руси. Их подвигами гордились русичи, прославляя их в стихах и былинах, складывая песни о святых богатырях.

Воспитатель: В чем проявлялась любовь богатырей к своим родителям?

(ответы детей) ( уважение, почет, беспокойство, благословение)

Воспитатель: Дети, вы слушаете своих родителей?

Воспитатель: Подумайте и дети, и родители, за что люди благодарны защитникам Земли Русской? (горячо любили землю русскую, и преданно защищали ее, были готовы отдать жизнь за друзей, за Русь)

(дети обсуждают с родителями свои варианты ответов на предлагаемый вопрос, высказывая свои суждения по кругу слева на право)

Рефлексия: (для детей)

Воспитатель: На кого из богатырей, вы хотите быть похожи?

Что нового вы узнали?

Кто больше всех знает о богатырях из ваших товарищей?

Воспитатель: Ребята, а у меня для вас есть сюрприз, закройте глаза и приготовьте руку (раздаю желуди и бусинки) Мальчики- что у вас? (Желудь) Я желаю, чтобы вы были сильными, крепкими, мужественными. Скажите девочки, а что у вас? (Бусинка). А вы будьте красивыми, умными и добрыми.

Воспитатель: Пройдут годы и века, но русский народ бережно будет хранить память о защитниках земли русской, ибо сражались они за Отечество и побеждали.

Воспитатель: Всех вас очень я люблю, от души благодарю Вы несколько не ленились и прекрасно потрудились! Всем спасибо!

Славится русский народ,

гостеприимством и угощением знатным:

Тары- бары, растабары

Выпьем чай из самовара!

С сухарями, сушками,

С вкусными ватрушками,

С пирогами вкусными,

С блинами русскими!




Литература:

  1. Книга «Верность родной земле» ред. И.А Кузьмин

  2. Абрамова О.С. Истоковедение том №11-М Издательский дом «Истоки», 2009.-С.319

  3. Кузьмин И.А.Камкин А.В. Научно- методический сборник, книги для развития по программе «Истоки» Издательский дом «Про-Пресс» №9

  4. Книги о богатырях для детей дошкольного возраста.