Заседание «Комитета по защите прав и свобод человека».
Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию, правовой сознательности, предупреждение противоправного поведения.
Задачи:- обобщить имеющиеся у подростков знания о правилах и нормах поведения в обществе; формировать представление о правах детей, личных правах и свободах человека; вызвать чувство сознательности и ответственности за свои поступки.
Сценическая постановка.
Бедная Маша – жертва «соседского террора».
Ночь. Вот уже как пол - часа, соседи бродят по квартире с обреченным видом. Они еще сонные, но уже осознали, надо что - то делать, само не пройдет. Гости к соседке Маше не на пол - часа зашли. Там за стенкой очень весело. Музыка, смех.
Здесь - тоскливо. Стена гудит, музыка орет, грохот, хохот, топот и все это в комнате, где пол - часа назад они спокойно спали. Хорошо, что в детской есть дверь и комната дальняя…
Очень не хочется, но надо звать полицию. Машу однажды просили сделать музыку тише, в ответ услышали: - «у меня басов нет». Трудно было понять, что значит это заклинание, но музыка стала громче, и долго не стихала.
Соседи с тех пор с ней не говорят, а что тут скажешь?…
Приехал наряд. Постучали на шум. Из веселой квартиры, выпорхнули Маша с подружкой.
1-й полицейский:- Здравствуйте. Выключите, пожалуйста, музыку.
Хозяйка: - А в чем дело? Никто не жалуется.
2-й полицейский: - Выключите музыку. Ваши соседи звонят, сейчас ночь, людям нужно спать.
Подружка: - Мы никому не мешаем. Кто тут звонит? Что эти? - (показывает на дверь).
- Ничего, Маша, мы им завтра покажем! (обращается к возмущенной хозяйке квартиры).
Дверь открывается. На пороге уставшие «обидчики».
Соседка: - Да, это я звонила.
2-й полицейский: - (Маше): - Вот видите.
Подружка (соседям): - Вам что-то не нравится? Мы у себя музыку слушаем. Продавайте квартиру и в частный сектор!
Соседка: - спасибо за совет, вашим соседям он наверняка пригодится. Но у этой квартиры другая хозяйка.
Маша (обращается к полиции): - Послушайте меня. Я живу здесь уже 5 лет и не знаю кто они.
У меня здесь живут люди, соседи. Наверху, внизу. Когда они приходят ко мне, в мое личное время, днем и говорят мне, - «Маша, сделай, пожалуйста, музыку тише!», - я все понимаю и делаю.
Я всех здесь знаю!
Я вас всех знаю (говорит наряду полиции).
Я знаю весь гор отдел, Я знаю начальника полиции - Василия Петровича, он хороший человек…
А эти твари (соседи) со мной ни разу не говорили! Я ненавижу всю эту семью!
Я не знаю, как их зовут!
Когда Я сюда приехала жить, их ребенок мешал мне спать по ночам.
Соседка: - А свой не мешал?
Маша: - Они мне тоже мешают по ночам. Может мне за это расстрелять их?
- Мы здесь не курим (полиции), чего вы здесь курите? Почему курите в подъезде? А этот сосед вчера мне в подъезде сказал – «Фу, кто здесь накурил?».
Нужно было сказать мне - «Не курите, пожалуйста, в подъезде». Я все понимаю, я же адекватная!
2-й полицейский: - Выключите музыку!
Маша: - Хорошо, я выключу музыку, но вот увидите, они вас вызовут через 10 минут!
1-й полицейский: - А я вас помню, мы прошлый раз из подъезда выйти не успели!
Соседка:- Как ваш ребенок может находиться в таком шуме ночью?
Маша: - Мой ребенок, если ему нужно, будет спать. Его сейчас нет дома.
Сосед:- И что ему дома делать, в 2 часа ночи, 4-х летнему ребенку?
Маша: - А музыку я не выключу.
2-й полицейский: - Почему?
Маша: - Потому что они сектанты!
Я о них ничего не знаю, они со мной не говорят.
1-й полицейский: - они не обязаны это делать!
Маша: - Они натравили на меня участкового, но я сказа ему: – «Вася, передай этим людям, что меня не сломить»! Если будет нужно, я позову всех своих друзей и знакомых…
2-й полицейский: - Хорошая мысль, я вызываю опер группу...
Работа с текстом методом критического мышления.
Группа 1.
Рассмотрите ситуацию с точки зрения Маши.
1.Чем Маша оправдывает свое поведение?
2. Что защищает Маша?
3.Что важно для героини?
4. Как она может повести себя в дальнейшем?
Группа 2.
Рассмотрите ситуацию с точки зрения гостей Маши.
1.Перечислите, в чем выгода для гостей?
2.Как вы думаете, все - ли они ведут себя подобно Маше в своем подъезде?
3.Они поддержат Машу, если будет нужно?
4. Что плохо в этой ситуации для всех сторон конфликта?
Группа 3.
Группа 3.
Рассмотрите ситуацию с точки зрения соседей «обидчиков» Маши.
1.Почему соседи не поддерживают разговор Маши?
2.Что они хотят?
3.Что не нужно соседям?
4. Зачем они вызвали полицию?
5. Что положительно для всех сторон конфликта?
Группа 4.
Рассмотрите ситуацию с моральной точки зрения.
1. Кто прав?
2. Как Маша проявила некорректность, кого обидела?
3. Имеют - ли соседи моральное право не разговаривать с ней?
4. Почему автор назвал Машу жертвой? Правильных ответов на этот вопрос может быть несколько.
5. Выразите свое отношение к проступку Маши.
Группа 5.
Рассмотрите ситуацию с юридической точки зрения.
1.Что совершила Маша?
2. Чьи права были нарушены в процессе разговора?
3. Перечислить нормативно – правовые документы, с которыми возможно, не знакома Маша.
4. Освобождает - ли незнание законов от ответственности?
Группа 6.
1. Как бы вы поступили в подобной ситуации
а) на месте Маши;
б) на месте соседей.
2. Оцените действия полиции.
3. Чем рискует Маша?
4. Как прийти к миру?
Учащиеся коллективно, при необходимости с помощью учителя, формируют вывод.