СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Затеева Валентина Павловна-мой лучший урок в рамках ФГОС

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Затеева Валентина Павловна-мой лучший урок в рамках ФГОС 8 класс алгебра

Просмотр содержимого документа
«Затеева Валентина Павловна-мой лучший урок в рамках ФГОС»

Затеева Валентина Павловна

учитель математики высшей категории

МАОУ «Образовательный центр имени М.М. Расковой» Энгельсского района Саратовской области

Технологическая карта урока алгебры в 8 классе. «Рациональные уравнения как математическая модель реальных ситуаций »

УМК «Алгебра» 8 класс А. Г. Мерзляк, В.Б Полонский, М.С. Якир Издательский Центр « Вентана – Граф» 2016 г

Цель урока: расширить класс рассматриваемых задач, решаемых с помощью составления математической модели на основе решения дробно –рациональных уравнений.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Девиз урока: Движение – это жизнь.

Планируемые результаты:

Предметные:

- овладение алгоритмом составления математической модели задач, решаемых с помощью дробно – рациональных уравнений.

- отработка навыков решения квадратных уравнений

- уметь работать с математическим текстом;

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения,

Метапредметные: формировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Регулятивные – планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

-развитие умения оценивать, корректировать;

- развивают навыки самостоятельности в работе, самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности;

Познавательные – овладение основами логического и алгоритмического мышления;

Коммуникативные – оформят свои мысли в устной и письменной форме; получат возможность слушать и понимать речь других;


Планируемые результаты: учащийся научится решать текстовые задачи с помощью рациональных уравнений.


Основные понятия: математическая модель, прикладная задача, математическое моделирование, этапы решения прикладной задачи., алгоритм решения задачи.



Используемое оборудование: учебник, доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, листы самооценки.

Краткая характеристика класса. В классе 27 учащихся. Качество знаний 84 %. Класс работоспособный. Активны. Стараются понять.

Содержательная часть

Этап урока


Деятельность учителя.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия

  1. Организационный момент.

2 мин.

Презент. 1-2

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Напоминает, как заполнять лист самооценки на каждом этапе урока

Девиз урока : Движение – это жизнь.


Готовят свое рабочее место. Включаются в деловой ритм урока.

Получают листы самооценки.

Регулятивные: организуют свое рабочего место.

  1. Мотивация

2 мин.

Напоминает о том ,что в начале 8 класса при решении дробно- рациональных уравнений мы рассматривали математические модели задач решаемых с помощью уравнений. Теперь когда мы научились решать квадратные уравнения , попытаемся научиться составлять математические модели задач, решаемых с помощью дробно-рациональных уравнений.

Вспоминают изученный ранее материал. Отвечают на вопросы.

Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний

  1. Актуализация.

7 мин.

Повторить основные понятия по теме «Рациональные уравнения» и алгоритм решения дробного рационального уравнения.

Сначала мы повторим все о дробных рациональных уравнениях.

Фронтальный опрос, устная работа с классом.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

-Какие уравнения называются дробными рациональными?


- Что необходимо знать для успешного решения дробных рациональных уравнений? (Общий знаменатель дробей, входящих в уравнения)


Предлагает решить несколько уравнений:

1) 1. Решите уравнение:

Презентация лист 3

2)


Формулируют определение дробных рациональных уравнений.

Определяют дробные рациональные уравнения среди перечисленных.

Рассказывают алгоритм решения дробных рациональных уравнений.

1)Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.

2)Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.

3)Решить получившееся целое уравнение.

4)Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

5)Записать ответ.

Решают предложенные дробные рациональные уравнения. Решение заданий записываем в тетради.

Осуществляют самопроверку и самооценку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: Мотивация к учению, определение своего эмоционального состояния.

4.Постановка цели урока..

1 мин

Определим тему сегодняшнего урока. Ребята , как вы считаете , какой будет цель нашего урока?

Какие же будут задачи урока?

формулируют цель урока, задачи. Записывают тему урока.

Личностные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Регулятивные: Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

5.Реализация цели.


10 мин.














Итак, тема нашего урока «Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций».

-Где мы используем математические модели? (при решении задач)

-Назовите этапы решения задачи.


Проблемный вопрос. -Что необходимо сделать перед решением какой-нибудь задачи, например на движение? (Прежде чем приступать к решению задачи необходимо несколько раз внимательно прочитать условие задачи, понять какую величину обозначить за неизвестную, составить краткую запись условия задачи)

Проблема: какую величину обозначить за неизвестную.

- Определите цель сегодняшнего урока.

(Научиться составлять математические модели реальных ситуаций). Сегодня мы будем рассматривать задачи на движение и составлять для них математические модели , с использованием таблицы, для оформления условия задачи

Задача № 38.1 презентация лист 4


Называют этапы решения задачи.

Формулируют проблему при решении задачи.

Определяют цель урока - научиться составлять матем. модели задач.

Составляют математическую модель задачи Пусть х км/ч скорость первого автомобиля; (х +5) км/ч – скорость второго автомобиля; 150/х - время первого автомобиля; 240/(х +5) - время второго автомобиля.

Составляем уравнение: 150/х -240/(х +5) = 5 (математическая модель); оформляют в в виде таблицы.( приложение3 )

Работают с составленной моделью.

Решив полученное уравнение находят корни 75; -2. Но -2 не удовлетворяет условию задачи. Значит скорость первого автомобиля 75 км/ч.

Ответ на вопрос задачи. 75 км/ч


Регулятивные:

Соотнесение того, что уже известно, и усвоение того, что еще неизвестно





6.Первичное закрепление. Работа в парах

10 мин.

Работа с учебником Решают задачу № 38.2 При составлении уравнения удобно пользоваться таблицей.

Учитель контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам.

Презентация лист 5.

Формирование умений в использовании опорной схемы

для решения задач. Учатся находить информацию в тексте задачи, выделять главное, применять новые знания в другой ситуации.


Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации

умение устанавливать причинно- - следственные связи Коммуникативные:: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.



7.Физкультминутка.

3 мин.

Математическая зарядка

Презентация лист 6. Музыка в папке урока

Выполняют физические упражнения.

Под музыку Чику-рику.


8.Закрепление

полученных знаний.

10мин.

Презентация лист 7

Работа по учебнику. № 38.9

Приложение 3.

Решения и критерии оценивания задания 21 в ОГЭ вариант 36 из 36 вариантов ОГЭ Ященко И.В.


Самостоятельно решают задачу..

Используют опорную схему

для решения задачи


анализируют



Умение применять знания полученные ранее.


Познавательные

умение ориентироваться в своей системе знаний


Умение логически и творчески мыслить.

9.Подведение

итогов урока.

5 мин.

Что узнали нового на уроке.

Подведем итог уроку.

Что нового вы узнали на уроке?

Для чего нужна эта тема. На экзамене в 9 классе задание № 21.на ОГЭ нужно уметь решать. Давайте посмотрим на критерии. Приложение № 4.


Обобщают изученное на уроке. Алгоритм решения задач на движение в одном направлении, если известны расстояние, соотношение между скоростями и время отставания


10.Рефлексия 2 мин.

Организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке.





Самооценка

работы на уроке


Личностные:

- готовность оценивать свой учебный труд проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности,

оценка процесса и результатов деятельности.,

11..Домашнее задание 1 мин.


Из учебника № 38.3 № 38.5 № 38.10 п 38

Записывают домашнее задание


















Приложение1 .

Алгоритм решения дробных рациональных уравнений.

1)Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.

2)Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.

3)Решить получившееся целое уравнение.

4)Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

5)Записать ответ.





Приложение 2

Опорная схема решения задачи на движение. 38.1

Пусть х км/ч- скорость течения реки.


Скорость , км/ч

Расстояние, км

Время , ч

1 часть пути

Х

150

2 часть

пути

Х + 5

240



Приложение 3.

Решения и критерии оценивания задания 21 в ОГЭ вариант 36 из 36 вариантов ОГЭ Ященко И.В.

21. Моторная лодка прошла против течения реки 132 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 5 часов меньше, чем на путь против течения. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 5 км/ч .

Решение. Пусть скорость моторной лодки равна х км/ч.

По условию . Составим таблицу


Скорость , км/ч

Расстояние, км

Время , ч

По течению

Х +5

132

Против течения

Х - 5

132

Против течения лодка затратила на 5 часов больше.

;

Решим уравнение 132х +660-132х+660=5х2-125;

х2=289, х=17 или х=-17

Условию удовлетворяет корень х=17.

Ответ: 17 км/ч.

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

2

Ход решения верный, получен верный ответ

1

Ход решения правильный, все шаги его присутствуют, но получен неверный ответ из-за вычислительной ошибки

0

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше.

2

Максимальный балл



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!