Затеева Валентина Павловна
учитель математики высшей категории
МАОУ «Образовательный центр имени М.М. Расковой» Энгельсского района Саратовской области
Технологическая карта урока алгебры в 8 классе. «Рациональные уравнения как математическая модель реальных ситуаций »
УМК «Алгебра» 8 класс А. Г. Мерзляк, В.Б Полонский, М.С. Якир Издательский Центр « Вентана – Граф» 2016 г
Цель урока: расширить класс рассматриваемых задач, решаемых с помощью составления математической модели на основе решения дробно –рациональных уравнений.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Девиз урока: Движение – это жизнь.
Планируемые результаты:
Предметные:
- овладение алгоритмом составления математической модели задач, решаемых с помощью дробно – рациональных уравнений.
- отработка навыков решения квадратных уравнений
- уметь работать с математическим текстом;
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения,
Метапредметные: формировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Регулятивные – планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
-развитие умения оценивать, корректировать;
- развивают навыки самостоятельности в работе, самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности;
Познавательные – овладение основами логического и алгоритмического мышления;
Коммуникативные – оформят свои мысли в устной и письменной форме; получат возможность слушать и понимать речь других;
Планируемые результаты: учащийся научится решать текстовые задачи с помощью рациональных уравнений.
Основные понятия: математическая модель, прикладная задача, математическое моделирование, этапы решения прикладной задачи., алгоритм решения задачи.
Используемое оборудование: учебник, доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, листы самооценки.
Краткая характеристика класса. В классе 27 учащихся. Качество знаний 84 %. Класс работоспособный. Активны. Стараются понять.
Содержательная часть
Этап урока | Деятельность учителя. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты предметные универсальные учебные действия |
Организационный момент. 2 мин. Презент. 1-2 | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Напоминает, как заполнять лист самооценки на каждом этапе урока Девиз урока : Движение – это жизнь. | Готовят свое рабочее место. Включаются в деловой ритм урока. Получают листы самооценки. | Регулятивные: организуют свое рабочего место. |
Мотивация 2 мин. | Напоминает о том ,что в начале 8 класса при решении дробно- рациональных уравнений мы рассматривали математические модели задач решаемых с помощью уравнений. Теперь когда мы научились решать квадратные уравнения , попытаемся научиться составлять математические модели задач, решаемых с помощью дробно-рациональных уравнений. | Вспоминают изученный ранее материал. Отвечают на вопросы. | Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний |
Актуализация. 7 мин. | Повторить основные понятия по теме «Рациональные уравнения» и алгоритм решения дробного рационального уравнения. Сначала мы повторим все о дробных рациональных уравнениях. Фронтальный опрос, устная работа с классом. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: -Какие уравнения называются дробными рациональными? - Что необходимо знать для успешного решения дробных рациональных уравнений? (Общий знаменатель дробей, входящих в уравнения) Предлагает решить несколько уравнений: 1) 1. Решите уравнение: Презентация лист 3 2) | Формулируют определение дробных рациональных уравнений. Определяют дробные рациональные уравнения среди перечисленных. Рассказывают алгоритм решения дробных рациональных уравнений. 1)Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение. 2)Умножить обе части уравнения на общий знаменатель. 3)Решить получившееся целое уравнение. 4)Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель. 5)Записать ответ. Решают предложенные дробные рациональные уравнения. Решение заданий записываем в тетради. Осуществляют самопроверку и самооценку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: Мотивация к учению, определение своего эмоционального состояния. |
4.Постановка цели урока.. 1 мин | Определим тему сегодняшнего урока. Ребята , как вы считаете , какой будет цель нашего урока? Какие же будут задачи урока? | формулируют цель урока, задачи. Записывают тему урока. | Личностные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Регулятивные: Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
5.Реализация цели. 10 мин. | Итак, тема нашего урока «Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций». -Где мы используем математические модели? (при решении задач) -Назовите этапы решения задачи. Проблемный вопрос. -Что необходимо сделать перед решением какой-нибудь задачи, например на движение? (Прежде чем приступать к решению задачи необходимо несколько раз внимательно прочитать условие задачи, понять какую величину обозначить за неизвестную, составить краткую запись условия задачи) Проблема: какую величину обозначить за неизвестную. - Определите цель сегодняшнего урока. (Научиться составлять математические модели реальных ситуаций). Сегодня мы будем рассматривать задачи на движение и составлять для них математические модели , с использованием таблицы, для оформления условия задачи Задача № 38.1 презентация лист 4 | Называют этапы решения задачи. Формулируют проблему при решении задачи. Определяют цель урока - научиться составлять матем. модели задач. Составляют математическую модель задачи Пусть х км/ч скорость первого автомобиля; (х +5) км/ч – скорость второго автомобиля; 150/х - время первого автомобиля; 240/(х +5) - время второго автомобиля. Составляем уравнение: 150/х -240/(х +5) = 5 (математическая модель); оформляют в в виде таблицы.( приложение3 ) Работают с составленной моделью. Решив полученное уравнение находят корни 75; -2. Но -2 не удовлетворяет условию задачи. Значит скорость первого автомобиля 75 км/ч. Ответ на вопрос задачи. 75 км/ч | Регулятивные: Соотнесение того, что уже известно, и усвоение того, что еще неизвестно |
6.Первичное закрепление. Работа в парах 10 мин. | Работа с учебником Решают задачу № 38.2 При составлении уравнения удобно пользоваться таблицей. Учитель контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. Презентация лист 5. | Формирование умений в использовании опорной схемы для решения задач. Учатся находить информацию в тексте задачи, выделять главное, применять новые знания в другой ситуации. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации умение устанавливать причинно- - следственные связи Коммуникативные:: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7.Физкультминутка. 3 мин. | Математическая зарядка Презентация лист 6. Музыка в папке урока | Выполняют физические упражнения. Под музыку Чику-рику. | |
8.Закрепление полученных знаний. 10мин. | Презентация лист 7 Работа по учебнику. № 38.9 Приложение 3. Решения и критерии оценивания задания 21 в ОГЭ вариант 36 из 36 вариантов ОГЭ Ященко И.В. | Самостоятельно решают задачу.. Используют опорную схему для решения задачи анализируют | Умение применять знания полученные ранее. Познавательные умение ориентироваться в своей системе знаний Умение логически и творчески мыслить. |
9.Подведение итогов урока. 5 мин. | Что узнали нового на уроке. Подведем итог уроку. Что нового вы узнали на уроке? Для чего нужна эта тема. На экзамене в 9 классе задание № 21.на ОГЭ нужно уметь решать. Давайте посмотрим на критерии. Приложение № 4. | Обобщают изученное на уроке. Алгоритм решения задач на движение в одном направлении, если известны расстояние, соотношение между скоростями и время отставания | |
10.Рефлексия 2 мин. | Организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке. | Самооценка работы на уроке | Личностные: - готовность оценивать свой учебный труд проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности, оценка процесса и результатов деятельности., |
11..Домашнее задание 1 мин. | Из учебника № 38.3 № 38.5 № 38.10 п 38 | Записывают домашнее задание | |
Приложение1 .
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений.
1)Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
2)Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
3)Решить получившееся целое уравнение.
4)Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
5)Записать ответ.
Приложение 2
Опорная схема решения задачи на движение. 38.1
Пусть х км/ч- скорость течения реки.
| Скорость , км/ч | Расстояние, км | Время , ч |
1 часть пути | Х | 150 | |
2 часть пути | Х + 5 | 240 | |
Приложение 3.
Решения и критерии оценивания задания 21 в ОГЭ вариант 36 из 36 вариантов ОГЭ Ященко И.В.
21. Моторная лодка прошла против течения реки 132 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 5 часов меньше, чем на путь против течения. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 5 км/ч .
Решение. Пусть скорость моторной лодки равна х км/ч.
По условию . Составим таблицу
| Скорость , км/ч | Расстояние, км | Время , ч |
По течению | Х +5 | 132 | |
Против течения | Х - 5 | 132 | |
Против течения лодка затратила на 5 часов больше.
;
Решим уравнение 132х +660-132х+660=5х2-125;
х2=289, х=17 или х=-17
Условию удовлетворяет корень х=17.
Ответ: 17 км/ч.
Баллы | Критерии оценки выполнения задания |
2 | Ход решения верный, получен верный ответ |
1 | Ход решения правильный, все шаги его присутствуют, но получен неверный ответ из-за вычислительной ошибки |
0 | Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше. |
2 | Максимальный балл |
5