Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №20 «Комбинированного вида»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Заучивание стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
Подготовила воспитатель:
Медведьева О.С.
г.о. Саранск, 2021
Цель: Формирование интереса и потребности к заучиванию художественных произведений.
Задачи:
Обучающие.
Развивающие.
Воспитательные.
Материал: Мнемотаблица, магнитная доска, иллюстрации о природе.
Ход занятия.
1. Организационный этап:
Воспитатель:
Добрый день, добрый час.
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Воспитатель: вы сегодня все веселые, наверное, потому, что настроение у вас чудесное, и все мы рады видеть друг друга. Давайте поиграем. Для начала отгадайте мою загадку:
Дел у меня немало
— Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня ...
(Зима)
Воспитатель: А кто из вас вспомнит, как называются зимние месяцы?
Дети: Декабрь январь, февраль.
Воспитатель: А какой сейчас месяц?
Дети: январь.
Воспитатель: Правильно ребята! Молодцы!
Воспитатель: С чем приходит к нам зима в гости?
Дети: с морозом, со снегом, с метелью, с холодом, с вьюгой, с радостью, с весельем.
Воспитатель: Как вы думаете, зимой хорошо или плохо? Почему?
Дети: «Зимой хорошо, потому что много снега и можно лепить снеговика, играть в снежки», «Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках, ледянках», «Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей», «Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо».
Воспитатель: а почему плохо?
Дети: «Зимой плохо, когда сильный мороз, мы не ходим гулять. Еще темно, потому что ночь длиннее дня», «Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть».
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: Давайте поиграем!
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)
Воспитатель: На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег.
Воспитатель. Такие слова называют родственные, они похожи по звучанию.
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и поиграем.
2. Подготовительный этап:
Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение, слушайте внимательно. Стихотворение называется «ПОРОША», написал Сергей Есенин.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Воспитатель: Как называется стихотворение?
Дети: «Пороша».
Воспитатель: Что вы представили, когда услышали стихотворение?
Дети: «Зимний лес», конь скачет, вороны шумят, дятел долбит на суку.
Воспитатель:
Что такое «Пороша»?
Что за невидимка заколдовала лес? (зима)
С кем сравнивает автор сосну? (с бабушкой)
Почему он говорит, что она повязалась белою косынкой? (на дереве снег)
Как вы думаете, что значит «понагнулась»? (наклонилась)
Почему сосна наклонилась? (под тяжестью снега)
Что такое клюка? (палка с зогнутым наверху крюком для ходьбы)
Что нарушало лесную тишину? (серые вороны, стук дятла)
Физкультминутка (2 раза)
Выпал беленький снежок. Дети становятся в круг.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег. Машут руками перед собой.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши. «ловят».
Руки в стороны, по швам - Разводят руки в сторону,
Снега хватит нам и вам. Опускают по швам.
3.Основной этап
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем заучивать это стихотворение. А чтобы нам его быстрее и лучше запомнить, мы будем использовать мнемотаблицу. Мнемотаблица то - когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы. (Педагог еще раз читает стихотворение, и показывает изображения на мнемотаблице).
Воспитатель: Я буду читать стихотворение еще раз, а вы смотрите на таблицу, запоминайте и шепотом повторяйте за мной (по необходимости педагог повторяет с детьми вместе стих еще раз).
Воспитатель: Запомнили? Кто самый смелый, и расскажет нам выразительно?
(индивидуальные ответы детей).
4.Итоговый этап
Воспитатель в конце занятия подводит итог.
Чем мы сегодня занимались на занятии?
Что нового узнали?
С каким произведением мы познакомились?
Как зовут автора?
Что помогло быстро запомнить стихотворения?
Где еще можно использовать такие мнемотаблицы? (дети размышляют)(в сказках, когда описываем: времена года, фрукты, овощи, мебель и т д )