СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Завершения объединения русских земель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Завершения объединения русских земель»

Урок 2-3

Тема: Завершение объединения русских земель.

Цели: Формирование целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и государственном управлении Московского государства

Предметные результаты:

1. Овладеть понятийным аппаратом темы урока.

2. Развивать умение показывать на карте рост территории Российского государства при Василии III, оценивать деятельность великого князя, направленную на укрепление Москвы, характеризовать территорию и население единого государства, определять роль Боярской думы в управлении государством, рассказывать о начале формирования приказной системы и структуре местной власти в Российском государстве начала XVI в.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: умение давать определение понятий, работать с разными видами информации, структурировать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя. Владение основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме


План

1. Василий III.

2. Государственное управление.

3. Общественный строй.

4. «Москва – Третий Рим»


Оборудование урока: 

Учебник «История России» Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; карта.


Ход урока

I. Орг. момент.

II. Мотивационно-целевой этап.

Сбросив татарское иго, Россия в первой трети XVI в. Переживала экономический подъем. «Земля наша, -писал современник, освободилась от ига и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне». Можно ли согласиться с данным утверждением или следует опровергнуть его. Тема нашего урока: Завершение объединения русских земель.

III. Введение в новый материал.

После смерти Ивана III на московский престол взошел его сын Василий III (1505-1533).

Отец – Иван III, мать – София Палеолог. Сын – Иван IV Грозный.

Конечный успех объединения русских земель в едином государстве явился достижением великого князя Московского Василия III Ивановича (1505-1533). Не случайно австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Россию в первой трети XVI века и оставивший знаменитые «Записки о Московии», писал, что Василий III превосходил властью «едва ли не всех монархов целого мира».

Василий III родился 25 марта 1479 года и был наречен в честь исповедника Василия Парийского, унаследовав одно из традиционных для московского княжеского рода Даниловичей имя. Он стал первым сыном от второго брака Ивана III с Софьей Палеолог, которая происходила из морейской линии правившей до 1453 года династии в Византии. Прежде Василия у великокняжеской четы рождались только девочки. В поздние летописи даже было записано чудесное предание о том, как страдавшая от отсутствия сына Софья получила знамение от самого преподобного Сергия о рождении будущего наследника престола. Однако долгожданный первенец не был главным претендентом на престол. От первого брака Иван III имел старшего сына – Ивана Молодого, который как минимум за восемь лет до рождения Василия был объявлен соправителем Ивана III. Но в марте 1490 года Иван Молодой умер, и у Василия появился шанс. Исследователи традиционно говорят о борьбе двух придворных группировок, особенно усилившейся во второй половине 1490-х годов. Одна из них делала ставку на сына Ивана Молодого – Дмитрия Внука, другая продвигала Василия. Расклад сил и страсти этой борьбы нам неизвестны, но мы знаем ее итог. Иван III, первоначально объявивший наследником Дмитрия Внука и даже на некоторое время посадивший Василия «за приставы на его же дворе», сменил гнев на милость в марте 1499 года: Василий был провозглашен «государем великим князем».


IV. Работа по теме урока.

1. Самостоятельная работа с текстом учебника

П.1 стр. 6-7

- Заполнить схему «Рост территории Московского великого княжества в начале 16 век»




1510

Московское великое княжество




1521 1514



2. Рассказ о формировании государственного управления.

3. Работа с текстом учебника.

П.2. стр. 7-9

Заполнить таблицу «Государственное управление»


Государственное управление

Понятие

Определение

Монарх


Боярская дума


Бояре


Окольничие


Местничество


Приказы


Территориальное

деление


Централизованная

система управления



Проверка терминов по цепочке.


4. Работы с текстом учебника по группам. Подготовить рассказ о сословиях.

- запись термина – сословия.

1 группа – «Князья, бояре»

2 группа – «Духовенство», «Купцы и посадский люд»

3 группа – «Крестьянство», «Казачество».


Рассказ по группам.


5. Раздаточный материал. Работа с текстом.

Прочитайте текст, найдите и подчеркните содержащиеся в нём ошибки (не менее трёх), исправьте их.

В Русском государстве 16 века высшее положение в обществе занимали дворяне, передававшие свои земельные владения – поместья - по наследству. Они служили в государевом войске. Особым общественным слоем было духовенство. Население городов составляли купцы и посадские люди – в основном ремесленники, жившие в слободах. Жители посадов и слобод, располагавшихся на чёрных, то есть государственных землях, платили налоги и выполняли различные работы в пользу государя. Часть слобод освобождались от повинностей в пользу государя. Такие слободы назывались красными.


Проверка.


6. Работа с текстом учебника п.4

Прочитать.

Раздаточный материал.

Кратко изложить суть учения старца Филофея по плану:

Первый «Рим» - это государство, которое мы знаем как ___________________________.

Причины его гибели: ________________________________________________________.

Второй «Рим» - _____________________________________________________________.

Причины его гибели: ________________________________________________________.

Третий «Рим» - _____________________________________________________________.

Как виделось его будущее Филофею? __________________________________________.


V. Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я научился…

у меня получилось …

я смог…



VI. Домашнее задание

Пар.1, вопрос 6




















Раздаточный материал


Прочитайте текст, найдите и подчеркните содержащиеся в нём ошибки (не менее трёх), исправьте их.

В Русском государстве 16 века высшее положение в обществе занимали дворяне, передававшие свои земельные владения – поместья - по наследству. Они служили в государевом войске. Особым общественным слоем было духовенство. Население городов составляли купцы и посадские люди – в основном ремесленники, жившие в слободах. Жители посадов и слобод, располагавшихся на чёрных, то есть государственных землях, платили налоги и выполняли различные работы в пользу государя. Часть слобод освобождались от повинностей в пользу государя. Такие слободы назывались красными.



Кратко изложить суть учения старца Филофея по плану:

Первый «Рим» - это государство, которое мы знаем как __________________.

Причины его гибели: _______________________________________________.

Второй «Рим» - ____________________________________________________.

Причины его гибели: _______________________________________________.

Третий «Рим» - ____________________________________________________.

Как виделось его будущее Филофею? _________________________________.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя