Урок 2-3
Тема: Завершение объединения русских земель.
Цели: Формирование целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и государственном управлении Московского государства
Предметные результаты:
1. Овладеть понятийным аппаратом темы урока.
2. Развивать умение показывать на карте рост территории Российского государства при Василии III, оценивать деятельность великого князя, направленную на укрепление Москвы, характеризовать территорию и население единого государства, определять роль Боярской думы в управлении государством, рассказывать о начале формирования приказной системы и структуре местной власти в Российском государстве начала XVI в.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: умение давать определение понятий, работать с разными видами информации, структурировать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя. Владение основами самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме
План
1. Василий III.
2. Государственное управление.
3. Общественный строй.
4. «Москва – Третий Рим»
Оборудование урока:
Учебник «История России» Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; карта.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Мотивационно-целевой этап.
Сбросив татарское иго, Россия в первой трети XVI в. Переживала экономический подъем. «Земля наша, -писал современник, освободилась от ига и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне». Можно ли согласиться с данным утверждением или следует опровергнуть его. Тема нашего урока: Завершение объединения русских земель.
III. Введение в новый материал.
После смерти Ивана III на московский престол взошел его сын Василий III (1505-1533).
Отец – Иван III, мать – София Палеолог. Сын – Иван IV Грозный.
Конечный успех объединения русских земель в едином государстве явился достижением великого князя Московского Василия III Ивановича (1505-1533). Не случайно австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Россию в первой трети XVI века и оставивший знаменитые «Записки о Московии», писал, что Василий III превосходил властью «едва ли не всех монархов целого мира».
Василий III родился 25 марта 1479 года и был наречен в честь исповедника Василия Парийского, унаследовав одно из традиционных для московского княжеского рода Даниловичей имя. Он стал первым сыном от второго брака Ивана III с Софьей Палеолог, которая происходила из морейской линии правившей до 1453 года династии в Византии. Прежде Василия у великокняжеской четы рождались только девочки. В поздние летописи даже было записано чудесное предание о том, как страдавшая от отсутствия сына Софья получила знамение от самого преподобного Сергия о рождении будущего наследника престола. Однако долгожданный первенец не был главным претендентом на престол. От первого брака Иван III имел старшего сына – Ивана Молодого, который как минимум за восемь лет до рождения Василия был объявлен соправителем Ивана III. Но в марте 1490 года Иван Молодой умер, и у Василия появился шанс. Исследователи традиционно говорят о борьбе двух придворных группировок, особенно усилившейся во второй половине 1490-х годов. Одна из них делала ставку на сына Ивана Молодого – Дмитрия Внука, другая продвигала Василия. Расклад сил и страсти этой борьбы нам неизвестны, но мы знаем ее итог. Иван III, первоначально объявивший наследником Дмитрия Внука и даже на некоторое время посадивший Василия «за приставы на его же дворе», сменил гнев на милость в марте 1499 года: Василий был провозглашен «государем великим князем».
IV. Работа по теме урока.
1. Самостоятельная работа с текстом учебника
П.1 стр. 6-7
- Заполнить схему «Рост территории Московского великого княжества в начале 16 век»
1510
Московское великое княжество
1521 1514
2. Рассказ о формировании государственного управления.
3. Работа с текстом учебника.
П.2. стр. 7-9
Заполнить таблицу «Государственное управление»
Государственное управление |
Понятие | Определение |
Монарх | |
Боярская дума | |
Бояре | |
Окольничие | |
Местничество | |
Приказы | |
Территориальное деление | |
Централизованная система управления | |
Проверка терминов по цепочке.
4. Работы с текстом учебника по группам. Подготовить рассказ о сословиях.
- запись термина – сословия.
1 группа – «Князья, бояре»
2 группа – «Духовенство», «Купцы и посадский люд»
3 группа – «Крестьянство», «Казачество».
Рассказ по группам.
5. Раздаточный материал. Работа с текстом.
Прочитайте текст, найдите и подчеркните содержащиеся в нём ошибки (не менее трёх), исправьте их.
В Русском государстве 16 века высшее положение в обществе занимали дворяне, передававшие свои земельные владения – поместья - по наследству. Они служили в государевом войске. Особым общественным слоем было духовенство. Население городов составляли купцы и посадские люди – в основном ремесленники, жившие в слободах. Жители посадов и слобод, располагавшихся на чёрных, то есть государственных землях, платили налоги и выполняли различные работы в пользу государя. Часть слобод освобождались от повинностей в пользу государя. Такие слободы назывались красными.
Проверка.
6. Работа с текстом учебника п.4
Прочитать.
Раздаточный материал.
Кратко изложить суть учения старца Филофея по плану:
Первый «Рим» - это государство, которое мы знаем как ___________________________.
Причины его гибели: ________________________________________________________.
Второй «Рим» - _____________________________________________________________.
Причины его гибели: ________________________________________________________.
Третий «Рим» - _____________________________________________________________.
Как виделось его будущее Филофею? __________________________________________.
V. Рефлексия.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
VI. Домашнее задание
Пар.1, вопрос 6
Раздаточный материал
Прочитайте текст, найдите и подчеркните содержащиеся в нём ошибки (не менее трёх), исправьте их.
В Русском государстве 16 века высшее положение в обществе занимали дворяне, передававшие свои земельные владения – поместья - по наследству. Они служили в государевом войске. Особым общественным слоем было духовенство. Население городов составляли купцы и посадские люди – в основном ремесленники, жившие в слободах. Жители посадов и слобод, располагавшихся на чёрных, то есть государственных землях, платили налоги и выполняли различные работы в пользу государя. Часть слобод освобождались от повинностей в пользу государя. Такие слободы назывались красными.
Кратко изложить суть учения старца Филофея по плану:
Первый «Рим» - это государство, которое мы знаем как __________________.
Причины его гибели: _______________________________________________.
Второй «Рим» - ____________________________________________________.
Причины его гибели: _______________________________________________.
Третий «Рим» - ____________________________________________________.
Как виделось его будущее Филофею? _________________________________.