Руководителю образовательного учреждения, который только начинает свою деятельность в этой роли, важно понимать, что его работа будет связана с решением множества задач. И одна из ключевых задач – это организация эффективного учебного процесса.
В современных школах нет так называемой учебной части и заведующего, но есть должность, которую можно назвать «завуч». Этот термин используется для обозначения специалиста, который отвечает за организацию и контроль учебного процесса.
Завуч – это не просто организатор, но и координатор, который должен оперативно реагировать на любые проблемы, возникающие в педагогическом коллективе.
Известный исследователь проблем образования В. И. Зверев считает, что управление в образовательных учреждениях – это деятельность руководителей, направленная на обеспечение оптимального функционирования всех систем школы и их развитие.
Эффективность управления во многом зависит от того, насколько администрация образовательного учреждения способна управлять учебно-воспитательным процессом на основе современных технологий.
Технология управления представляет собой последовательность методов и операций, которые позволяют достичь запланированных результатов с минимальными затратами сил, времени и ресурсов.
Однако, чтобы управление было эффективным, необходимо уделять внимание не только технологическим аспектам, но и стилю руководства, а также отношениям между людьми.
Технология управления включает в себя следующие этапы: диагностика (анализ деятельности школы); целеполагание (определение долгосрочных и краткосрочных целей); прогнозирование (предсказание будущих потребностей, тенденций развития и возможных проблем); проектирование (разработка концепции и программы развития); конструирование (определение направлений и содержания деятельности); педагогическая коммуникация (общение, разрешение конфликтов, оценка деятельности); организация (распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности); результат (сравнение с прогнозируемыми затратами); диагностика и коррекция (контроль, оценка).
Основная цель деятельности завуча – это технологизация образовательного процесса и управление им. Завуч – это специалист, который отвечает за организацию и контроль учебного процесса. Он является идеологом и специалистом по образовательным технологиям, а также проектировщиком и исполнителем управленческих технологий.
На современном этапе развития образования требования к школам значительно изменились. Поэтому завучи должны адаптировать свою работу к новым условиям. Необходимо отказаться от устаревших подходов и изменить технологию управленческого труда.
Чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем эффективнее будет его работа.
В идеале завуч должен быть не только хорошим педагогом-предметником, но и обладать знаниями в области образовательного менеджмента, экономики, права и информационных технологий.
Во многих странах подготовка управленческих кадров для школ ведётся целенаправленно.
Школа – это сложный организм, который требует эффективного управления. Завуч отвечает за организацию учебного процесса, выполнение учебных программ, качество преподавания, контроль за учебно-воспитательной работой, успеваемостью и посещаемостью учеников, а также за распределение нагрузки учителей и методическую работу в школе.
Завуч имеет право принимать решения и давать указания в пределах своей компетенции.
В педагогическом коллективе важно обеспечить согласованность действий всех членов команды. Педагогический коллектив должен выступать перед учениками как единое целое, без разнобоя в действиях руководителей и разного толкования вопросов.
Для завуча важно уметь организовывать работу коллектива и поддерживать рабочий ритм, создавать положительный микроклимат и продуктивное взаимодействие между сотрудниками школы.
Завуч является «учителем учителей», поэтому он должен уделять много времени общению с учителями и учениками, а также повышать свою педагогическую квалификацию.