Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
«Школа безопасности»
Учебно-тематический план
Содержание программы
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Для сегодняшних первоклашек дорога представляет повышенную опасность. И если первые сентябрьские дни детей будут провожать до школы и встречать родители, то впоследствии детям предстоит самостоятельно добираться до школы. Чтобы дорога к знаниям для школьников стала, как можно безопаснее, обучать правилам их нужно уже сегодня.
В последнее время проблема безопасности становится все актуальнее. Количество стихийных бедствий и техногенных катастроф, к несчастью, растет с каждым годом. Наша цивилизация ориентирована на технический прогресс, а любая техническая система потенциально опасна. Многие сегодняшние опасности – это, если хотите, плата за пользование телевизором и компьютером, автомобилем и газовой плитой и т.п.
Когда ребенок попадает в беду, виноваты взрослые: не научили вовремя.
Поэтому «Уроки безопасности» непосредственно должны готовить детей к жизни, учить, не теряться в экстремальных ситуациях, быстро принимать правильные решения, дорожить своей жизнью и жизнью людей, живущих рядом. В современных условиях, когда реальностью стали различного рода чрезвычайные ситуации, катастрофы и теракты, возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку учеников по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Одной из приоритетных задач является формирование “культуры безопасности” жизнедеятельности, подготовка в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации личности;
Обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, социального, криминогенного и медико – биологического характера,
сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
в работе по безопасности дорожного движения использовать здоровьесберегающие технологии как систему учебно-воспитательных и организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни детей;
Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского
травматизма.
Программа внеурочной деятельности
«Школа безопасности»
предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые правила поведениялюдей на дорогах, дома, на природе;
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение дорожно-транспортных происшествий, травм
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Тематическое планирование. Содержание программы
2 год обучения - (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Мы идём в школу. Дорога от дома до школы | 1 |
3 | Учимся соблюдать ПДД | 1 |
4 | Разновидности транспортных средств. | 1 |
5 | Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? | 1 |
6 | Безопасность дома | 1 |
7 | Общие правила перехода улиц и дорог | 1 |
8 | Виды пешеходных переходов | 1 |
9 | Правила поведения в общественном транспорте | 1 |
10 | Личная безопасность дома | 1 |
11 | Наш город, микрорайон, где мы живём. | 1 |
12 | Дорожные знаки. Пешеходный переход. Дети | 1 |
13 | Дары леса. Съедобные и несъедобные грибы | 1 |
14 | Загородная дорога | 1 |
15 | Конкурс рисунков «Безопасность на дороге» | 1 |
16 | Правила безопасности с пиротехническими средствами | 1 |
17 | Правила движения в колонне | 1 |
18 | Безопасность на льду | 1 |
19 | ПДД. Обязанности пешеходов | 1 |
20 | Пожарная безопасность | 1 |
21 22 | Безопасность при общении с животными Правила поведения в электропоездах | 1 1 |
23- 24 | Дорожные знаки. Продолжение изучения Общие требования к водителям велосипедов | 1 1 |
25 | Безопасность на природе | 1 |
26 | Нужные и не нужные тебе лекарства | 1 |
27 | Знакомство с ЮИДами | 1 |
28 | Правила безопасности на воде | 1 |
29 | ГИБДД и ДПС | 1 |
30 31 | Оказание первой мед помощи Дорожная разметка и ее виды | 1 1 |
32-33 | Повторение и обобщение изученного материала | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Профилактика детского травматизма
Правила обеспечения безопасности дорожного движения.
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно–транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.
Правила безопасного поведения в быту.
Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии.
Правила безопасного поведения на воде.
Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Особенность водоемов зимой. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Правила поведения на природе.
Правила ориентирования на местности. Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.
Секреты здоровья
Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма.
Ожидается, что в результате освоения данного материала выпускники начальной школы будут
знать:
правила перехода дороги, перекрестка;
правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным, авиационным транспортом, обязанности пассажира;
особенности жизнеобеспечения дома, (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
характеристики водоемов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
правила безопасности поведения в лесу, в поле, у водоема;
меры пожарной безопасности при разведении костров;
правила личной безопасности в различных криминальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте;
опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;
понимать:
основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоемов;
порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны;
обладать навыками:
разводить и гасить костер;
ориентироваться на местности;
действовать в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоема;
действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых. кровотечений из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо, нос, при отравлении пищевыми продуктами.
На «Уроках безопасности» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения, презентации, викторины, конкурсы рисунков, плакатов, загадок.
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2006.- 192с.-(Мастерская учителя).
Тошева Л.И. Обучение детей безопасному поведению на дорогах Москва. 2008
Андрей Усачёв Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их родителей. Москва.Лабиринт Пресс. 2007.
Андрей Усачёв. Школа безопасности. Учебное пособие для учащихся 1 класса начальной школы. Москва. АСТ.2007.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
______________________
«____»__________2013г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
Учителей начальных классов
от «____»__________2013г.