СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье, профилактическая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы, т.е. для детей 6,5-11 лет.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье, профилактическая программа»

Профилактическая программа «Здоровье»

Пояснительная записка

Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой, алкоголизмом родителей и.т.д. Стандарт второго поколения определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей, на что направлена программа «Здоровье». Реализация программы– это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы, т.е. для детей 6,5-11 лет.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Цели программы:

Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

  2. Профилактика вредных привычек.

  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

  • Основы безопасности жизнедеятельности:

- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях, в том числе чрезвычайных (гроза, гололёд, пожар, теракт и др.) ;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

  • Правила безопасного поведения на улицах, дорогах и на воде:

– организация и проведение в классе мероприятий по изучению правил дорожного движения и профилактике детского травматизма на дорогах, в том числе на ж/д;

  • Правила пожарной безопасности:

- организация и проведение объектовых тренировок;

- организация и проведение творческих конкурсов;

  • Валеологическое просвещение родителей:

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинскими работниками;

–организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

  • Здоровьесберегающие приемы организации образовательного процесса:

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года, Дней здоровья;

–активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная) в рамках работы программы;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

- внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и на кружках в рамках внеурочной деятельности («Уроки здоровья», «Шахматы».танцевальная студия)

Основные требования к организации учебно-воспитательного процесса:

  • регулярная смена видов деятельности

  • подвижные игры

  • прогулки на свежем воздухе

  • динамическая пауза в первом классе

  • оздоровительные упражнения по различным методикам: пальчиковая гимнастика, упражнения на релаксацию, офтальмологический тренажер, упражнения на дыхание по Стрельниковой А.Н. и Бутейко К.П., упражнения на осанку и др.

  • беседы на основании материалов таких авторов как Плешаков А.А., Гостюшин А.В.

  • сюжетно-ролевые игры, импровизация, проблемные ситуации и др.

Участниками реализации программы являются:

  1. администрация школы (директор, заместители), психолог;

  2. учитель начальных классов;

  3. руководитель школьного МО;

  4. классный руководитель;

  5. руководители школьных кружков и секций;

  6. учащиеся школы

Контроль выполнения программы:

- Отчёты по работе предоставляются на рассмотрение МО учителей начальных классов.

- Результаты контроля представляются ежегодно на заседании МО учителей начальных классов.

Методическое обеспечение программы:

  1. Учебники, методическая литература

  2. Дидактические, раздаточные материалы

  3. Наглядные пособия

  4. Компакт-диски по предметам.

  5. Компьютерные учебные программы: ppt, doc, outlook, Publishen, Office,

  6. DVD. Музыкальный центр.

Формы выявления проблем в здоровье детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа учителя начальных классов: тестирование, анкетирование, беседа.

Подготовка кадров для работы с детьми:

-подготовка педагогов к работе с детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.

-создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

-формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально - личностного) к образованию педагога;

-определение профессионально-личностных качеств педагога, работающего с детьми.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;

  • повышать профессиональное мастерство;

  • посещать занятия других педагогов;

  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

  • проводить открытые занятия;

  • работа с родителями:

-проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей;

- привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.

Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

- Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;

- Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;

- Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;

- Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом;

- Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

- Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

-Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - -Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Методические разработки по организации работы с обучающимися: диагностические методики, методические разработки занятий

(носят рекомендательный характер)

Классные часы, клубные занятия «Моё здоровье»

(6,5-7 лет) 1 класс

Раздел

Сроки

Тема занятия

Содержание учебного материала

1

Самопозна

ние и саморегуля

ция

сентябрь

Я не похож на других

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания. Определение индивидуального места посадки в классе как один из приемов саморегуляции. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.

октябрь

Я как член коллектива

Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.

2

Гигиеничес

кие

правила и предупреждение заболеваний

ноябрь

Дружи с водой

Советы доктора Воды:

1.Утром, после сна, мой руки, лицо,шею,уши

2.Раз в неделю мойся основательно

3.Каждый день мой ноги и руки перед сном.

4.Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, прогулки

5. Ежедневно проветривай комнату и делай в ней уборку

6.Пользуйся только своей одеждой, обувью

декабрь

Уход за зубами

Почему болят зубы. Что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой


3

Питание и здоровье

январь

Как следует питаться

Доктор Здоровая Пища советует:

1.Умеренность и разнообразие

2.Воздержитесь от жирной пищи

3.Остерегайтесь очень острого и соленого

4. Сладостей тысячи, а здоровье одно

5.Овощи и фрукты – полезные продукты

февраль

Советы витаминчика

Что такое витамины? Какие витамины помогают сохранить здоровье? Где можно найти витамины?

4

Личная безопасность и профилакти

ка травматизма

март

Поведение в школе (Я – ученик)

Игра «Знаешь ли ты правила?»

Анализ и обсуждение стихотворения Б.Заходера «Перемена»

апрель

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

Порезы, ушибы, переломы – это различные виды травм. Оказание первой помощи (практическая работа в парах)

5

Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья

май

Если хочешь быть здоров

Как закаляться. Обтирание и обливание.

1.Утром после того как помыты лицо, руки, шея, ополаскивай их водой комнатной температуры

2. Утром обтирай тело влажным полотенцем и принимай душ

3. Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холодной

4. Купайтесь в открытом водоеме

5.Принимайте воздушно-солнечные ванны

Привычки и удовольствия

Введение понятий «удовольствие» и «привычки». Что доставляет удовольствие. Здоровые удовольствия. Как удовольствие может стать привычкой. Последствия хороших и вредных привычек. Сохранение здоровья у людей, имеющих хорошие и вредные привычки. Составление плана здоровых привычек.

(8-9 лет) 2 класс

Раздел

Сроки

Тема занятия

Содержание учебного материала

1

Самопознание и саморегуляция

сентябрь

Моя семья

Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.

октябрь

Мои друзья и одноклассники

Расскажи о своих друзьях. Кого ты считаешь другом? Сколько друзей у тебя в классе?

2

Гигиенические правила и предупреждение заболеваний

ноябрь

Советы Мойдодыра

Как часто нужно купаться? Для чего нужно стричь ногти? Внешний вид ученика. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия)

декабрь

Режим дня

Есть ли режим в природе (на примере растений и животных нашего края). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня и время приготовления уроков. Значение режима дня для сохранения здоровья и успешной работы в школе.

3

Питание и здоровье

январь

Зачем человек ест?

Где находится желудок? Толстая и тонкая кишки. Печень. Почему иногда болит живот? Состав пищи. Какая пища полезна растущему организму

февраль

Добрые и злые продукты. Режим питания

Полезные и вредные продукты. Составление меню на завтрак, обед, ужин. Индивидуальный режим питания.

4

Личная безопасность и профилакти

ка травматизма

март

Храню себя сам

Кто помогает хранить здоровье? Что такое болезнь, и какие у нее признаки? Откуда берутся болезни? Что нужно знать о лекарствах и прививках? Как вести себя во время болезни? Лекарственные и ядовитые растения? Как обращаться с электрическим током и огнем? Как и в каких случаях оказывать первую помощь?

апрель

Травмы и заболевания кожи

Ожоги, ранка, порез, царапина, ушиб, обморожение, сыпь. Признаки и оказание первой помощи.

5

Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья

май

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Для чего нужна зарядка? Знакомство с видами спорта и спортивными играми. Значение активного отдыха для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха.

Экскурсия в поликлинику

Посещение кабинета окулиста, ЛОР-врача, хирурга, кабинет терапевта,лаборатория

(9-10 лет) 3 класс

Раздел

Сроки

Тема занятия

Содержание учебного материала

1

Самопозна

ние и саморегуля

ция

сентябрь

Чего не надо бояться

Причины наших страхов

Правила поведения в опасной ситуации

Как воспитывать уверенность и бесстрашие

октябрь

Почему мы не слушаемся родителей

Качества наших родителей, за которые мы их уважаем

Умеем ли мы внимательно выслушать своих родителей и понять их просьбу

Бывает ли, что родители не понимают вас? Или это вам только кажется?

2

Гигиеничес

кие правила и предупреждение заболеваний

ноябрь

Осанка – стройная спина!

Скелет – наша опора

Нарушение осанки

Правила для поддержания правильной осанки

декабрь

Как вести себя, когда что-то болит

Что такое боль?

В каких случаях вы ощущаете боль?

Как мы ведем себя, если чувствуем боль?

Какой бывает боль?

3

Питание и здоровье

январь

Как вести себя за столом

Сервировка стола (практическое занятие)

Правила поведения за столом

февраль

Я выбираю кашу

Что едим на завтрак?

Для чего нужны каши?

Виды каш и их польза

4

Личная безопасность и профилакти

ка травматизма

март

Опасность в нашем доме

Опасные предметы в нашем доме

Правила безопасного поведения в доме

Если случится беда…

апрель

Первая помощь при травмах

Что такое ушиб, порез?

Оказание первой помощи (практическое занятие)

Растяжение и вывих

Практическая работа

5

Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья

май

Я выбираю движение

Движение – одна из форм поддержания здоровья

Подвижные игры на воздухе

Вредные привычки

Умей сказать НЕТ

Как сказать НЕТ?

Почему вредной привычке ты говоришь НЕТ?

Тренинг безопасного поведения


(10-11 лет) 4 класс

Раздел

Сроки

Тема занятия

Содержание учебного материала

1

Самопозна

ние и саморегуля

ция

сентябрь

Я ищу себя

Какой я, чем я отличаюсь от других детей?

Мое свободное время

Какие кружки и секции мы можем посещать?

октябрь

Опасные чувства внутри меня

Понятие «опасные чувства»

Что такое эмоции?

Безопасные способы освобождения от опасных чувств

2

Гигиеничес

кие правила и предупреждение заболеваний

ноябрь

Забота о коже

Что такое кожа?

Роль кожи в жизни организма

Правила ухода за кожей

декабрь

Лекарства

Здоровье физическое, психологическое, духовное

Лекарства, лечение и самолечение

«Зеленая аптечка»

Домашняя аптечка

3

Питание и здоровье

январь

Как работает наш желудок?

Строение органов пищеварения

Как работает система пищеварения (практическая работа)

Белки, жиры и углеводы

Гигиена питания

февраль

Умеем ли мы правильно питаться?

Какие продукты мы выбираем в магазине?

Полезные и вредные продукты

Группы витаминов

Когда и как нужно завтракать, обедать и ужинать?

4

Личная безопасность и профилакти

ка травматизма

март

Как вести себя на улице?

Дорожные знаки

Правила перехода улиц

Правила безопасного поведения в транспорте

Мое поведение на улице

апрель

Как защититься от насекомых?

Насекомые полезные и опасные

Последствия укусов насекомых

Помоги себе сам (практическая работа)

5

Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья

май

Вредные привычки

Сигареты и алкоголь – разрушители жизни

Опасность стать зависимым

Мифы, связанные с употреблением табака и алкоголя

Тренинги безопасного поведения

Составления плана здоровых привычек

Культура здорового образа жизни (урок-соревнование)

Культура поведения

Человек и окружающий мир

Культура общения

Человек и его здоровье


Беседы и практические занятия с обучающимися «ЗОЖ»

Тематика бесед направлена на формирование у обучающихся первоначальных знаний о ЗОЖ, сознательном отношении к собственному здоровью и навыков личной гигиены. 


1-й класс 

Сентябрь

1.

 

  

“Мы теперь ученики”.

Беседа о режиме дня школьника с элементами игры (что изменилось в жизни, какой распорядок дня должен быть у школьника, понятие режим дня, в игре      показать весь режим дня).

2.

Участие в школьном Дне здоровья.

Октябрь

3.

 

 

“Переменки и урок”.

Беседа о правилах безопасного поведения в школе с  элементами тренинга (правильная осанка, гигиена позвоночника, ходьба по лестнице и коридору).

4.

“Быстрее, дальше, выше”.

Самооценка физического развития (соревнования между учениками в беге, прыжках, метании мяча, приседаниях и др. по типу сдачи норм ГТО).

Ноябрь

5. 

“Мою руки чисто – чисто”.

Практическое занятие (правила мытья рук).

6.

 

“Весёлые старты”.

Соревнования между классами.

Декабрь

7.

  

“Настроение в школе”.

Урок общения с элементами психогимнастики

(“Передай улыбку по кругу”, “Отгадай настроение” и др.).

8.

Час танца. Разучивание детских новогодних хороводов.

Январь

9.

  

“Свет мой, зеркальце, скажи”

Практическое занятие (правила умывания лица и ухода за кожей в холодное время года).

10.

 

Участие в общешкольных командных соревнованиях по зимним  видам спорта.

Февраль

11.

 

  

“Настроение в доме”.

Тренинг поведения: как избежать наказания? (элементы психогимнастики “Любящий сын”, “Уходи, злость, уходи!”, коррекция агрессивного поведения).

12.

Соревнования по метанию снежков в цель на личное первенство.

Март

13.

“Забота о глазах”.Тренинг снятия усталости глаз.

14.

Конкурс “Самый лучший снеговик”.

Апрель

15.

 

“Уж тает снег, бегут ручьи”.

Безопасное поведение на улице в период таяния снега (беседа с элементами самоанализа: зачем я лезу в воду, что ждёт меня под снегом и др.).

16.

 

Самооценка физического развития

Май

 

17.

 

 

 

 

“Солнце, воздух и вода”.

Беседа о полезном и вредном влиянии солнца, воздуха и воды на кожу и общее состояние человека в летний период (загар, солнечный удар) с практическим занятием (умывание рук и смазывание кремом, уход за волосами).

18.

“Утки и охотники”. Игровые соревнования между командами класса.


2-й класс 

Сентябрь

1.

 

 

 

“Вот и кончились каникулы”.

Обмен впечатлениями о летних каникулах, о видах отдыха (игры на свежем воздухе, купание на речке, овощи и фрукты, походы в лес, хорошее настроение и др.), формирование понятия здоровый образ жизни.

2.

 

“День здоровья”.

Участие в общешкольной спортивной эстафете.

Октябрь

3. 

Режим дня школьника.

Составление режима дня школьника.

4.

 

Самоанализ физического развития.


Ноябрь

5.

 

 

 

  

“Рассказ об одежде”.

Тематический классный час о значении одежды в жизни человека (история возникновения одежды, значение чистой одежды, назначение школьной формы, правила ношения и ухода за школьной формой с практическими заданиями – пришивание пуговиц, чистка и глажка пиджака).

6.

 

“Час игры”.

Игры на свежем воздухе.

Декабрь

7.

 

“Рассказ об обуви”.

Беседа о значении обуви в жизни человека, её чистоте с  практическим заданием – чистка школьной обуви.

8.

 

“Зимушка – зима”.

Практическое занятие по ОБЖ на улице (опасности в зимнее время).

Январь

9.

  

“Ела дуб, поломала зуб”.

Формирование понятия личная гигиена, беседа о значении зубов в жизни человека, о правилах ухода за зубами (тренинг чистки зубов).

10.

 

“Эх, прокачусь!”

Катание на санках с горы.

Февраль

11.

 

 

  

“Мороз и солнце, день чудесный”.

Беседа о профилактике вирусных заболеваний (прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений, точечный массаж при простуде, витаминные чаи). Практическое занятие: заваривание чая с ягодами шиповника и смородины. Чаепитие.

12.

 

“Сладкое дерево”.

Общешкольная игра на местности.

Март

13.

  

 “Волшебница”.

Занятие по психогимнастике (снятие эмоционального напряжения, выражение эмоций радости, удовольствия, профилактика робости).

14.

 

“Веревочка”.

Классные соревнования по прыжкам через скакалку.

Апрель

15.

 

 

 

“Времена года”.

Беседа о влиянии высоких и низких температур на организм человека, сезонная обувь и одежда. Практическое задание: измерение температуры воздуха на улице, анализ соответствия температуре своей одежды и обуви.

16.

Самоанализ физического развития.

Май

17. 

“Что я уже знаю о ЗОЖ”.

Выставка рисунков, сочинений и др.

18.

Спортивный праздник для обучающихся начальной школы.


3-й класс 

Сентябрь

1.

 

 

 

“Физическая культура и здоровье”.

Обсуждение (групповое) зависимости состояния здоровья от занятий физкультурой. Каждая группа составляет несколько правил здорового человека и выносит их на обсуждение всего класса. Правила, с которыми согласился весь класс, вывешиваются в классном уголке.

2.

Общешкольная эстафета с участием родителей.

Октябрь

3.

“Питание и здоровье”.

Приглашение школьного медицинского работника.

4.

 

Самоанализ физического развития (дневник спортивных достижений и выполнения правил здорового человека).

Ноябрь

5. 

“Продукты полезные и вредные”.

Игра по типу “Лото”.

6.

 

“Быстрые, смелые, ловкие”.

Соревнования между классами.

Декабрь

7.

  

“Азбука здоровья”.

Аукцион продуктов питания, богатых витаминами. Дети готовятся заранее, по результатам составляется плакат “Азбука здоровья”.

8.

 

 

“Казаки – разбойники”.

Игра на местности (пройти по указанному маршруту и отыскать клад – набор полезных овощей). 

Январь

9.

 

 

“Уход за ушами и носом”.

Знакомство с современными средствами личной гигиены (одноразовые платочки, ватные палочки), тренинг по уходу за ушами и носом, точечный массаж при насморке.

10.

 

“Саночный турнир”.

Парные соревнования на санках среди обучающихся класса.

Февраль

11. 

“Когда я ем, я глух и нем”.

Правила поведения за столом дома и в столовой (тренинг).

12.

Общешкольные соревнования богатырей.

Март

13.

  

“Мамонтенок”.

Занятие по психогимнастике (снятие нервного напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека).

14. 

Самоанализ физического развития.

Апрель

15.

 

“Вкуснятина”.

Аукцион рецептов (полезные, вкусные домашние рецепты), составление сборника.

16.

 

“Час игры”.

Малоподвижные игры на перемене.

Май

17.

  

“Ядовитая азбука”.

Беседа о ядовитых растениях, ягодах, грибах. Составление плаката с изображением ядовитых растений.

18.

“Весёлые старты”.


4-й класс 

Сентябрь

1.

 

 

“Вредные привычки и здоровье”.

Ознакомление с понятием вредные привычки, выявление их в своей жизни и жизни близких людей, составление портрета здорового человека.

2.

“День здоровья”.

Октябрь

3.

 

“Хочу остаться здоровым”.

Встреча с медицинским работником (беседа о профилактике вредных привычек).

4.

Самодиагностика физического развития.

Ноябрь

5.

  

“Я в школе и дома”.

Организация детского досуга – способ профилактики вредных привычек.  Составление банка игр  и занятий для школы и дома.

6.

Экскурсия в лес. Природа – источник здоровья и красоты.

 

Декабрь

7.

  

“Лекарственные растения”.

Аукцион лекарственных растений, заготовленных родителями.

Ученики готовятся заранее, приглашаются родители.

8.

Практическое занятие по ОБЖ (ПДД).

Январь

9.

  

“Что нужно знать о лекарствах”.

Встреча со школьным медицинским работником (правила хранения и использования лекарственных средств, профилактика наркомании).

10.

“Лыжня румяных”. Поход в лес на лыжах.

Февраль

11.

  

“Отравления и их профилактика”.

Составление списка опасных веществ дома и в школе,

ПМП при отравлениях (тренинг), профилактика токсикомании.

12.

“Взятие снежной крепости”. Игра на местности.

Март

13.

 

“Танцетворчество”. Занятие по психогимнастике ( передача настроения через танец, снятие мышечного напряжения, вызывание положительных эмоций).

14.

Танцевальный конкурс.

Апрель

15.

 

“Травматизм и его профилактика”. Формирование понятия травматизм, составление карты травмоопасных мест в школе, ПМП при ушибах и переломах (тренинг).

16.

 

Самоанализ физического развития и своего здоровья за годы обучения в начальной школе (по дневникам наблюдений).

Май

17.

“Турнир эрудитов по ЗОЖ”. (Между обучающимися класса).

18.

“Резиночка” . Соревнования по прыжкам через резинку.


Физкультурно-оздоровительная работа

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в кружках, секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций, кружков и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.)

 

Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

·внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

·проведение Дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

·работа спортивных секций, кружков «Уроки здоровья», «Шахматы», танцевальная студия в рамках внеурочной деятельности (программы курсов см. разделе 2.2. ОП НОО)

·создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу формирования экологической культуры и безопасного и здорового образа жизни обучающихся.

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

·интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

·проведение часов здоровья;

·факультативные занятия;

·исследовательскую деятельность;

·занятия в кружках;

·проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

·организацию Дней здоровья.


Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

- создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

 

Лекторий для родителей

Проблемы социализации личности. Кто и что является авторитетом для ребенка?

Как предотвратить дурное влияние улицы? Характер и наклонности.

Особенности адаптационного периода при переходе в основную школу.

Индивидуальные консультации для родителей на темы:

 «Как помочь ребенку хорошо учиться»

« В семье растет сын»

« В семье растет дочь»

« Проблемы дисграфии у детей  в общеобразовательной школе» (логопед)

Индивидуальное консультирование по вопросам психологической готовности к школе родителей будущих первоклассников (психолог)

Посещение семей обучающихся

Создание банка данных о родителях

Выявление семей « группы риска»

Составление списков неполных семей

Составление списков неблагополучных семей

Составление списков многодетных семей

Патронаж семей

Круглый стол на темы:

« Знаете ли вы своего ребенка»

« Воспитание: сущность, познание, современные идеи»

 «Надо ли развивать одаренность и талант»

 

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

Результатом практической деятельности по программе

«Здоровье» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.

  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

  • Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

  • 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Литература

  • ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2011.

  • ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2011.

  • Программа обучения учащихся 1-11 классов школ Ростовской области правилам дорожного движения. Приложение № 1 к приказу № 510/1627 от 20.07.2001 ГУВД РО и Минобразования РО.

  • DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2010.

  • DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2010.

  • «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.

  • «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.

  • «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2013.

  • «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2010.

  • «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2012.


Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе

Представленные ниже диагностические материалы не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты обучающихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.

 Для общей оценки здоровья как резерва адаптационных возможностей организма предлагаются многочисленные подходы и методы. Описанные ниже пробы не требуют аппаратурного оснащения и могут быть сделаны на уроках или в ходе факультативных занятий. Их надо проводить не ранее чем через час после приема пищи, лучше утром. Противопоказания: повышение температуры, обострение хронического или развитие какого-либо острого заболевания.

Пробы для выявления адаптационных возможностей организма

     Проба 1. Подсчитать частоту своего пульса в положении «сидя». Можно это сделать за 15 секунд и умножить результат на 4 или за 20 секунд и умножить на 3. Юноши, у которых частота пульса за 1 минуту меньше 55 ударов, получают 5 баллов; при частоте пульса 56-65 ударов - 4; 66-75 ударов - 3; 76-85 ударов - 2 балла, более 85 - 1 балл. У девушек оцениваются показатели на 5 ударов больше (меньше 60 - 5 баллов и т.д.).

 

     Проба 2. В положении «сидя» сделать спокойный выдох, затем такой же вдох, зажать двумя пальцами нос, закрыть рот, зафиксировать время, которое удается не дышать (но без перенапряжения!). Результат 60 и более секунд оценивается в 5 баллов; 50-59 секунд - 4; 40-49 секунд - 3; 30-39 секунд - 2; 20-29 секунд - 1 балл.

 

     Проба 3. Медленно присесть на корточки и спокойно побыть в этой позе без напряжения около 1 минуты. Замерить частоту пульса за 15 секунд. Резко встать и вновь подсчитать пульс за 15 секунд. Если произошло учащение пульса на 1 удар - результат 5 баллов; на 2 удара - 4; на 3 удара - 3; на 4 удара - 2; на 5 и более ударов - 1 балл.

 

     Проба 4. Подсчитать пульс за 15 секунд в спокойном состоянии. Сделать за 30 секунд 20 глубоких приседаний с вытягиванием рук вперед. Вставая, руки опускать. Подсчитать пульс за 10 секунд немедленно после приседаний, прибавить к этой величине еще 2 удара. Рассчитать, на сколько процентов повысилось число ударов пульса: если не более чем на 25% - 5 баллов; если на 26-40% - 4; на 41-55% - 3; на 56-70% - 2 балла; более чем на 70% - 1 балл. При необходимости можно делать приседания, держась за край стола.

 

      В итоге баллы суммируются. Проводится сравнительный анализ результатов и динамика показателей каждого школьника.

 

Тест «Реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку в форме наклонов туловища» 

 

     В течение полутора минут надо сделать 20 наклонов с опусканием рук. Сосчитать пульс за 10 секунд трижды: до наклонов (П1); сразу после них (П2) и через 1 минуту (П3). Затем рассчитать показатель, характеризующий работу сердечно-сосудистой системы по формуле: (П1 + П2 + П3 - 33) / 10. Если полученный результат находится в пределах:

 

0-0,3 - вы получаете отличную оценку; 0,31-0,6 - хорошую; 0,61-0,9 -удовлетворительную; 0,91-1,2 - плохую; оценка более 1,2 означает, что вам следует обратиться к врачу.

 

     Основной интерес эти показатели представляют при отслеживании их динамики.

 

Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья обучающегося

 

     Проводится экспертом, в качестве которого может выступать классный руководитель, хорошо знающий обучающегося педагог или психолог.

 

     Инструкция эксперту:

 

     Постарайтесь дать оценку обучающемуся по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:

 

0 - признак не выражен (отсутствует);

 

1 - признак слабо выражен или проявляется изредка;

 

2 - признак умеренно выражен или проявляется периодически;

 

3 - признак явно выражен или проявляется постоянно.

  

     Признаки

 

1. С детства наблюдались проявления ослабленного здоровья, болезненности.

 

2. Ранее переносил тяжелые заболевания, травмы, операции.

 

3. Растет в неблагополучной семье.

 

4. У семьи материальные трудности.

 

5. Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).

 

6. Ведет неправильный (нездоровый) образ жизни.

 

7. Ведет малоподвижный образ жизни (недостаток физической активности).

 

8. Отличается низким интеллектуальным уровнем.

 

9. Отличается низким культурным уровнем, узким кругом интересов.

 

10. Характерна несформированность гигиенических навыков.

 

11. Беззаботен, отличается безответственностью.

 

12. Проявляет астенические черты характера, слабую волю.

 

13. Не проявляет интереса к укреплению своего здоровья.

 

14. Отличается низкой поисковой активностью, безынициативен.

 

15. Имеет повышенно возбудимую нервную систему, подвержен стрессам.

 

16. Отличается плохими взаимоотношениями с учителями.

 

17. Характерна повышенная утомляемость.

 

18. Употребляет (употреблял в прошлом) одурманивающие вещества.

 

19. Курит.

 

20. Предъявляет частые жалобы на здоровье.

 

     Интерпретация результатов

 

     Благополучными можно считать показатели в пределах 20-25 баллов. Показатели более 40 баллов являются основанием для отнесения школьника к группе риска. Целесообразен также сравнительный анализ показателей обучающихся одного класса с выделением в этом классе группы неблагополучных обучающихся, а также сравнение показателей разных классов.

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения

 

     Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.

 

     Инструкция эксперту

 

      Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:

 

0 - признак не выражен (отсутствует);

 

1 - признак слабо выражен или проявляется изредка;

 

2 - признак умеренно выражен или проявляется периодически;

 

3 - признак явно выражен или проявляется постоянно.

 

     Признаки

 

1. Много читает.

 

2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.

 

3. Больше часа (получаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.

 

4. Больше двух часов (1 часа для младших школьников) в день проводит у телевизора.

 

5. Читает, пишет «уткнувшись носом» в текст.

 

6. У родителей плохое зрение (носят очки).

 

7. Неправильно питается (недостаток витамина «А»).

 

8. Имеется тенденция повышенного артериального и/или внутричерепного давления.

 

9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.

 

10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

 

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки

 

Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.

 

     Инструкция эксперту

 

      Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:

 

0 - признак не выражен (отсутствует);

 

1 - признак слабо выражен или проявляется изредка;

 

2 - признак умеренно выражен или проявляется периодически;

 

3 - признак явно выражен или проявляется постоянно.

 

     Признаки

 

1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.

 

2. Носит сумки, портфель в одной руке.

3. Имеет привычку сутулиться.

 

4. Проявляет недостаточную двигательную активность.

 

5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

 

6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

 

7. Неправильно или нерегулярно питается.

 

8. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.

 

9. Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.

 

10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

 

     Интерпретация результатов по двум тест-анкетам: благополучный показатель по каждой из анкет - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов обучающийся должен быть отнесен в группу риска.


 Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

 

     Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма тест-анкеты для юношей (мальчиков). Из тест-анкеты для девушек (девочек) исключается вопрос 6.

 

     На вопросы № 1-10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

 

      Вопросы

 

1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.

 

2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.

 

3. У меня есть привычка сутулиться.

 

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

 

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

 

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

 

7. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».

 

8. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.

 

9. Я не забочусь о своем здоровье.

 

10. Бывает, я курю.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?

 

   а) да;   б) нет;  в) затрудняюсь ответить.

 

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

 

   а) да;   б) нет;    в) затрудняюсь ответить.

 

13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?

 

   а) безразличие;

 

   б) заинтересованность;

 

   в) усталость, утомление;

 

   г) сосредоточенность;

 

   д) волнение, беспокойство;

 

   е) что-то другое.

 

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

 

   а) заботятся о моем здоровье;

 

   б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;

 

   в) подают хороший пример;

 

   г) подают плохой пример;

 

   д) учат, как беречь здоровье;

 

   е) им безразлично мое здоровье.

 

15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?

 

   а) не оказывает заметного влияния;       б) влияет плохо;

 

   в) влияет хорошо;                                    г) затрудняюсь ответить.

 

Обработка результатов

 

     По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

 

Интерпретация результатов

 

     Благополучным считается результат, составляющий не более 6 баллов. «Зона риска» - более 12 баллов

Оценка психологического здоровья обучающихся

 

     Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся распространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие показатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Ниже приводятся несколько инструментов для осуществления такой оценки, которые могут быть проведены педагогами или психологами.

 

Шкала тревожности Сирса (оценка уровня тревожности)

  

Оценку в качестве эксперта проводит учитель или знающий данного учащегося психолог.

 

     Инструкция эксперту

 

      Оцените каждое утверждение одним из следующих баллов:

 

0 - признак отсутствует;

 

1 - признак слабо выражен;

 

2 - признак достаточно выражен;

 

3 - признак резко выражен.

 

Утверждения

 

1. Обычно напряжен, скован.

 

2. Часто грызет ногти.

 

3. Легко пугается.

 

4. Плаксив.

 

5. Очень ко всему чувствителен.

 

6. Часто бывает агрессивным.

 

7. Обидчив.

 

8. Нетерпелив, не может ждать.

 

9. Легко краснеет или бледнеет.

 

10. Испытывает трудности с сосредоточением.

 

11. Суетлив.

 

12. Потеют руки.

 

13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.

 

14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе.

 

Оценка результата:

 

до 20 баллов - низкий уровень тревожности;

 

20-30 баллов - средний уровень тревожности;

 

более 30 баллов - высокий уровень тревожности.

 

     Примечание: сумма менее 4 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.

 

Карты наблюдений за состоянием и поведением школьников начальных классов

  

Карта наблюдения за состоянием ребенка

 

     Эта карта заполняется родителями. Она позволяет выявить отклонения в психофизиологическом состоянии ребенка и определить «пограничные» нарушения здоровья по поведенческим реакциям. Перед тем как дать карту для заполнения родителям, необходимо объяснить им, что карта заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели.

 

Дата ___________________________________

 

Фамилия, имя ребенка          

 

№ школы и класс     

 

Возраст ребенка      

 

Критерии оценки: 0 - симптомы отсутствуют; 1 - слабо выражены, отмечаются изредка; 2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 - ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.

 

1. Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу (не выспался; плохое общее самочувствие; болит живот, голова, горло и т.п.)           

 

2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей          

 

3. Возвращается из школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный

 

4. Наблюдаются частые жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту           

 

5. К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть       

 

6. Сон беспокойный, с неприятными сновидениями, страхами. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей        

 

7. Отмечаются такие нарушения, как неконтролируемые подергивания век, различных групп мышц (лица, шеи, плеч и т.п.), заикание, разного рода страхи (боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства и др.) или навязчивости, «вредные привычки» (обкусывание ногтей, сосание пальца, «шмыгание» носом и т.п.)    

 

8. В домашних условиях характерны постоянная возбужденность, неспособность организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, постоянные капризы, споры, упрямство, неадекватные реакции на различные бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мероприятий, праздники)  

 

9. Очень болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя          

 

10. Отказывается от приготовления домашних заданий, «торгуется», ставит массу условий. Долго не может организовать себя, постоянно отвлекается, в связи с чем на приготовление домашних заданий уходит несколько часов. Не помнит, что задали на дом и какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требует постоянного контроля за своей деятельностью                       

 

            Суммарный балл      -

 

Интерпретация результатов

 

     Если суммарный балл находится в пределах 0-15 - состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения. Если суммарный балл - 15-20, то следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают. Если суммарный балл составляет больше 20, то это свидетельствует о значительном напряжении, нарушении адаптации и ухудшении состояния психического здоровья.

 

Карта наблюдения за поведением ребенка в школе

 

 

     Эта карта заполняется учителем. Она позволяет выявить отклонения в состоянии учащегося, свидетельствующие о недостаточной его адаптации к школе и значительном напряжении.

 

Дата ___________________________________

 

Фамилия, имя ребенка          

 

№ школы и класс     

 

Возраст ребенка      

 

Поведение обучающегося  

 

Критерии оценки:

 

0 - симптомы отсутствуют;

 

1 - слабо выражены, отмечаются изредка;

 

2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически;

 

3 - ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.

 

 

1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает

 

2. У школьника быстро нарастает утомление, истощение; он становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя   

 

3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем           

 

4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными. В процессе выполнения работы не понимает задания, задает много вопросов, делает простые ошибки в заданиях   

 

5. В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не «удерживает» ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задает много вопросов       

 

6. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание несколько раз или держать его за руку)  

 

7. Приходит в школу неподготовленным, постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)    

 

     Суммарный балл-        

 

     Интерпретация результатов

 

     Сумма баллов до 7 свидетельствует о том, что состояние ребенка не вызывает тревоги. При суммарном балле от 7 до 14 следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности. При суммарном балле от 14 до 21 необходимо обратить внимание на состояние здоровья школьника; нормализовать режим, возможно, используя вариант щадящего режима; снять дополнительные нагрузки; детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.

 

При неоднократном заполнении карт в течение учебного года их данные сопоставляются как в отношении каждого ребенка, так и по обобщенным показателям класса, например по количеству детей, имеющих суммарные баллы до 14, от 14 до 21, более 21 балла.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!