Анкета качества урока
Отметить кружком номера проявлений, которые имели место при проведении урока
_______________________ учителем ___________________________
(вписать предмет, класс) (вписать Фамилию И.О. учителя)
Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
Устанавливает и использует связи с другими предметами.
Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
Дает разноуровневые домашние задания.
Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
Поощряет индивидуальные учебные достижения.
Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
Обращает внимание на качество речи обучаемых.
Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
На уроке использует приемы (методы):
Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)
Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
Коллективной мыслительной деятельности.
Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых
Покажем пригодность анкеты для диагностики здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Выделим шесть показателей здоровьесберегающей направленности урока: 1 – учет особенностей аудитории; 2 – создание благоприятного психологического фона на уроке; 3 – использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4 – создание условий для самовыражения учащихся; 5 – инициация разнообразных видов деятельности; 6 – предупреждение гиподинамии.
№ пункта анкеты | Показатели здоровьесбережения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
7 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
9 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
11 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
12 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
13 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
15 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
16 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
17 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
18 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
19 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
20 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
21 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Сумма | 7 | 7 | 11 | 8 | 8 | 3 |
Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)
Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
Коллективной мыслительной деятельности.
Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых
Покажем пригодность анкеты для диагностики здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Выделим шесть показателей здоровьесберегающей направленности урока: 1 – учет особенностей аудитории; 2 – создание благоприятного психологического фона на уроке; 3 – использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4 – создание условий для самовыражения учащихся; 5 – инициация разнообразных видов деятельности; 6 – предупреждение гиподинамии.
Очевидно, что анкета «покрывает» все 6 показателей здоровьесбережения. Наибольшее внимание анкета уделяет таким показателям как использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу (11 пунктов из 18); создание условий для самовыражения учащихся, а также инициация разнообразных видов деятельности (по 8 пунктов из 18). Думается, это соответствует реальности, так как отражает истинную специфику учебной деятельности, которая должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а вызывать чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Достаточное внимание, на наш взгляд, в анкете уделяется учету особенностей аудитории (7 пунктов из 18) и созданию благоприятного психологического фона на уроке (7 пунктов из 18). Анализ матрицы свидетельствует о том, что здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными педагогическими технологиями (5 пунктов из 18). Это означает, что педагоги обязаны максимально активизировать на уроках дифференцированное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, применять разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности. Что касается предупреждения гиподинамии на уроке, то из матрицы следует, что на реализацию этого показателя работают 3 пункта из 18, что также позволяет осуществлять ее диагностику. Вместе с тем необходимо отметить, что предупреждение гиподинамии на уроках требует от педагогов знания специальных валеологических методик и приемов, положительно влияющих, прежде всего на зрение и позвоночник. Не мало важную роль в решении данной проблемы играет технология коллективной мыслительной деятельности, которая в отличие от традиционной организации урока, стимулирует как мыслительную, так и двигательную функцию организма учащихся за счет активной работы в микрогруппах. В целом наибольший вклад в здоровьесберегающей урок способны вносить технологии диалогового обучения (охватывает 5 из 6 показателей), а также коллективной мыслительной деятельности и проблемного обучения (4 из 6).
Проведенное исследование доказывает пригодность анкеты к диагностике здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке. Максимально возможное количество баллов, которое учитель может набрать по каждому из шести показателей на одном уроке, дано в последней строке матрицы. На каждом уроке будет наблюдаться какая-либо конкретная комбинация реализованных пунктов анкеты и, следовательно, численное значение реализации показателей здоровьесбережения. Для количественной оценки показателей можно использовать процент реализации каждого из них относительно максимально возможной (из анкеты) суммы баллов.
При регулярном использовании анкеты качества урока появляется возможность накапливать массивы первичных данных и использовать их в школьном управлении.
Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья обучающегося
Проводится экспертом, в качестве которого может выступать педагог, хорошо знающий ребенка и семью или психолог.
Инструкция эксперту
Постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным ниже позициям, используя 4-х балльную шкалу:
0 - признак не выражен (отсутствует);
1 - признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 - признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 - признак явно выражен или проявляется постоянно.
Признаки
С детства наблюдались проявления ослабленного здоровья, болезненности.
Ранее переносил тяжелые заболевания, травмы, операции.
Растет в неблагополучной семье.
У семьи материальные трудности.
Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).
Ведет неправильный (нездоровый) образ жизни.
Ведет малоподвижный образ жизни (недостаток физической активности).
Отличается низким интеллектуальным уровнем.
Отличается низким культурным уровнем, узким кругом интересов.
Характерна несформированность гигиенических навыков.
Беззаботен, отличается безответственностью.
Проявляет астенические черты характера, слабую волю.
Не проявляет интереса к укреплению своего здоровья.
Отличается низкой поисковой активностью, безынициативен.
Имеет повышенно возбудимую нервную систему, подвержен стрессам.
Отличается плохими взаимоотношениями с учителями.
Характерна повышенная утомляемость.
Употребляет (употреблял в прошлом) одурманивающие вещества.
Курит.
Предъявляет частые жалобы на здоровье.
Интерпретация результатов
Благополучными можно считать показатели в пределах 20-25 баллов. Показатели более 40 баллов являются основанием для отнесения воспитаника к группе риска. Целесообразен также сравнительный анализ показателей учащихся одной учебной группы (объединения) с выделением в этой группе неблагополучных детей, а также сравнение показателей разных групп.
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения
Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями ребёнка.
Инструкция эксперту
Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям используя 4-х балльную шкалу:
0 - признак не выражен (отсутствует);
1 - признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 - признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 - признак явно выражен или проявляется постоянно.
Признаки
Много читает.
Нередко читает при плохом освещении или лежа.
Больше часа (получаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.
Больше двух часов (1 часа для младших школьников) в день проводит у телевизора.
Читает, пишет, «уткнувшись носом» в текст.
У родителей плохое зрение (носят очки).
Неправильно питается (недостаток витамина "А").
Имеется тенденция повышенного артериальногои/или внутричерепного давления.
Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.
Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки
Инструкция та же, что и в предыдущей тест-анкете.
Признаки
Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
Носит сумки, портфель в одной руке.
Имеет привычку сутулиться.
Проявляет недостаточную двигательную активность.
Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
Неправильно или нерегулярно питается.
Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.
Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.
10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
Интерпретация результатов по двум тест-анкетам
Благополучный показатель по каждой из анкет - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов ребёнок должен быть отнесен в группу риска, рекомендуется консультация специалистов.
Рекомендации при работе за компьютером.
Спинка кресла должна поддерживать спину пользователя.
Угол между бедрами и позвоночником должен составлять 90 градусов.
Подставку с оригиналом документа следует установить в одной плоскости с экраном и на одной с ним высоте.
Рабочее место с компьютером оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту ученика в обуви.
Стул должен быть обязательно со спинкой.
При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту ученика, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.
Защита от электромагнитного излучения компьютера
По возможности, стоит приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у распространённых ЭЛТ мониторов
Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас.
Не оставляйте компьютер включённым на длительное время если вы его не используете, хотя это и ускорит износ компьютера, но здоровье полезней. Так же, не забудьте использовать "спящий режим" для монитора.
В связи с тем, что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами. Особое внимание стоит обратить на расстановку мониторов в офисах.
По возможности сократите время работы за компьютером и почаще прерывайте работу.
Компьютер должен быть заземлён. Если вы приобрели защитный экран, то его тоже следует заземлить, для этого специально предусмотрен провод на конце которого находиться металлическая прищепка (не цепляйте её к системному блоку).
Продолжительность работы за компьютером:
5-6 лет Þ10 минут
1-4 класс Þ15 минут
5-7 класс Þ20 минут
8-9 класс Þ25 минут
10-11 класс Þ 50 минут (с перерывом 15 мин.)
Взрослые Þ не более 2 часов

Несложные упражнения для мышц глаз:
Исходное положение - сидя. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, а затем откройте их на 3-5 секунд. Повторите 5-10 раз.
Исходное положение - сидя. Быстро моргайте глазами в течение 1-2 минут.
Исходное положение - стоя. Смотрите прямо перед собой 2-3 секунды, затем поставьте палец руки на расстояние 25-30 см от глаз и переведите взгляд на кончик пальца. Смотрите на него 3-5 секунд, затем опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз. (Можно делать, не снимая очков.)
Исходное положение - сидя. Закройте веки и слегка массируйте их круговыми движениями пальцев в течение одной минуты.
Исходное положение - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя две секунды снимите пальцы с века. Повторите 3-4 раза.
Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный воспитателем предмет, букву и т. д.
Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.
Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.
лицо
Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
голова
Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.
руки
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
ноги
Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
Упражнения для мышц рук.
1) «Моя семья»
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
2) «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
3) «Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.»
( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
4) «Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех.
( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец, затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз).
Физминутки.
- по методике сенсорно-координаторских тренажей. ( В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно- моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.
Использование на уроках сенсорного круга.
В качестве сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.
Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.
«Цветок здоровья»
Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».
С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.
- двигательные
Физминутка – привал.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
(снежинки, сугроб)
Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
Раз - подняться, потянуться
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг
Кря- кря-кря.
Полетел зеленый жук
Ж – ж – ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш – ш.
И опять настала тишина.
Движение для головы
- вверх-вниз - 8 раз;
- из стороны в сторону - 8 раз;
- круговое движение влево - 2 раза (на счет 4);
- круговое движение вправо – 2 раза (на счет 4).
Движение плечами
- пожать плечами – 8 раз;
- пожимать по очереди -8 раз;
- круговое движение назад – 2 раза (на счет 4);
- круговое движение вправо 2 раза (на счет 4).
Движения для рук
- поднять-опустить - 8 раз;
- скрестить впереди – 8 раз;
- круговое движение назад 8 раз;
- круговое движение вперед -8 раз.
Движения для талии
- вращение в правую сторону - 8 раз;
- вращение в левую сторону - 8 раз;
- дотянуться до носков ног по очереди 8 раз;
- наклон влево/ наклон вправо 8 раз.
Растяжение тела/ позвоночника
- потянуться вверх 8 раз;
- вытянуться вперед 8 раз;
- наклониться 8 раз;
- потянуться вверх 8 раз.
Упражнения для туловища
Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.
Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз.
Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз.
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.
Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова - глубокий вдох.
На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед носками туфель. Опустить голову, расслабиться. Вдох - и на выдохе выпрямиться. Проделать упражнение 3 раза.
Упражнения для головы и шеи
Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.
Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влево.
Пальчиковая гимнастика
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буквы писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки и разжимают).
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(Дети загибают пальцы сначала на левой руке, потом на правой. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее?
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)
В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.
Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.
Широко расставить пальцы на напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.
В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они "посмотрели" друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.
Упражнения при утомлении
Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз.
Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 с.
Выпрямить спину, теле расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево.
Сидя прямо с опущенными руками, резко напрячь мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабиться, опустить голову, закрыть глаза. Посидеть так 10-15 с. Проделать упражнение 2-4 раза.
Сесть удобно, слегка расставив ноги. Руки положить на середину живота. Закрыть глаза и глубоко вздохнуть через нос. Задержать дыхание (насколько возможно). Медленно выдохнуть через рот (полностью). Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение).
Стимуляция ушей
Это упражнение улучшает слух, кроме того, после него начинает отчетливей восприниматься собственный голос. В некоторых случаях подобный массаж ушей даже вызывает из памяти информацию, которую мы перед этим напрасно пытались вспомнить. Это упражнение должно повторяться как можно чаще.
• Возьмите обеими руками внешнюю часть уха, и потяните туда-сюда очень бережно.
• Массируйте край уха и немного выверните его наружу, начните с верха уха, а потом, медленно массируя, перемещайтесь вниз. Теперь сложите средним указательным пальцем обеих рук букву V. Приложите оба пальца к голове, так ухо оказалось в середине. Начните двигать пальцами вверх-вниз, крепко прижимая их к голове. А затем сделайте из пальцев другой руки полушарие и прикройте им ухо. Потом кончиками пальцев другой руки пару раз постучите по этому куполу. Почувствуйте хлопки в костях черепа, таким образом, вы возбуждаете не только нервы уха, но и мозг.
• Повторите то же самое с другим ухом
Источник энергии
Это классическое упражнение. Оно расслабляет затылочную и плечевую мускулатуру и улучшает дыхание. В головной мозг поступает много кислорода, за счет чего улучшается еще и слух и зрение.
• Положите руки на стол перед собой. Выдохните и позвольте своей голове медленно опуститься вниз. Почувствуйте, мускулы вашего затылка растянулись, полностью расслабьте плечи. Теперь снова медленно поднимите голову и при этом сделайте вдох. Дайте голове полностью откинуться назад, пока вам не покажется, что ваша грудная клетка распахнулась и наполнилась воздухом. Когда вы снова будете выдыхать, делайте это медленно и снова опустите голову вниз, пока подбородок вновь не ляжет на грудь. Подарите себе три таких особенных освежающих вдоха.
Витамины.
Витамин А (ретинол) оказывает влияние на состояние слизистых оболочек глаза, участвует в образовании светочувствительного вещества сетчатки. Дефицит витамина А вызывает сужение поля зрения и нарушение способности различать цвета. Витамин А содержится:
В продуктах животного происхождения: в печени, яйцах, молоке, сливочном масле, сырах, печени морских рыб;
В овощах, фруктах и ягодах оранжевого и зеленого цвета: моркови, абрикосах, облепихе, салате, капусте, зеленом горошке.
Суточная потребность 1,5 мг.
Витамин В2 (рибофлавин) также оказывает значительное влияние на органы зрения: участвует в поддержании нормальной функции глаза и синтезе гемоглобина очень важного в кроветворении, повышает остроту зрения, способность различать цвета.
Витамина В2 особенно много в дрожжах, орехах, отрубях, различных крупах, овсяных хлопьях, бобах, мясе. Суточная потребность 2,5мг.
Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах, углеводном обмене, восстановлении тканей и образовании гормонов, обменных процессах организма, положительно влияет на стенки сосудов, их проницаемость, в том числе сосудов глаза.
Особенно много витамина С находится в черной смородине, шиповнике, петрушке. В профилактических целях применяются для восстановления организма при тяжелом умственном напряжении и длительном труде. Суточная потребность 70-100мг
Рациональная организация урока.
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока |
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный |
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | Более 90% |
2 | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. | 11-15 мин. | Более 15 мин. |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7-10 мин. | Смена через 11-15 мин. | Смена через 10-20 мин. |
5 | Количество видов преподавания | Не менее 3-х | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин. | Через 15-20 мин. | Не чередуются. |
7 | Наличие эмоциональных разрядок | 2-3 | 1 | Нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими требованиями. | С частичным соблюдением гигиенических требований. | В произвольной форме. |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. | Имеют случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. |
10 | Наличие, место и продолжительность физкультминуток | На 20 и 35 мин. урока. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторами каждого. | 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью. | Отсутствуют. |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции. | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный. | Преобладают отрицательные эмоции. |
12 | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин. | Не ранее 35-37 мин. | До 30 мин. |
Диагностика профессионального «выгорания»
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
1.Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Варианты ответов оцениваются:
«никогда» - 0 баллов, «очень редко» - 1 балл, «иногда» - 3 балла, «часто» - 4 балла, «очень часто» -5 баллов, «каждый день» - 6 баллов.
Ключ к опроснику
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение»- ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов- 54).
«Деперсонализация»- ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов- 30).
«Редукция личных достижений»- ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов- 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
