СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье сберегающие технологии в географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  НА  УРОКАХ  ГЕОГРАФИИ

 

 

 Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее –  физическое состояние или обучение”. Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”. Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам хронической патологии. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 2-3 года были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых –  достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”. Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда  вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни. 

     Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик–учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости , как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

     Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания , как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

        Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма.

     Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем.

     Обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:

- учёт продуктивности урока, период снижения продуктивности с признаками утомления;  (Приложение 1)

–  учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);  (Приложение 2 )

–  наличие эмоциональных разрядок на уроках; (Приложение 3 )

–  включение в учебный процесс  новых методик и технологий для активизации двигательного режима ; (Приложение 4 )

–  использование физкультурных пауз на уроках; ( Приложение 5 )  

-использование  релаксационных  упражнений; (Приложение 6 )

- дозировка домашнего задания . (Приложение 7 )

     В  систему  работы  входят  сочетание  традиционных  и  инновационных  образовательных  технологий,  которые помогают  реализовать  личностно-ориентированный  подход  в обучении, обеспечивают  индивидуализацию  и  дифференциацию  обучения  с  учетом способностей  детей,  их  уровня  обученности ,    интересов  и  склонностей, формируют  устойчивые  познавательные  интересы. В старших классах можно перейти к более сложным практико-ориентированным, творческим проектам. Во - вторых, работа над проектом, как правило ,интересна как сильным так и слабым учащимся. Даже самый простой проект требует от учащегося дополнительной работы с разными источниками информации (книга, газета, Интернет, рассказ родителей и т.д.) . Возможность представления собранного материала в разной форме(буклет, листовка, газета, компьютерная презентация)позволяет каждому ученику показать свои творческие способности. В-третьих, проект – продукт  межпредметной связи, поэтому он способствует всестороннему развитию ребёнка, а это - главная задача школы .

Сегодня очень актуально использование ИКТ в учебном процессе . Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной   Внедрения в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися.

Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Стратегия интеграции обучения дает возможность учителю создать условия обучающимся не только для усвоения конкретных знаний и выработки умений, но и овладения способами их применения в различных ситуациях. Применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке.

    Достижению  цели служит решение следующих задач:

· создание условий для успешной деятельности обучающихся;

· содействие  воспитанию здоровой личности;

· развитие  познавательного  интереса  через  использование краеведческого материала;

· организация  деятельности  учащихся  по  предупреждению утомляемости.

     Цели  здоровьесберегающих  образовательных  технологий  обучения определяют  принципы  обучения,  которые  отражают  насущные общественные  потребности.  В  своей  работе я придерживаюсь следующих принципов педагогики оздоровления:

- принципа сознательности  и  активности  –  нацеливает  на  формирование  у учащихся  глубокого  понимания,  устойчивого  интереса,  осмысленного отношения  к  познавательной  деятельности,  предполагает    высокую  степень самостоятельности, инициативы и творчества.

- принципа  наглядности – он обязывает  строить  процесс  обучения  с максимальным использованием форм чувственного познания человека; 

- принципа  систематичности и последовательности, он  проявляется во взаимосвязи знаний,  умений,  навыков.  Система подготовительных  и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала;

- принципа  повторения  умений  и навыков. В результате  многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

- принципа  постепенности – он  предполагает  преемственность от  одной ступени обучения к другой;

- принципа доступности и индивидуализации – он  осуществляется на основе общих закономерностей  обучения  и  воспитания.  Опираясь  на  индивидуальные особенности,  педагог  всесторонне  развивает  ребенка,  планирует  и прогнозирует его развитие;

- принципа непрерывности – он  тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;

- принципа  всестороннего и гармонического  развития  личности  – он  предполагает формирование психофизических способностей, двигательных  умений и навыков, а также интеллектуальное,  духовное,  нравственное  и эстетическое    развитие  ребенка;

- принципа  оздоровительной направленности  – он  решает  задачи  укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

     Система работы  заключается в следующем:

1)  формирование  дифференцированных  групп  по  способу  мотивации  в изучении  географии:  (имеющие  повышенную  или пониженную мотивацию в изучении географии);

2)  создание  оптимального  тематического  и  поурочного  планирования  с целью достижения продуктивности в реализации учебных целей;

3)  организация работы с разными группами учащихся:

–  с  учащимися,  имеющими  повышенную  мотивацию  к  учению (подготовка  к  олимпиадам,  конкурсам,  выполнение  творческих  работ, участие в работе школьного научного общества);

–  с  учащимися,  имеющими  низкую  мотивацию  к  учению  (ликвидация пробелов в изучении материала);

4)  разработка различных форм проведения учебных занятий:

–  нестандартных форм проведения уроков;

–  экскурсий , походов ,турслётов;

–  выполнение групповых и  индивидуальных  проектов;

5)  организация  эффективной  внеклассной  работы,  позволяющей реализовать способности учащихся в максимальной степени;

6)   использование компьютерных технологий;

7)   разработка форм рефлексии урока;

8)   проведение  самоанализа  и  самооценки  деятельности  с  целью установления результативности используемых способов деятельности.

     Достаточный   опыт  педагогической  работы  нашел  свое  отражение  в разработке критериев  реализации  здоровьесберегающего  воспитания  на уроках  географии.  Таким образом, при  тщательном  рассмотрении  особенностей учебного процесса в изучении географии можно выделить две группы критериев реализации здоровьесбережения:

–   формирование и  развитие престижа  здорового образа жизни,  воспитание активной жизненной позиции через содержание учебного материала;

–   сохранение  и  укрепление  здоровья  учащихся,  снижение  умственной утомляемости через организацию учебной деятельности.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!