ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – физическое состояние или обучение”. Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”. Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам хронической патологии. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 2-3 года были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”. Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик–учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости , как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания , как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем.
Обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:
- учёт продуктивности урока, период снижения продуктивности с признаками утомления; (Приложение 1)
– учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность); (Приложение 2 )
– наличие эмоциональных разрядок на уроках; (Приложение 3 )
– включение в учебный процесс новых методик и технологий для активизации двигательного режима ; (Приложение 4 )
– использование физкультурных пауз на уроках; ( Приложение 5 )
-использование релаксационных упражнений; (Приложение 6 )
- дозировка домашнего задания . (Приложение 7 )
В систему работы входят сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности , интересов и склонностей, формируют устойчивые познавательные интересы. В старших классах можно перейти к более сложным практико-ориентированным, творческим проектам. Во - вторых, работа над проектом, как правило ,интересна как сильным так и слабым учащимся. Даже самый простой проект требует от учащегося дополнительной работы с разными источниками информации (книга, газета, Интернет, рассказ родителей и т.д.) . Возможность представления собранного материала в разной форме(буклет, листовка, газета, компьютерная презентация)позволяет каждому ученику показать свои творческие способности. В-третьих, проект – продукт межпредметной связи, поэтому он способствует всестороннему развитию ребёнка, а это - главная задача школы .
Сегодня очень актуально использование ИКТ в учебном процессе . Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной Внедрения в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися.
Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Стратегия интеграции обучения дает возможность учителю создать условия обучающимся не только для усвоения конкретных знаний и выработки умений, но и овладения способами их применения в различных ситуациях. Применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке.
Достижению цели служит решение следующих задач:
· создание условий для успешной деятельности обучающихся;
· содействие воспитанию здоровой личности;
· развитие познавательного интереса через использование краеведческого материала;
· организация деятельности учащихся по предупреждению утомляемости.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. В своей работе я придерживаюсь следующих принципов педагогики оздоровления:
- принципа сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
- принципа наглядности – он обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм чувственного познания человека;
- принципа систематичности и последовательности, он проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала;
- принципа повторения умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
- принципа постепенности – он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;
- принципа доступности и индивидуализации – он осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие;
- принципа непрерывности – он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;
- принципа всестороннего и гармонического развития личности – он предполагает формирование психофизических способностей, двигательных умений и навыков, а также интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;
- принципа оздоровительной направленности – он решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Система работы заключается в следующем:
1) формирование дифференцированных групп по способу мотивации в изучении географии: (имеющие повышенную или пониженную мотивацию в изучении географии);
2) создание оптимального тематического и поурочного планирования с целью достижения продуктивности в реализации учебных целей;
3) организация работы с разными группами учащихся:
– с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению (подготовка к олимпиадам, конкурсам, выполнение творческих работ, участие в работе школьного научного общества);
– с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению (ликвидация пробелов в изучении материала);
4) разработка различных форм проведения учебных занятий:
– нестандартных форм проведения уроков;
– экскурсий , походов ,турслётов;
– выполнение групповых и индивидуальных проектов;
5) организация эффективной внеклассной работы, позволяющей реализовать способности учащихся в максимальной степени;
6) использование компьютерных технологий;
7) разработка форм рефлексии урока;
8) проведение самоанализа и самооценки деятельности с целью установления результативности используемых способов деятельности.
Достаточный опыт педагогической работы нашел свое отражение в разработке критериев реализации здоровьесберегающего воспитания на уроках географии. Таким образом, при тщательном рассмотрении особенностей учебного процесса в изучении географии можно выделить две группы критериев реализации здоровьесбережения:
– формирование и развитие престижа здорового образа жизни, воспитание активной жизненной позиции через содержание учебного материала;
– сохранение и укрепление здоровья учащихся, снижение умственной утомляемости через организацию учебной деятельности.