СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы "Здоровье-сберегающие технологии на уроках географии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы "Здоровье-сберегающие технологии на уроках географии"

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Здоровье-сберегающие технологии на уроках географии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Булгаковская основная школа (филиал)









Здоровье сберегающие технологии

на уроках географии



















Учитель географии I категории

Селезнева Елена Михайловна









2015 г.


Проблемы здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. В настоящее время происходят существенные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей.

Цель здоровье-сберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ухудшение здоровья детей школьного возрастав последнее время стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».

Здоровье-сберегающие технологии – это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Особенно велика в процессе здоровье-сбережения роль учителя-предметника. У каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей - решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока; целесообразные формы организации учебного процесса; эффективные методы обучения; поддержка ученика; право свободного выбора; комфортная пространственная среда, все это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.

Применение здоровье-сберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Я считаю одной из самых важных задач школы - наши дети должны быть здоровыми, жизнерадостными, а значит успешными. Тогда они с удовольствием каждый день будут приходить в школу. Поэтому изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровье-сберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания.

В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику, гимнастику для глаз, физкультурную разминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».

Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровье-ориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами, поэтому стараюсь помочь каждому ребенку осознать свои способности, создаю условия для их развития, способствую сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Поэтому, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, иду в класс с системой логически выстроенных вопросов, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Часто применяю игровую технологию. В своей практике использую нестандартные уроки: уроки - игры, уроки – праздники, уроки – конкурсы, уроки - экскурсии и другие. В игровой форме проходят задания при работе с картой учащиеся поочередно выбегают к доске и на скорость показывают объекты. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияют на здоровье.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

На каждом уроке использую упражнения и игры для развития координации движения пальцев и рук, для развития мышц плечевого пояса и корпуса, дыхательную гимнастику, упражнения для снятия зрительного напряжения, провожу тренинг мышечного расслабления, физкультминутки. Физкультминутки – естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Я провожу физкультминутки, примерно через 10 – 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у учащихся. Физкультминутки провожу, учитывая специфику урока, (покажи стороны горизонта, какая погода сегодня, высокие горы – низменности и т.п.) часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Систематически в процессе обучения в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения с мячами, танцевальные и ритмические упражнения под музыку, совершают прогулки и игры на свежем воздухе. Динамические паузы дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде.

Говоря о климате, можно рассмотреть вопрос о влиянии особенностей погоды на здоровье людей. В урок, посвященный водным ресурсам, обязательно включаются вопросы, воздействия связанных с ними опасных природных явлений на живые организмы.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой ФАП, с работниками районной больницы, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: Неделя спорта, «Веселые старты», походы по памятным местам.

Внедрение в обучение здоровье-сберегающей технологии ведет к улучшению психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья обучающихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Здоровье-сберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.


Список использованной литературы

1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровье-сберегающей среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

2. Здоровье сберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

3. Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако, 2007.

4. Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86

5. Науменко Ю.В. Здоровье-сберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

6. Петров К. Здоровье-сберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

7. Севрук А.И. Здоровье-сберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

8. Смирнов Н.К. Здоровье-сберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!