Выступление на лектории
«Учитель должен быть здоровым!»
Современная система образования требует здоровых телом и духом учителей. И сегодня мы хотим остановиться на одной из важнейших составляющих здоровой личности – на психическом здоровье.
Наша психологическая деятельность состоит из нескольких составляющих:
1)Восприятие:
физическое психическое
(20-30%) (для учителей должно составлять 70-80%).
2)Мышление
(т.е. осмысливание процессов, но не
эмоциональное восприятие объектов или событий).
3)Сознание
(критика и самокритика, которые формируют самомнение.
Если самомнение занижено – следует снижение культуры человека).
4)Эмоции:
положительные отрицательные
(самая сильная человеческая эмоция!) (тоже самая сильная),
сочувствие - озлобленность,
сопереживание - разочарованность,
восхищение - зависть,
уверенность - обидчивость,
- агрессивность,
- эмоциональная холодность
Внимание!
Это признаки шизоидного типа поведения!
5)Двигательно-волевой процесс
(это поведение, поступки, решения,
выводы, умозаключения, убеждения).
Только гармонично уравновесив все эти составляющие, мы сможем сформировать себя как психически здоровую личность.
А теперь рассмотрим, как же отражаются сбои психики на физическом здоровье.
Итак, человек испытывает сильное чувство тревоги → происходит выброс лишнего адреналина → внутренние органы мобилизуют все усилия на его переработку → и следует реакция «голодных» внутренних органов.
Рассмотрим наиболее показательные реакции:
Головной мозг «голоден»: следует головная боль, головокружение.
Мозг защищается:
- сонливость,
- снижение памяти, внимания,
- снижение настроения,
- снижение интереса, желаний, влечений,
- высокая раздражительность.
А раздражительность – это первый признак заболевания, в частности – опухолей. Отсюда – один шаг до кислородного голодания клетки, которое и рождает онкоклетку. И ещё: 80-90% головных болей связано с длительным напряжением головных и лицевых мышц.
Сердце «голодное» - появляются боли разного плана. Такая «популярная» у преподавателей вегето-сосудистая дистония, или ВСД – болезнь психогенного характера!
При этом страдают наши внутренние органы:
- Пищевод – перистальтика усиливается, но появляются боли, отрыжка, тошнота, ощущение комка в горле.
- Бронхи, трахея – при физических нагрузках – нехватка воздуха, человек начинает задыхаться.
- Кишечник – регулярные, часто без видимых причин боли, спазмы.
- Мочевой пузырь – частое мочеиспускание ,или наоборот – задержка.
- Потовые железы – сухость кожи или сильная потливость.
А чтобы не допустить или избавиться от уже имеющихся проблем с физическим здоровьем, нужно заняться восстановлением нормальной психической деятельности:
Научиться быстро переключаться.
Не зацикливаться.
Дезактуализировать проблему.
Уметь игнорировать.
Вызывать у себя положительные эмоции.
Нагружать себя физическими нагрузками.
Научиться представлять и проигрывать ситуацию.
Учиться логически мыслить.
Анализировать причины.
И в заключение мы хотим перечислить нормальные физиологические реакции организма, которые не нужно путать с последствиями психической деятельности:
Переедание – интоксикация, тяжесть, головная боль, раздражительность.
Не поел вовремя – головная боль, головокружение, снижение работоспособности, повышенная конфликтность.
Сознательное голодание + стресс – к вышеперечисленному добавляется эйфория, что ведет к истощению клеток головного мозга, сердцебиению, обморокам.
Недосып.
Пересып.
Несвоевременная дефекация.
Реакция на погоду.
Гиподинамия.
Будьте здоровы и счастливы!