СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Забота о человеческом здоровье,

 тем более здоровье ребенка – … это,

 прежде всего, забота о гармонической

полноте всех физических и духовных сил,

 и венцом этой гармонии является

 радость творчества»

                                      В.А.Сухомлинский.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое и социальное благополучие.

Рассматривая составляющие здоровья с позиции конкретного человека, можно определить его отношение к собственному здоровью принципами:

  • Физическое здоровье – «я могу»;

  • Психическое – «я хочу»;

  • Социальное – «я нужен»;

    Каждый учитель на своих уроках стремится  не только дать учащимся необходимые  знания по предмету, но и, используя различные технологии, сохранить здоровье учащихся.

     Главной целью  использования здоровьесберегающих технологий  на уроках математики является:

  • создание возможностей для сохранения здоровья обучающихся,

  • снятие напряжённости на уроках математики

  • формирование  необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и их применение в повседневной жизни.

    Математика – один из самых сложных предметов, требующий от учащихся постоянного внимания, высокой концентрации, поэтому готовясь к занятиям, учителю необходимо уделять большое  внимание следующим факторам: комплексное планирование урока, в том числе  включение задач, имеющих оздоровительную направленность; правильное соотношение между темпом урока  и информационной плотностью; смена видов деятельности; построение урока с учетом работоспособности учащихся; благоприятный эмоциональный настрой.

    Мне бы хотелось поделиться с вами опытом моей работы, по здоровьесберегающим технологиям.

Просмотр содержимого документа
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

















ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ











Выполнила:

Мошкина Людмила Аркадьевна

учитель математики

МБОУ Олонской СОШ

Иркутская область,

Боханский район







с. Олонки

2014г.

«Забота о человеческом здоровье,

тем более здоровье ребенка – … это,

прежде всего, забота о гармонической

полноте всех физических и духовных сил,

и венцом этой гармонии является

радость творчества»

В.А.Сухомлинский.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое и социальное благополучие.

Рассматривая составляющие здоровья с позиции конкретного человека, можно определить его отношение к собственному здоровью принципами:

  • Физическое здоровье – «я могу»;

  • Психическое – «я хочу»;

  • Социальное – «я нужен»;

Каждый учитель на своих уроках стремится  не только дать учащимся необходимые  знания по предмету, но и, используя различные технологии, сохранить здоровье учащихся.

 Главной целью  использования здоровьесберегающих технологий  на уроках математики является:

  • создание возможностей для сохранения здоровья обучающихся,

  • снятие напряжённости на уроках математики

  • формирование  необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и их применение в повседневной жизни.

Математика – один из самых сложных предметов, требующий от учащихся постоянного внимания, высокой концентрации, поэтому готовясь к занятиям, учителю необходимо уделять большое  внимание следующим факторам: комплексное планирование урока, в том числе  включение задач, имеющих оздоровительную направленность; правильное соотношение между темпом урока  и информационной плотностью; смена видов деятельности; построение урока с учетом работоспособности учащихся; благоприятный эмоциональный настрой.

Мне бы хотелось поделиться с вами опытом моей работы, по здоровьесберегающим технологиям.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Например:

- Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить…


- Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу.


- Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.

- Ребята! Я Согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите больше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!

Можно начать урок с воспитательного момента, который называется «Минутки  здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке: “Что такое осанка? Осанка – это привычная поза спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность”. Учащимся предлагаю  принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.

Индивидуально дозировать объём учебной нагрузки, дать ребятам разно уровневые  задания. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок всё это  позволяет избежать монотонности на уроке. Во избежание усталости учащихся чередовать различные  виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), математический диктант, тесты, практические работы, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Многим  учащихся нелегко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Здесь важную роль играет стиль педагогического общения учителя с учащимися, степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам, соответствие используемых технологий обучения и методических приёмов возрастным и функциональным возможностям школьников. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, самопроверка учащимися друг друга.

        Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, включать  в содержание учебного материала, на уроках и во время внеурочных мероприятий задачи, которые непосредственно связаны с понятиями  “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Например:

  1. Исследователи установили, что до 15 % рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?

  2. Сердце  нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов  в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки?

  3. Ежедневный рацион ученика 5 класса должен включать как минимум 0,2 л молока или кефира. При условии правильного питания, сколько лет потребуется пятикласснику, чтобы выпить 300- литровую ванну кефира? В каком классе к моменту окончания эксперимента будет учиться школьник? Ответ округлить с точностью до десятых.( Ответ:4,1года.)

  4. Ширина улицы-36м, сигнал перехода горит 24с. С какой скоростью надо переходить улицу, чтобы успеть до того, как сигнал погаснет?


На первом (ориентировочно - мотивационный) этапе урока происходит проверка домашнего задания, ориентация и выход на учебную задачу урока, определение темы урока, целеполагание и планирование.

В практику здоровьесберегающего урока в качестве способа проверки домашнего задания вошла работа с консультантами.

Например, при изучении темы: «Действия с десятичными дробями» на дом были заданы следующие вопросы:

1.Сформулируйте правила сложения десятичных дробей?

2.Сформулируйте правило умножения десятичных дробей?

3.Сформулируйте правило деления десятичных дробей?

В начале урока, после озвучивания детьми домашнего задания, я определяю следующую группу консультантов: Например,

По первому вопросу – Власюк Катя

По второму вопросу – Кириленко Саша

По третьему вопросу – Быргазов Вова

Учащимся класса дается время на повторение домашнего задания, а консультанты каждый по своему вопросу отвечает учителю. Консультантами могут быть не только «сильные» ученики, с высоким уровнем сформированности предметной компетентности, но и те, у кого она сформирована на низком или среднем уровне. Важно при оценке ответа консультанта дидактически грамотно указывать на его недостатки в соответствии с критериями оценки.

После того, как консультанты ответили учителю, они приступают к опросу учащихся класса. Учащиеся класса условно поделены на три группы, каждая из которых отвечает на один и тот же вопрос. При этом консультанты заполняют оценочный лист .

Таким образом, в течение 5 мин. осуществляется опрос всего класса.

Ориентация выхода на учебную задачу урока осуществляется в форме здоровьесберегающей беседы.

Даю высказаться всем желающим. Такая техника позволяет детям сделать выбор отвечать на вопрос или нет. Создается климат, благоприятный сохранению здоровья.

Для того, чтобы беседа была личностно-ориентированной, а значит здоровьесберегающей нужно задавать такие вопросы, и тем ученикам, кто сможет на них ответить, т.е. учащимся с высоким уровнем сформированности предметной компетентности – сложные, требующие размышления, а учащимся с низким уровнем сформированности предметной компетентности – простые и конкретные.

Важным аспектом первого этапа урока является мотивация. Под мотивом понимается побуждение человека к действию. В качестве мотивов могут интерес, убеждение, социальные установки. Стремление удовлетворить потребности (биологические, идеальные, социальные). У каждого учащегося могут быть свои мотивы к изучению математики.

Одним из значимых критериев деятельности учителя является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по математике побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся. Для формирования устойчивой мотивации важно учитывать их индивидуальные возрастные особенности, использовать разнообразные приемы и способы. В своей педагогической деятельности, на каждом уроке после определения темы урока я провожу небольшую (1-2 мин.) беседу, направленную на выявление и формирование мотивации школьников, для этого я задаю вопрос:

Например, при изучении в 5 классе темы: «Десятичные дроби»:

Зачем нам понадобились десятичные дроби? Может быть, можно было обойтись натуральными числами и обыкновенными дробями?

Ответ учащихся: Запись удобна, действия над десятичными дробями похожи на действия с натуральными числами, которые мы хорошо знаем, можно считать с помощью калькулятора.

В 6 классе при изучении темы: «Положительные и отрицательные числа» можно задать вопрос: Где в жизни вы встречались с величинами, которые могут изменяться в противоположных направлениях?

Ответ учащихся: тепло-холод, влево - вправо, вверх – вниз, наличие денег – долг.

Например, «Сегодня мы изучаем тему «Теорема Пифагора». Как вы считаете, может её изучать не надо?». Чаще всего учащиеся высказываются о необходимости изучения данной темы. На вопрос «Почему необходимо изучать эту тему?» получаю разнообразные ответы. Например, для того чтобы успешно сдать экзамены по математике, знать математику, применять при решении текстовых задач, пригодится в будущей профессии. Такая информация способствует не только актуализации изучаемой темы, но и выступает в качестве диагностических сведений о мотивации школьников. Существуют такие темы, мотивировать необходимость которых школьникам достаточно трудно. В таких ситуациях я сама актуализирую важность изучаемой темы. Например, при изучении теоремы Пифагора «Теорема Пифагора – одна из главных и, можно сказать, самая главная теорема геометрии. Значение ее состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии.

Один американский математик, наш современник, около 20 лет собирал различные способы доказательства теоремы Пифагора, и сейчас его «коллекция» содержит около 300 различных доказательств. Это говорит о том, что древняя теорема актуальна и интересна людям до сих пор.

С помощью теоремы Пифагора можно решать не только математические задачи. Теорема Пифагора нашла своё применение в строительстве и архитектуре, мобильной связи».

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание, иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

При подведении итога урока учитель осуществляет оценивания учащихся. Для создания ситуации успеха, поддержки благоприятного климата в классе, выставление отметки сопровождаю комментарием, т.е. даю оценочное суждение. Например, «Саша, я тебе ставлю «4» так как ты допусти ошибку при умножении дробей. Я уверена в том, что завтра на самостоятельной работе ты учтешь свою ошибку» или «Катя, я ставлю тебе сегодня «5», так как ты активно работала на всех этапах урока. Ты выполнила все задания базового уровня и выполнила задание повышенной трудности. Ты сегодня молодец!

Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Согласно статистике, до 24 часов в неделю учащиеся уделяют просмотру телепередач, старшеклассники 85% времени бодрствования вынуждены проводить сидя за рабочим столом. Появившиеся компьютерные игры еще больше усугубили обездвиженность детей и подростков.

Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Для этого необходимо особое внимание уделить введению физкультминуток на уроках, как обязательным элементом здоровье сберегающей организации урока математики

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.

Для этого использую различные презентации физминуток:




Особенно эффективны игры и релаксационные паузы, которые сочетаются с темой урока.

Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.

При изучении квадратичной функции, я провожу релаксационные паузы, где показываю графики параболы в природе, в архитектуре, в жизни в сопровождении легкой и расслабляющей музыке.

Саяны Параболический фонтан






Библиотека с крышей в форме параболы в Норвегии







Одним из условий здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Поэтому можно предложить в качестве домашнего задания придумать или найти задачи по математике, связанные со здоровым образом жизни, выполнить презентацию по теме: «Математика и здоровый образ жизни», « Геометрия и охрана зрения», «Физкультминутки на уроках математики» и т. д. Для учеников старших классов можно предложить найти музыку для релаксации или отдыха на уроке или перемене. Можно и самим найти такую музыку, например «УТРО» Э.Грига, «Полонез « М.Огинского и в середине особенно сложного урока дать возможность ученикам отдохнуть и послушать музыку.

Конечно, каждый учитель по-своему будет решать, каким образом беречь здоровье своих учеников, да и свое тоже, но делать это надо обязательно.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

В заключении хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них и сами ярким примером”.



Список литературы:

  1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).

  2. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.

  4. “Здоровьесберегающие технологии” И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.О. Соколова.

  5. Журнал “Народное образование” № 9, 1999 г.

  6. “Игровые оздоровительные технологии” О.А.Степанова.

  7. “Обучение и здоровье” Киколов А.И.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!