ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В.Ф.БАЗАРНОГО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Как точно и метко сказал в свое время Сократ, «Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто». Безусловно, с этим утверждением поспорить невозможно.
Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:
• Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
• Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
• Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
• Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, справляется с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенных на потолке, и специальные офтальмотренажер «Бегущие огоньки». Упражнения сочетают себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результат упражнений – это развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, зрительно-моторной реакции, в частности ориентации в пространстве, в том числе реакции в экстремальной ситуации. Все эти упражнения занимают не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Важная особенность уроков состоит в том, что они проходят в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую карточки с заданиями возможными вариантами ответов, которые помещаю в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. В своей работе часто использую совместную работу родителей и детей, где вместе по законам искусства и трудового рукотворчества дети выполняют творческие работы, готовят представления и участвуют в мероприятиях.
На переменах дети разучивают новые игры, развивающие координацию, быстроту реакции, Умение вести себя в игре и т.д.
И что немаловажно, затраты для обеспечения технологии очень малы. Важно, и сам «образовательный процесс протекает благодаря, а не вопреки естественной природе детей» (В.Ф.Базарный).
Эта технология помогает повысить процент качества знаний учащихся, уровень восприятия любого материала очень высок, психологический климат в классе положительный, количество учеников, которые пропускали занятия по болезни сократился до минимуму, даже в периоды эпидемий.
Применение элементов технологии Базарного В.Ф. дает положительный результат в воспитании детей. Мы много с детьми путешествуем, участвуем в различных конкурсах школьного, городского и международного уровня. Интеллектуальная активность моих учеников очень высока. Они умеют работать свободно с информационным пространством, не боятся высказывать свои суждения и, что очень радует, они с желанием идут в школу.
Работая по здоровьесберегающей технологии, я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, я постоянно нахожусь в поиске, что заставляет думать, находить лучший вариант, развивает мое педагогическое творчество, не дает оставаться на месте и довольствоваться достигнутыми результатами.
![]()