Журавлева Э.Г.
Учитель ГБОУ ЛНР «АСОШ№12»
Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цели и задачи здоровьесберегающих технологий
-обеспечить высокий реальный уровень здоровья детей;
- сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека;
- создать условия для сохранения здоровья детей;
- сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- поддержать здоровьесберегающую компетенцию ученика, позволяющую ему самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит:
-типа образовательного учреждения;
- продолжительности пребывания детей в учебном заведении;
-показателей здоровья детей;
- конкретных условий в учебном заведении;
- программы, по которой работают педагоги;
-профессиональной компетенции педагогов
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у учащихся происходит :
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижается утомляемость;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция
Состояния соматического дискомфорта
- Простуда - несоблюдение температурного режима в школе, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков физкультуры.
- «Першение» в горле -сухость воздуха в классах.
- Резь в глазах - перенапряжение зрения на уроках
Целевые установки учителя :
Принципы здоровьесберегающей педагогики
1. Принцип ненанесения вреда
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
3. Принцип непрерывности и преемственности
4. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
5. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
6. Комплексный, междисциплинарный подход
7. Принцип медико-психологической компетентности учителя
8. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий
9. Приоритет позитивных воздействий над негативными (запретами, порицаниями)
10. Приоритет активных методов обучения
11. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий
12. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
13. Принцип отсроченного результата
14.Принцип контроля за результатами
Критерии эффективности здоровьесберегающего урока
- Активная мыслительная деятельность
- Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других
- Мотивация познавательной деятельности
- Обеспечение рефлексии и самоконтроля
- Наличие самостоятельной работы
Здоровьесберегающие действия на уроке:
1)оптимальная плотность урока
2)количество видов учебной деятельности: смена, длительность и чередование:
- -чтение,
- -письмо,
- -слушание,
- -рассказ,
- -рассматривание пособий,
- -ответ на вопрос,
- -решение примеров.
3)отвлечения от учебной работы
Здоровьесберегающие образовательные технологии ( подгруппы):
-организационно - педагогические технологии
психолого – педагогические технологии
учебно - воспитательные технологии