Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России - 2016»
Урок физической культуры
4 класс
2016 г.
Актуальность: С 2015 года в нашу жизнь вошел комплекс ГТО, направленный на укрепление здоровья и физическое совершенствование подрастающего поколения. Он стал неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Спринтерский бег является обязательным элементом программного материала по легкой атлетике и входит в программу Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне!». Так же он играет большую роль не только в физическом воспитании, но и в воспитательном процессе вообще.
Спринтерский бег очень эмоциональный и зрелищный вид. Им можно заниматься как на улице, так и в спортивном зале в любое время года. Минимум инвентаря и соревновательный характер этого вида делают его доступным и привлекательным для обучения.
Подводящие упражнения для спринтерского бега способствуют развитию многих физических качеств. Упражнения имеют и большое оздоровительноре значение. Они развивают сердечно-сосудщистую систему, укрепляют мышцы стопы, спины, учат осмысливать каждое движение. Вырабатывают такие черты характера, как сила воли, товарищество, взаимопомощь.
Обучение спринтерскому бегу рекомендуется начинать с ознакомления техники старта, стартового разгона, бегу по дистанции и финишированию, а также подводящих беговых упражнений.
Оригинальность замысла урока состоит в применении здоровьесберегающих технологий, интересных упражнений, различных технических средств.
Ф.И.О. педагога: Шпаченко Полина Александровна.
Класс 4.
Раздел программы: лёгкая атлетика.
Направленность: образовательно-познавательная.
Тема урока: овладение техникой спринтерского бега, развитие скоростных способностей.
Цель урока: повышение двигательной активности обучающихся средствами лёгкой атлетики.
Задачи урока:
- сформировать представление о системе бега средствами здоровьясбережения;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- разучить комбинацию базовых упражнений;
- развивать скорость, силу, выносливость;
- формировать у учащихся потребность к дальнейшему развитию двигательных способностей, непрерывному образованию, здоровому образу жизни.
Планируемые результаты: личностные результаты:
- овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающих и подготовительных упражнений оздоровительной и тренировочной направленности, обеспечивающих функциональную готовность организма к выполнению спринтерского бега, с учетом индивидуальных физических свойств учащихся;
- воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, обеспечивающих психологическую готовность организма к овладению спринтерского бега, с учетом индивидуальных личностных свойств учащихся;
- воспитание культуры движений посредством легкоатлетических упражнений;
- овладение умением выполнить легкоатлетическое упражнение – спринтерский бег.
Метапредметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о прикладном значении спринтерского бега как средстве физической культуры и возможности их применения в повседневной жизнедеятельности;
- приобретение умений в выборе инвентаря и одежды для занятий, умений организовывать места занятий и осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения легкоатлетических упражнений, обеспечивая безопасность в рамках различных условий их выполнения;
- формирование первоначальных представлений о способах наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок и использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий;
- овладение умениями находить адекватные способы взаимодействия во время учебной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении легкоатлетических упражнений и их влиянии на развитие человека;
- овладение легкоатлетическими упражнениями – разновидностями техники бега и необходимыми знаниями об основах техники для их успешного выполнения.
Здоровьесберегающие технологии: внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на уроке, профилактика плоскостопия. Занятия на свежем воздухе способствуют закаливанию и укреплению организма. Измерение функционального состояния организма в начале и в конце урока.
Тип урока: обучающий.
Метод проведения: фронтальный, групповой;
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Материально- техническое обеспечение: беговая дорожка, свисток, секундомер.
План урока:
Подготовительная часть урока - 15 минут.
Основная часть урока - 20 минут.
Заключительная часть урока – 5 минут.
Этап образовательного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Здоровьесберегающие технологии |
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовительная часть – 15 минут | | | |
Построение, приветствие, сообщение задач урока и краткий инструктаж по технике безопасности. Измерение пульса в начале урока. Ходьба на носках, пятках, внутренней стороне стопы, внешней, ходьба в приседе; Семенящий бег  Бег с высоким подниманием бедра  Бег с захлестом голени  Подскоки  Обычный бег, ходьба с восстановлением дыхания. Перестроение в колонны по два и выполняем комплекс ОРУ: И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. Круговое движение головы: 1 – 4 круговое вращение головой вправо; 5 – 8 круговое вращение головой влево. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз 1 – подняться на носки, 2 – опуститься на полную стопу, 3-4 – повторить. И.п. – ноги врозь, руки к плечам. Круговое вращение руками: 1 - 4 вперёд; 5 - 8 назад. И.п. – ноги врозь, руки на пояс, 1 – взять руки в замок, правая рука сверху, левая снизу, 2 – И.п., 3 - взять руки в замок, левая рука сверху, правая снизу, 4 – И.п. И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны, 1 – повернуть туловище вправо, правую ногу поставаить на ребро, 2 – И.п., 3 – повернуть туловище влево, левую ногу поставить на ребро, 4 – И.п. И.п. – основная стойка. 1-3 наклон туловища вперед, руки вперед; 4 – И.п. И.п. – ноги врозь, руки за головой. 1 – приседание, не отрывая пяток от пола; 2 – И.п.; 3-4 – тоже повторить. И.п. – основная стойка. Прыжки: 1 – ноги врозь, хлопок над головой; 2 – И.п.; 3 – ноги врозь, хлопок над головой; 4 – И.п. | Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок Инструкция по ТБ     Рассказ о упражнениях, которые помогают человеку предотвратить нарушение осанки, плоскостопие, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями. Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока Размять все группы мышц для дальнейших упражнений Упражнения выполнять на максимальной амплитуде При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером При выполнении упражнений сохранять дистанцию  | Формирование интереса Установить роль разминки при подготовке к работе. Умение выполнять физические упражнения для развития мышц Правильное выполнение задания Безопасное поведение во время выполнения задания. Активное участие в диалоге с учителем. Сознательное выполнение определенных упражнений. Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя
| Овладение умениями находить адекватные способы взаимодействия во время учебной деятельности со сверстниками и взрослыми. Формирование первоначальных представлений о оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении легкоатлетических упражнений и их влиянии на развитие человека. Воспитание культуры движений посредством легкоатлетических упражнений. Овладение легкоатлетическими упражнениями – разновидностями техники бега и необходимыми знаниями об основах техники для их успешного выполнения. Овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающих и подготовительных упражнений оздоровительной и тренировочной направленности, обеспечивающих функциональную готовность организма к выполнению спринтерского бега, с учетом индивидуальных физических свойств учащихся. |
Основная часть 20 минут Ребята, в настоящее время очень большая проблема у школьников это нарушение осанки и плоскостопие. А вы знаете, что такое осанка? Осанка – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденного человека. А знаете что такое плоскостопие? Плоскостопие – это уплотнение свода стопы, при котором она становится более плоской, что связано с нарушением её асмортизирующих функций. нарушение осанки и плоскостопие ухудшает состояние организма, нарушает работу внутренних органов, появляется быстрая усталость, больв спине, ногах, головные боли. А здоровы ли вы? И ка это узнать? Существует множество различных теста, но мы сегодня на уроке проведем 2 самых простых, но результативных теста для определения данных отклонений. Для начала мы используем грудо-плечевой тест, который измеряется при помощи линейки. Необходимо встать в привычную позу, и измерить расстояние между буграми плечевых костей спереди и сзади и произвести деление этих данных, если результат К равен 1, то осанка в норме, если 0,9 пограничное состояние, если 0,8 явное нарушение осанки. К=передний размер(см)/задний размер(см). Тест на определение плоскостопия. Берем чистый лист бумаги, кладем его на пол. Мажем ступни жирным кремом и ставим ногу на бумагу. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе. На бумаге останется четкий отпечаток стопы. Берем карандаш и проводим линию, соединив края подошвенного углубления. Затем перпендикулярно этой линии проводим прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте. Если отпечаток узкой части стопы занимает не более одной трети этой линии - стопа нормальная. В том случае, когда отпечаток, достигает середины линии - у ребенка плоскостопие. Теоретическая часть. Презентация урока 1. Обучить технике низкого старта и стартового разгона. - Показать расстановку колодок и рассказать об основных положениях спринтера на старте. - Самостоятельная установка спортсменами стартовых колодок при старте на прямой и повороте. - Выполнение команд «На старт!» и «Внимание!». - Бег с низкого старта на прямой дистанции самостоятельно и по команде.   Обучение технике бега по дистанции. - Показ техники бега. - Многократный бег без ускорения и с ускорением на различных отрезках дистанции от 30 до 60 м.  А пока вы восстанавливаете дыхание я расскажу вам про известных российских спринтеров* Игра. Пульсометрия. | | | |
  - У вас все получилось, молодцы! Вот теперь мы выяснили, кому следует больше уделять внимание своему здоровью. Рассказ и показ упражнений. Обратить внимание учащихся на правильное выполнение заданий. Следит за постановкой рук и ног. Четко и ясно давать команды. |     Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление дисциплинированности. Имитируют и запоминают. Владеть известными современными приемами двигательных действий и уметь осуществлять их в разных условиях Развитие чувства ритма Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Активное включение в выполнение двигательного действия. Взаимодействие со сверстниками. | Формирование первоначальных представлений о прикладном значении спринтерского бега как средстве физической культуры и возможности их применения в повседневной жизнедеятельности. Приобретение умений в выборе инвентаря и одежды для занятий, умений организовывать места занятий и осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения легкоатлетических упражнений, обеспечивая безопасность в рамках различных условий их выполнения. Воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, обеспечивающих психологическую готовность организма к овладению спринтерского бега, с учетом индивидуальных личностных свойств учащихся |
Заключительный-рефлексия - 5мин | | | |
1. Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание. Учитель задает вопросы: - что нового узнали на уроке? - что понравилось? - какие другие школьные предметы использовали на уроке? (биология, математика, история) - оцените свою работу на уроке. - оцените своё отношение к уроку ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1. Что такое осанка, плоскостопие? 2. Прыжки на скакалке. 3. Найдите 7 пословиц или поговорок о здоровье. 4. Виды нарушений осанки и плоскостопия. | Восстанавливаем пульс, дыхание. Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ Для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье, необходимо знать, как работает организм. Ставим УЗ на дом |  Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Осознать нужность домашнего задания Определить смысл поставленной на уроке УЗ Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя | Формирование первоначальных представлений о способах наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок и использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий. |
* Вале́рий Фили́ппович Борзо́в (род. 20 октября 1949) — выдающийся советский легкоатлет-спринтер, двукратный олимпийский чемпион и призёр Олимпийских игр. В 1968 году в 19 лет Валерий Борзов становится трёхкратным чемпионом Европы среди юниоров. В следующем году он выигрывает взрослый чемпионат СССР, пробежав 100 метров ровно за 10 секунд. В том же 1969 году он выигрывает чемпионат Европы на стометровке и завоевывает серебро в эстафете 4x100 метров. Летом 1970 года Валерий Борзов участвует в легкоатлетическом матче СССР — США и впервые добивается победы над сильнейшими на тот момент спортсменами США. Победа на Олимпиаде в Мюнхене в забеге на 100 метров в целом была неожиданной. А на 200 метровой дистанции спортсмену удалось сделать золотой дубль, обойдя на финише трех американцев. Это была вторая победа на спринтерских дистанциях белокожего легкоатлета на Олимпийских играх после выигрыша Армина Хари в 1960 году (Рим). Именно они прерывали полное доминирование чернокожих спортсменов США и Ямайки.
После победы на Олимпиаде с 1975 по 1977 год Валерий трижды подряд выигрывает звание чемпиона Европы на короткой дистанции 60 метров в закрытых помещениях. На Олимпийских играх 1976 года в Монреале спортсмен вновь выигрывает медали, но на этот раз бронзовые: дважды спортсмен поднимается на пьедестал почета по результатам забегов на 100 метров и эстафеты 4 х 100 метров.
Последним соревнованием для Валерия Борзова стала VII Спартакиада народов СССР, после которой спортсмен завершил карьеру.
Людми́ла Алекса́ндровна Черно́ва (в девичестве — Зе́нина; р. 30 ноября 1955) — заслуженный мастер спорта по легкой атлетике. Она является 13-кратной чемпионкой СССР, победительницей Кубка Европы 1981 года, чемпионкой Олимпийских игр 1980 года в Москве. На этой Олимпиаде она участвовала в эстафете 4х400 метров.
Спортсменка и Министр отмечена рядом наград, в частности, почетными знаками «Отличник профтехобразования России», «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», а также «Заслуженный учитель Кубани».
Является одной из двух олимпийских чемпионок в легкой атлетике на Кубани. Людмила Александровна Чернова замужем. Ее супруг Сергей тоже спортсмен, он работает тренером по легкой атлетике. Дочь Татьяна – уже титулованная спортсменка, бронзовый призер пекинских Олимпийских игр 2008 года. Кроме того, она – двукратная чемпионка мира среди юниоров и бронзовый призер чемпионата мира 2010 года в легкоатлетическом многоборье. Людмила Александровна Чернова «была необыкновенно хороша на беговой дорожке». Эффектная и неудержимая, она мчалась по стадиону легко, но вместе с тем мощно и с ураганным напором.
Список использованной литературы:
Физкультурно-оздоровительная работа. Методическое пособие, К.: КГУФКСиТ, 2010
Легкая атлетика в школе. Трофимов О.Н. М.:. Физкультура и спорт, 2012
Профессиональный отбор в спорте. Серова Л.К. М.:Человек», 2011
Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. – Лёгкая атлетика: критерии отбора.-М.: Терра-спорт, 2000.-240 с.
Филин В.П., Фомин Н.А. – Основы юношеского спорта .-М.: Физкультура и спорт, 2012.-255 с.
Филин В.П. – Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры.-М.: Физкультура и спорт,2007.-128с.
Волков Л.В. – Обучение и воспитание юного спортсмена.- Киев: Здоров,я. 2014.-144с.
Майфат С.П., Малофеева С.Н. –Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте.- Екатеринбург.:, 2013.- 131с.
Попов В.Б.,Суслов Ф.П., Германов Г.Н. – Лёгкая атлетика для юношества .-М.: Просвещение, 2009.-220 с.
Озолин Н.Г., Травин Ю.Г. – Педагогические основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям.- М.: Физкультура и спорт, 2008.- 79 с.
Травин Ю.Г. – Организация и методика занятий лёгкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. – М.: Терра-спорт, 2011
В.В.Мехрикадзе – Тренировка юного спринтера.- М., Физкультура и спорт., 2009
Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 2009.
Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.: в сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк, 2008.
Левит К.,Захсе Й.,Янда В. Мануальная медицина: пер. с нем. - М.: Медицина, 2013
Справочник практического врача: В 2-х томах. - М.: Медицина, 2010
Годунов С.Ф. Деформации стопы. Многотомное руководство по ортопедии и травматологии. Под ред. А.М.Волкова. 2004; 2: 702–
Ежов Ю.И., Мельгунов А.В., Буланов Г.А. и др. Патология стоп. Учебно-методическое пособие. Н.Новгород, 2008
Циркунова Н.А. Плантография как метод диагностики плоскостопия. Материалы докладов 3-го пленума межведомственной комиссии по рациональной обуви. М.: ЦИТО. 2005; 45–6.