СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан для конкурса учитель здоровья Росии

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»


Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России - 2016»







Урок физической культуры



4 класс







2016 г.

Актуальность: С 2015 года в нашу жизнь вошел комплекс ГТО, направленный на укрепление здоровья и физическое совершенствование подрастающего поколения. Он стал неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Спринтерский бег является обязательным элементом программного материала по легкой атлетике и входит в программу Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне!». Так же он играет большую роль не только в физическом воспитании, но и в воспитательном процессе вообще.

Спринтерский бег очень эмоциональный и зрелищный вид. Им можно заниматься как на улице, так и в спортивном зале в любое время года. Минимум инвентаря и соревновательный характер этого вида делают его доступным и привлекательным для обучения.

Подводящие упражнения для спринтерского бега способствуют развитию многих физических качеств. Упражнения имеют и большое оздоровительноре значение. Они развивают сердечно-сосудщистую систему, укрепляют мышцы стопы, спины, учат осмысливать каждое движение. Вырабатывают такие черты характера, как сила воли, товарищество, взаимопомощь.

Обучение спринтерскому бегу рекомендуется начинать с ознакомления техники старта, стартового разгона, бегу по дистанции и финишированию, а также подводящих беговых упражнений.

Оригинальность замысла урока состоит в применении здоровьесберегающих технологий, интересных упражнений, различных технических средств.

Ф.И.О. педагога: Шпаченко Полина Александровна.

Класс 4.

Раздел программы: лёгкая атлетика.

Направленность: образовательно-познавательная.

Тема урока: овладение техникой спринтерского бега, развитие скоростных способностей.

Цель урока: повышение двигательной активности обучающихся средствами лёгкой атлетики.

Задачи урока:

- сформировать представление о системе бега средствами здоровьясбережения;

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- разучить комбинацию базовых упражнений;

- развивать скорость, силу, выносливость;

- формировать у учащихся потребность к дальнейшему развитию двигательных способностей, непрерывному образованию, здоровому образу жизни.

Планируемые результаты: личностные результаты:

- овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающих и подготовительных упражнений оздоровительной и тренировочной направленности, обеспечивающих функциональную готовность организма к выполнению спринтерского бега, с учетом индивидуальных физических свойств учащихся;

- воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, обеспечивающих психологическую готовность организма к овладению спринтерского бега, с учетом индивидуальных личностных свойств учащихся;

- воспитание культуры движений посредством легкоатлетических упражнений;

- овладение умением выполнить легкоатлетическое упражнение – спринтерский бег.

Метапредметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о прикладном значении спринтерского бега как средстве физической культуры и возможности их применения в повседневной жизнедеятельности;

- приобретение умений в выборе инвентаря и одежды для занятий, умений организовывать места занятий и осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения легкоатлетических упражнений, обеспечивая безопасность в рамках различных условий их выполнения;

- формирование первоначальных представлений о способах наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок и использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий;

- овладение умениями находить адекватные способы взаимодействия во время учебной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты: 

- формирование первоначальных представлений о оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении легкоатлетических упражнений и их влиянии на развитие человека;

- овладение легкоатлетическими упражнениями – разновидностями техники бега и необходимыми знаниями об основах техники для их успешного выполнения.

Здоровьесберегающие технологии: внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на уроке, профилактика плоскостопия. Занятия на свежем воздухе способствуют закаливанию и укреплению организма. Измерение функционального состояния организма в начале и в конце урока.

Тип урока: обучающий.

Метод проведения: фронтальный, групповой;

Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.

Материально- техническое обеспечение: беговая дорожка, свисток, секундомер.

План урока:

Подготовительная часть урока - 15 минут.

Основная часть урока - 20 минут.

Заключительная часть урока – 5 минут.

Этап образовательного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Здоровьесберегающие технологии

1

2

3

4

Подготовительная часть – 15 минут




Построение, приветствие, сообщение задач урока и краткий инструктаж по технике безопасности. Измерение пульса в начале урока.

Ходьба на носках, пятках, внутренней стороне стопы, внешней, ходьба в приседе;

Семенящий бег

Бег с высоким подниманием бедра

Бег с захлестом голени

Подскоки

Обычный бег, ходьба с восстановлением дыхания.

Перестроение в колонны по два и выполняем комплекс ОРУ:

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

Круговое движение головы:

1 – 4 круговое вращение головой вправо;

5 – 8 круговое вращение головой влево.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз

1 – подняться на носки,

2 – опуститься на полную стопу,

3-4 – повторить.

  1. И.п. – ноги врозь, руки к плечам.

Круговое вращение руками:

1 - 4 вперёд;

5 - 8 назад.

  1. И.п. – ноги врозь, руки на пояс,

1 – взять руки в замок, правая рука сверху, левая снизу,

2 – И.п.,

3 - взять руки в замок, левая рука сверху, правая снизу,

4 – И.п.

  1. И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны,

1 – повернуть туловище вправо, правую ногу поставаить на ребро,

2 – И.п.,

3 – повернуть туловище влево, левую ногу поставить на ребро,

4 – И.п.

  1. И.п. – основная стойка.

1-3 наклон туловища вперед, руки вперед;

4 – И.п.

  1. И.п. – ноги врозь, руки за головой.

1 – приседание, не отрывая пяток от пола;

2 – И.п.;

3-4 – тоже повторить.

  1. И.п. – основная стойка.

Прыжки:

1 – ноги врозь, хлопок над головой;

2 – И.п.;

3 – ноги врозь, хлопок над головой;

4 – И.п.

Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок

Инструкция по ТБ



Рассказ о упражнениях, которые помогают человеку предотвратить нарушение осанки, плоскостопие, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями.

Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока

Размять все группы мышц для дальнейших упражнений

Упражнения выполнять на максимальной амплитуде

При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером

При выполнении упражнений сохранять дистанцию


Формирование интереса

Установить роль разминки при подготовке к работе.

Умение выполнять физические упражнения для развития мышц

Правильное выполнение задания

Безопасное поведение во время выполнения задания.

Активное участие в диалоге с учителем.

Сознательное выполнение определенных упражнений.

Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп

Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя




Овладение умениями находить адекватные способы взаимодействия во время учебной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Формирование первоначальных представлений о оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении легкоатлетических упражнений и их влиянии на развитие человека.

Воспитание культуры движений посредством легкоатлетических упражнений.


Овладение легкоатлетическими упражнениями – разновидностями техники бега и необходимыми знаниями об основах техники для их успешного выполнения.

Овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающих и подготовительных упражнений оздоровительной и тренировочной направленности, обеспечивающих функциональную готовность организма к выполнению спринтерского бега, с учетом индивидуальных физических свойств учащихся.


Основная часть 20 минут

Ребята, в настоящее время очень большая проблема у школьников это нарушение осанки и плоскостопие. А вы знаете, что такое осанка? Осанка – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденного человека.

А знаете что такое плоскостопие?

Плоскостопие – это уплотнение свода стопы, при котором она становится более плоской, что связано с нарушением её асмортизирующих функций. нарушение осанки и плоскостопие ухудшает состояние организма, нарушает работу внутренних органов, появляется быстрая усталость, больв спине, ногах, головные боли.

А здоровы ли вы? И ка это узнать?

Существует множество различных теста, но мы сегодня на уроке проведем 2 самых простых, но результативных теста для определения данных отклонений.

Для начала мы используем грудо-плечевой тест, который измеряется при помощи линейки. Необходимо встать в привычную позу, и измерить расстояние между буграми плечевых костей спереди и сзади и произвести деление этих данных, если результат К равен 1, то осанка в норме, если 0,9 пограничное состояние, если 0,8 явное нарушение осанки. К=передний размер(см)/задний размер(см).

Тест на определение плоскостопия. Берем чистый лист бумаги, кладем его на пол. Мажем ступни жирным кремом и ставим ногу на бумагу. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе. На бумаге останется четкий отпечаток стопы. Берем карандаш и проводим линию, соединив края подошвенного углубления. Затем перпендикулярно этой линии проводим прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте. Если отпечаток узкой части стопы занимает не более одной трети этой линии - стопа нормальная. В том случае, когда отпечаток, достигает середины линии - у ребенка плоскостопие.

Теоретическая часть. Презентация урока 1.

Обучить технике низкого старта и стартового разгона.

- Показать расстановку колодок и рассказать об основных положениях спринтера на старте.

- Самостоятельная установка спортсменами стартовых колодок при старте на прямой и повороте.

- Выполнение команд «На старт!» и «Внимание!».

- Бег с низкого старта на прямой дистанции самостоятельно и по команде.


Обучение технике бега по дистанции.

- Показ техники бега.

- Многократный бег без ускорения и с ускорением на различных отрезках дистанции от 30 до 60 м.

А пока вы восстанавливаете дыхание я расскажу вам про известных российских спринтеров*

Игра.

Пульсометрия.
























- У вас все получилось, молодцы! Вот теперь мы выяснили, кому следует больше уделять внимание своему здоровью.






Рассказ и показ упражнений.

Обратить внимание учащихся на правильное выполнение заданий. Следит за постановкой рук и ног. Четко и ясно давать команды.





Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление дисциплинированности.

Имитируют и запоминают.

Владеть известными современными приемами двигательных действий и уметь осуществлять их в разных условиях

Развитие чувства ритма

Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью

Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок

Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях

Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения

Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Активное включение в выполнение двигательного действия.

Взаимодействие со сверстниками.

Формирование первоначальных представлений о прикладном значении спринтерского бега как средстве физической культуры и возможности их применения в повседневной жизнедеятельности.


Приобретение умений в выборе инвентаря и одежды для занятий, умений организовывать места занятий и осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения легкоатлетических упражнений, обеспечивая безопасность в рамках различных условий их выполнения.


Воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, обеспечивающих психологическую готовность организма к овладению спринтерского бега, с учетом индивидуальных личностных свойств учащихся

Заключительный-рефлексия - 5мин




1. Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание. Учитель задает вопросы:

- что нового узнали на уроке?

- что понравилось?

- какие другие школьные предметы использовали на уроке? (биология, математика, история)

- оцените свою работу на уроке.

- оцените своё отношение к уроку

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Что такое осанка, плоскостопие?

2. Прыжки на скакалке.

3. Найдите 7 пословиц или поговорок о здоровье.

4. Виды нарушений осанки и плоскостопия.

Восстанавливаем пульс, дыхание.

Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ

Для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье, необходимо знать, как работает организм.

Ставим УЗ на дом


Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Осознать нужность домашнего задания

Определить смысл поставленной на уроке УЗ

Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя

Формирование первоначальных представлений о способах наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок и использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.

* Вале́рий Фили́ппович Борзо́в (род. 20 октября 1949) — выдающийся советский легкоатлет-спринтер, двукратный олимпийский чемпион и призёр Олимпийских игр. В 1968 году в 19 лет Валерий Борзов становится трёхкратным чемпионом Европы среди юниоров. В следующем году он выигрывает взрослый чемпионат СССР, пробежав 100 метров ровно за 10 секунд. В том же 1969 году он выигрывает чемпионат Европы на стометровке и завоевывает серебро в эстафете 4x100 метров. Летом 1970 года Валерий Борзов участвует в легкоатлетическом матче СССР — США и впервые добивается победы над сильнейшими на тот момент спортсменами США. Победа на Олимпиаде в Мюнхене в забеге на 100 метров в целом была неожиданной. А на 200 метровой дистанции спортсмену удалось сделать золотой дубль, обойдя на финише трех американцев. Это была вторая победа на спринтерских дистанциях белокожего легкоатлета на Олимпийских играх после выигрыша Армина Хари в 1960 году (Рим). Именно они прерывали полное доминирование чернокожих спортсменов США и Ямайки.

После победы на Олимпиаде с 1975 по 1977 год Валерий трижды подряд выигрывает звание чемпиона Европы на короткой дистанции 60 метров в закрытых помещениях. На Олимпийских играх 1976 года в Монреале спортсмен вновь выигрывает медали, но на этот раз бронзовые: дважды спортсмен поднимается на пьедестал почета по результатам забегов на 100 метров и эстафеты 4 х 100 метров.

Последним соревнованием для Валерия Борзова стала VII Спартакиада народов СССР, после которой спортсмен завершил карьеру.

Людми́ла Алекса́ндровна Черно́ва (в девичестве — Зе́нина; р. 30 ноября 1955) — заслуженный мастер спорта по легкой атлетике. Она является 13-кратной чемпионкой СССР, победительницей Кубка Европы 1981 года, чемпионкой Олимпийских игр 1980 года в Москве. На этой Олимпиаде она участвовала в эстафете 4х400 метров.
Спортсменка и Министр отмечена рядом наград, в частности, почетными знаками «Отличник профтехобразования России», «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», а также «Заслуженный учитель Кубани».   
Является одной из двух олимпийских чемпионок в легкой атлетике на Кубани. Людмила Александровна Чернова замужем. Ее супруг Сергей тоже спортсмен, он работает тренером по легкой атлетике. Дочь Татьяна – уже титулованная спортсменка, бронзовый призер пекинских Олимпийских игр 2008 года. Кроме того, она – двукратная чемпионка мира среди юниоров и бронзовый призер чемпионата мира 2010 года в легкоатлетическом многоборье. Людмила Александровна Чернова «была необыкновенно хороша на беговой дорожке». Эффектная и неудержимая, она мчалась по стадиону легко, но вместе с тем мощно и с ураганным напором.


Список использованной литературы:


  1. Физкультурно-оздоровительная работа. Методическое пособие, К.: КГУФКСиТ, 2010

  2. Легкая атлетика в школе. Трофимов О.Н. М.:. Физкультура и спорт, 2012

  3. Профессиональный отбор в спорте. Серова Л.К. М.:Человек», 2011

  4. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. – Лёгкая атлетика: критерии отбора.-М.: Терра-спорт, 2000.-240 с.

  5. Филин В.П., Фомин Н.А. – Основы юношеского спорта .-М.: Физкультура и спорт, 2012.-255 с.

  6. Филин В.П. – Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры.-М.: Физкультура и спорт,2007.-128с.

  7. Волков Л.В. – Обучение и воспитание юного спортсмена.- Киев: Здоров,я. 2014.-144с.

  8. Майфат С.П., Малофеева С.Н. –Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте.- Екатеринбург.:, 2013.- 131с.

  9. Попов В.Б.,Суслов Ф.П., Германов Г.Н. – Лёгкая атлетика для юношества .-М.: Просвещение, 2009.-220 с.

  10. Озолин Н.Г., Травин Ю.Г. – Педагогические основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям.- М.: Физкультура и спорт, 2008.- 79 с.

  11. Травин Ю.Г. – Организация и методика занятий лёгкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. – М.: Терра-спорт, 2011

  12. В.В.Мехрикадзе – Тренировка юного спринтера.- М., Физкультура и спорт., 2009

  13. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 2009.

  14. Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.: в сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк, 2008.

  15. Левит К.,Захсе Й.,Янда В. Мануальная медицина: пер. с нем. - М.: Медицина, 2013

  16. Справочник практического врача: В 2-х томах. - М.: Медицина, 2010

  17. Годунов С.Ф. Деформации стопы. Многотомное руководство по ортопедии и травматологии. Под ред. А.М.Волкова. 2004; 2: 702–

  18. Ежов Ю.И., Мельгунов  А.В., Буланов Г.А. и др. Патология  стоп. Учебно-методическое пособие.  Н.Новгород, 2008

  19. Циркунова Н.А. Плантография как метод диагностики плоскостопия. Материалы докладов 3-го пленума межведомственной комиссии по рациональной обуви. М.: ЦИТО. 2005; 45–6.