ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
в работе тренера – преподавателя
МБОУ ДОД СДЮСШОР
по легкой атлетике Маслова А.М.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является приоритетным направлением не только для системы образования, но и государственной политики.
Вопросы о здоровье и здоровом образе жизни в настоящее время включены в федеральный компонент государственного образовательного стандарта и примерные программы общего образования.
Одной из важных составляющих работы по формированию здорового образа жизни является соответствующая воспитательная деятельность с обучающимися, организация социально – значимого досуга, создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом, и здесь очень важна роль системы дополнительного образования детей.
Здоровьесберегающая направленность учебно–воспитательного процесса в СДЮСШОР по легкой атлетике реализуется с учётом биологического возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня их здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Учебно – тренировочный процесс ведут квалифицированные тренера – преподаватели.
Занятия по легкой атлетике организуются на открытом стадионе «Авангард», парке «Мира», а воспитанники тренирующиеся на длинные дистанции бегают кроссы по пересеченной местности.
Комплексный подход к здоровьесбережению включает следующие компоненты:
Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
Проведение спортивно- оздоровительной работы;
Организация психолого- педагогической помощи воспитанникам;
Мониторинг состояния здоровья обучающихся;
Организация работы по формированию ценности, здоровья и здорового образа жизни среди учащихся, тренеров - преподавателей и родителей.
Санитарно-гигиеническое направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение теоретических занятиях на тему «Влияние физических упражнений на здоровье»;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния помещения, для проведения учебно – тренировочного процесса.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
организацию и участие в спортивных мероприятиях - спортивных соревнованиях, месячниках здоровья, спортивных праздниках, тренировки свежем воздухе, походы выходного дня, дальние категорийные сборы с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу и активному отдыху, а также к формированию здорового образа жизни учащихся;
Психолого-педагогическое направление предполагает:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебно- тренировочной работы в учреждениях дополнительного образования;
обеспечение адаптации на разных этапах дополнительного обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
профилактика психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствование здоровье сберегающих технологий обучения;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Диагностическое направление предполагает:
Проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
текущая заболеваемость, в том числе скрытая;
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с тренерами – преподавателями, сотрудниками и учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические беседы, лекции, познавательные игры, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через здоровьесберегающие образовательные технологии)
В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о создании массированной информационно-пропагандистской компании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.
Эффективная просветительно-образовательная деятельность, при адекватной правовой и обширной материально-технической базе учреждений дополнительного образования, будут способствовать увеличению числа учащихся, занимающихся легкой атлетикой, ведущих спортивный образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потребления алкоголя и сигарет, совершении правонарушений, окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Отечества.
МБОУ ДОД СДЮСШОР по легкой атлетике – ведущая школа в Московской области, самостоятельно функционирующее с целью обеспечения комплексности педагогического воздействия на развитие личности ребёнка. Успешно внедряет здоровьесберегающие технологии в учебно - тренировочный процесс.
Большое внимание в процессе обучения уделяется физической подготовке, которая является естественной основой умственного, трудового, нравственного, эстетического развития детей.
Учебные занятия организуются тренерами - преподавателями в соответствии с программами по легкой атлетике.
Ежегодно в начале летних каникул организуются школьные лагеря на базе общеобразовательных школ города, а также в детские оздоровительные лагеря города и выездные лагеря.
Результатом использования данной технологии является:
повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физического потенциала;
рост уровня физического развития и физической подготовленности;
повышение приоритета здорового образа жизни;
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
повышение уровня самостоятельности и активности воспитанников;
Реализация данной технологии направлена на формирование культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Организация оздоровительно-познавательной деятельности должна строиться дифференцированно, с учетом индивидуальных возрастных и половых особенностей детей и быть личностно-ориентированной.
Тренеру - преподавателю важно предусматривать организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие – соревнования, физические упражнения, учебно-тренировочное занятие и прочие – должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.
Использование здоровьесберегающей технологии должно предусматривать проведение систематической (не менее двух в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования занимающихся с целью наблюдения и контроля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать дозировку объемов, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей (родители) личностно-ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника.
Исходя из вышесказанного, создаётся модель формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования с учетом индивидуального подхода к воспитанникам, основной целью которой является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Задачи, решаемые воспитанниками - осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни
Задачи, решаемые членами семьи обучающегося -удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания.
Задачи, решаемые сотрудниками СДЮСШОР по легкой атлетике - сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и здоровьеформирующих технологий и стратегий.
Задачи, решаемые привлечёнными специалистами - формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний среды.
Образовательное учреждение сегодня становится важнейшим звеном социализации подрастающего поколения, взяв за ведущие принципы реализацию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и формирование здорового образа жизни, ориентированные на деятельность, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.