«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в начальных классах в школе вальдорфской ориентации.»
Методическая разработка.
Наряду со всесторонним развитием музыкально – творческих способностей детей на уроках музыки, немаловажная роль отводится здоровьесберега - ющим технологиям.
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить школьникам возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. А так как дети в школе больше занимаются сидя и в связи с этим они малоподвижны в течении 45 минут, появилась необходимость при переключении с одного вида деятельности на другой включать интересные динамические физминутки , дыхательную, пальчиковую гимнастики, а так же гимнастику для глаз.
На уроках музыки здоровьесберегающие технологии использовать можно, нужно, а главное полезно. Ведь проводить различного вида гимнастики, физминутки, а затем и упражнения на снятие мышечного напряжения и релаксации можно используя музыку. Музыка в этом случае будет играть большое и мощное воздействие на слушателей. Главное здесь – подобрать соответствующий репертуар, предлагаемый врачами – музыкотерапевтами.
Неоценима роль музыки в жизни каждого человека. Ведь известно, что при любых ее звуках в организме человека начинает двигаться больше половины из 650 мышц тела! При включении музыки в повседневную жизнь младших дошкольников необходимо соблюдать звуковой режим, подбор фоновой музыки для каждого вида деятельности отдельно. Полезно слушать классические музыкальные произведения различной тематики, динамики, и главное определенное количество времени, чтобы дети не перенасытились ее звуками.
Урок музыки в вальдорфской школе начинается с движения. Дети по рядам, следуя за учителем, берутся за руки и образуют круг под песню «Заплетися плетень» или «Вьюн над водой» . Эти песни очень удобны для построения, так как имеют повторяющиеся интонации, быстро запоминающиеся детьми и как раз на их завершении заканчивается и построение в круг всех детей.
Построившись в круг, дети эмоционально настраиваются на сам урок. Дети и учитель приветствуют друг друга на четырех языках – на русском, английском, немецком и казахском , желают друг другу тем самым хорошего настроения на все время урока.
Музыкальное приветствие.
С добрым утром! С добрым утром!
Солнце в дом к нам войдет
Добрым делом, славным делом
Встретим солнца восход
С добрым утром! С добрым утром!
Мы друг другу говорим
Рады встретиться мы снова
Руки все соединим
С добрым утром! С добрым утром!
Будем вместе мы играть
Песни петь и сказки слушать
И друг другу помогать!
Все слова этого приветствия сопровождаются движениями по тексту, при этом и текст запоминается лучше, и стимулирует детей на веселый и позитивный настрой к уроку, а так же происходит единство музыки, движения и речи, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.
Далее дети поют распевки на каждое время года, так называемые «Песни осеннего, (зимнего, весеннего) круга». Они обязательно носят фольклорный характер. Как подчеркивал К.Орф в своей пятитомной антологии музыки для детей «Шульверк», рядом с детьми должна быть «музыка, неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение … Такая музыка есть у всех народов мира.» И именно такую музыку больше всего любят дети.
Сменяя пение календарных песенок на следующий вид музыкальной деятельности, необходимо сделать паузу. И здесь как раз приходят на помощь здоровьесберегающие технологии. Если далее будет слушание музыки и новая тема, а дети после пения песенок заметно разыгрались, то полезно сделать гимнастику для глаз и затем упражнение на снятие напряжения и расслабление мышечного тонуса.
«Бабочка» (из цикла упражнений для глаз)
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
Зрительная гимнастика укрепляет мышцы глаз, улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз. Упражнения поводятся по словесным указаниям в стихотворной форме или с использованием потешек.
Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Например, детям очень нравится упражнение «Деревянные и тряпочные куклы». Суть его состоит в том, что изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпочным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, в таком положении быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса. Подобных упражнений существует большое количество и тем будут они интереснее, если станут своеобразным мостиком к следующему виду деятельности на уроке.
Пение песен и распевок неразрывно связано с правильным певческим дыханием. Чтобы ученики правильно брали дыхание между фразами, можно использовать упражнения на дыхание. Однако чрезмерное выполнение таких упражнений может привести к неприятным ощущениям – головокружению, потемнению в глазах. Поэтому следует обратить внимание ребят на осторожное выполнение таких упражнений и при выше перечисленных неприятных моментах прекратить его выполнение. Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах.
Прекрасным дополнением в развитии певческого дыхания в вальдорфской педагогике является игра на блок-флейте. На этом простом инструменте играют все учащиеся школы. В корридорах школы можно запросто встретить ребят, стоящих подвое или по- трое игращих на флейтах. Так они помогают друг другу в изучении этого волшебного инструмента.
Дети с удовольствием разучивают новые музыкальные произведения и с нетерпением ждут начала занятий по обучению игре на флейте в первом классе. Перед тем, как начать обучение, ребята знакомятся с духовой группой инструментов, слушают сказки и легенды о происхождении флейты. Учатся правильному звукоизвлечению на блок-флейте. И конечно же правильной подаче воздуха во время исполнения одного-двух звуков на флейте. Здесь нужно отрабатывать отдельно вдох-выдох, силу дыхания и одновременное закрытие пальцами отверстий флейты. Это пожалуй как самый трудный, но и интересный детям момент при обучении детей игре на флейте. Поэтому для различных приемов существует своя подача материала – будь то сказка, интересное или смешное сравнение, или показ учителя ученикам.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в школе вальдорфской ориентации, где на первом месте стоит сам ребенок, его личность, душевные и духовные факторы, является наиважнейшим аспектом в педагогическом образовании и учебном процессе в целом.