СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считаю, что каждый современный учитель должен проводить урок с применением здоровьесберегающих технологий с учетом специфики своего предмета.  Причем реализация этих технологий может быть начата с введения в урок отдельных элементов, направленных на сохранение здоровья учащихся.  С уверенностью заявляю, что порой учитель может больше сделать для профилактики здоровья ребенка, чем врач.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках химии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Из опыта работы Лабко С.Л., учителя химии и биологии высшей квалификационной категории


1. Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях

Понятие «здоровьесберегающая технология» появилось в образовании в последние годы и, не являясь самостоятельной педагогической технологией, выступает в роли качественной характеристики любой из них.

В настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Ещё Я.А.Коменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы иного, кроме искусного распределения времени, предметов и методов. Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям – педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии (an educational technology).

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные особенности технологии от методики – воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая образовательная технология – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

2. Здоровьесберегающее образование

Направлено на цель – создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся.

Опирается на принципы – научности, креативности, личностно-деятельностный, системности.

Достигается через средства – здоровьесберегающее обучение: активизацию физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганду здорового образа жизни.

Приводит к результатам – меньше становится пропусков по болезни; ребята меньше устают; у них возникает потребность в здоровом образе жизни.

Зависит от ресурсов – кадровых (в т.ч. личного примера педагога в здоровом образе жизни); технологических (использование специальных педагогических технологий); материально-технических, информационных.

В последнее время больше внимания стало уделяться укреплению физического здоровья, чему, конечно, содействуют дополнительные уроки физкультуры, установка ионизирующих аппаратов в классах и т.п. Не менее важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранялось психическое здоровье школьников? Для того, чтобы грамотно ответить на этот вопрос, нужно разработать концепцию, технологии и диагностические процедуры оценки качества урока с точки зрения здоровьесберегающей направленности.

3. Здоровьесберегающее обучение

Направлено на цель – обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на принципы – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через средства – учет особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к результатам – предотвращает усталость и утомляемость, усиливает мотивацию к учебной деятельности.

Зависит от ресурсов – личный пример педагога; использования специальных педагогических технологий, эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

4. Здоровье учащихся

Самым показательным конечным результатом любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся, при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия. Физическое здоровье учащихся зависит от учителя-предметника, хотя и в меньшей степени, чем от семьи, от состояния физической подготовки в школе, работы классного руководителя, секций и спортивных клубов. Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно-двигательного аппарата, снизить зрение. Что может сделать каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?

Во-первых, рационально организую урок, что предполагает на 20-й и 35-й минутах урока физкультминутки, эмоциональные разрядки, смену видов преподавания и видов деятельности учащихся. Минутками отдыха могут стать игровые разминки. Они и позволяют снять утомление, повысить двигательную активность, дать эмоциональную разрядку. Но если это делает только один или два учителя, результата не будет. Нужна система работы учителей всей школы.

Во-вторых, главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем. Атмосфера дружелюбия, уважения – то, что сохраняет наше здоровье и здоровье наших детей. Наше плохое настроение, которое выливается в раздражение, окрики, равнодушие – то, что разрушает психику ребенка и даёт пример безнравственного поведения. Психологический комфорт, атмосфера дружелюбия, душевности, уважения – всё это формирует учитель. Для того, чтобы сохранить психическое здоровье детей, использую на уроке принципы педагогики сотрудничества: полноценное межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении учеников и учителя от взаимных подозрений, недоброжелательства, неискренности, страха.

В-третьих, не ленитесь и не упускайте возможности связать тему вашего урока с проблемами сохранения здоровья: физического, психического, социального. Не проходите мимо и не жалейте времени, если вам приходится отвлечься на уроке для обсуждения ситуации, связанной с неправильным отношением к своему здоровью ребят – согнул спину, курил на перемене, торопился и упал, не завтракал дома и т.д. Конечно, здесь необходимо чувство такта, чтобы никого не обидеть и не выставить на посмешище, но умалчивать примеры неправильного поведения по отношению к своему здоровью ребят, свидетелями которого вы стали, это давать повод им сделать вывод, что поступать так можно, это пример безнравственного поведения.

В-четвёртых, учитель должен быть сам здоров. Больной учитель не научит детей заботиться о своём здоровье. Как мы о нём заботимся, это дело сугубо индивидуальное, но поглощение лекарств – это не пример заботы о здоровье. Если вы больны и плохо себя чувствуете, то вы не сможете полноценно работать, а если больной учитель "героически" даёт уроки, то он учит детей наплевательски относиться к своему здоровью.

Н.К. Смирнов выделил основные гигиенические критерии рациональной организации урока


В образовательном процессе можно выделить несколько моментов, помогающих сохранить здоровье ученика.

Я хочу поделиться своим опытом работы по созданию и подбору заданий для уроков, которые позволяют разнообразить виды деятельности и помогают снять утомление и повысить мотивацию, повысить двигательную активность, дают эмоциональную разрядку.

Например: предлагаю учащимся составить материалы для игры «Четвертый лишний». Учащиеся должны выбрать лишнее и объяснить, почему они так поступили. Так выглядят эти задания:

  • «Вода, железо, стул, медь» – 8 класс,

  • «СаО + Н2О =, Al + O2 =, С + О2 =, Mg + S =» – 9 класс (ОВР),

  • «Н2О, СH4, СаО, СО2» – 10 класс (Хим. связь),

  • «С2H4, СH4, С2H6, С5H12» – 11 класс

Также ребятам 8-9 классов предлагаю составить химические сказки.

Например, при изучении темы «Вода» предлагаю составить сказку о путешествии капельки воды из села Гамалеевка.

Дополнительно можно усложнить задание, предложив учащимся составить доброе путешествие, когда вода в трех состояниях приносит пользу (укрывает посевы от морозов зимой, дает влагу растениям) людям и природе и наоборот (кислотные дожди, щелочные дожди и т.п.)

Слайд 7. Учащиеся, имеющие математический склад ума, с удовольствием составляют различные задачи с экологическим содержанием. Например, задача, составленная ученицей 9 класса по теме «Кислород» свидетельствует о ее глубоких знаниях (задача на слайде)

Текст задачи: «Интенсивность движения автомобильного транспорта по федеральной трассе «Оренбург – Самара» в среднем 1500 автомобилей в сутки. Около 40 % транспорта составляют грузовые автомобили, потребляющие в среднем в 2,5 раза больше топлива, чем легковые автомобили. Протяженность трассы в черте села Гамалеевка составляет 3,5 км. Определите, сколько кислорода и воздуха сгорает за сутки вблизи трассы, если автомобили в среднем сжигают 0,5 л кислорода за 1 км пути».

Слайд 8. Исследовательские задания – это творческие задания, при выполнении которых проводится теоретическое и/или экспериментальное исследование проблемы. При выполнении исследовательских заданий учащиеся создают элементы субъективно новых знаний (новых для себя).

Формы заданий могут быть разными: нестандартные задачи или задания, требующие от учащихся самостоятельного сбора данных. Исследовательские задания удачно вписываются в общую структуру учебного процесса.

Так, например, в 9 и 10 классе в теме «Коррозия металлов» уместно предложить следующее задание: (задание на слайде)

Возьмите три стакана и три железных гвоздя. В первый – пустой стакан – положите гвоздь. Во второй стакан налейте воду и опустите гвоздь. В третий стакан налейте кипяченую воду, опустите гвоздь и плотно накройте. Через сутки посмотрите результат и сделайте вывод.

Ребята с удовольствием выполняют такое домашнее исследование.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения химии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает умениями, такими, как наблюдение, анализ и сопоставление проведенных экспериментов, установление причинно-следственных связей, чтение и анализ статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников исследовательских навыков, трудолюбия, развитию самостоятельности, формированию критического мышления.

Так, например, в 8 классе в теме «Чистые вещества и смеси» учащиеся с большим интересом выполняют практическую работу «Очистка поваренной соли», где учащимся необходимо самим предложить способ очистки соли.

Для экономии времени на уроке разрабатываю инструктивные карточки по выполнению практических работ.

Особый интерес у учащихся вызывают практические работы экспериментального характера. Например, в 10 классе это экспериментальные задачи по теме «Вещества и их свойства» Задание 1. Экспериментально докажите, что выданное вам вещество – серная кислота, хлорид железа III, фосфат натрия, сульфат цинка и др. Задание 2. Экспериментально определите, какой из металлов – цинк или медь – находится в электрохимическом ряду напряжений до водорода. Например, в 11 классе в теме «Решение экспериментальных задач» предлагаются такие задания: Задание 1. Выданы пробирки с: а) этиловым спиртом; б) раствором глицерина; в) раствором уксусной кислоты; г) раствором ацетата натрия. Определите химическим способом каждое из указанным веществ. Задание 2. Докажите опытным путем, что в спелых фруктах содержится глюкоза.

При работе с одаренными учащимися целесообразно пред­ложить задания повышенной сложности. Эта система включает в себя:

  • задания на группировку объектов;

  • задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочек;

  • задания на узнавание веществ, явлений по данным при­знакам;

  • задания проверочного характера на развитие памяти, уме­ние представлять таблицу Менделеева;

  • задания на составление, сравнение изученных объектов;

  • задания на прогнозирование химических ситуаций.

Задание на группировку объектов (задания на слайде)

Например, можно предложить такое задание: «Коля и Вова решили укомплектовать свою домашнюю лабораторию оксидами, основаниями, кислотами и солями. Они попросили Стаса купить реактивы и выслать по почте. Стас прислал две посылки с веществами:

А) BaCI2 , CuO, CaSO4 , HNO3 , Вa(OH)2

Б) ZnCI2 , H2SO3 , Fe(OH)2 , KBr, P2O5

Однако Стас забыл подписать класс веществ. Помогите им». Учащиеся называют классы неорганических веществ и дают им определения. Данное задание позволяет выявить уровень знаний учащихся по классификации неорганических веществ.

Задание на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочек (задания на слайде)

Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений.

  1. Она способна разъедать ткани.

  2. Получили оксид серы VI.

  3. Образовалась серная кислота.

  4. Растворили его в воде

  5. Сожгли серу и окислили продукт.

Также позволяет осуществить индивидуальный подход в обу­чении применение карточек с заданиями, отличающимися по степени сложности.

Задания для учащихся

Задание на узнавание вещества по данным при­знакам (задания на слайде)

Например, такое задание: «Это жидкость. В состав молекулы входит водород. Способна взаимодействовать с металлами. Изменяет цвет индикатора метилоранжа на красный цвет. Дает белый осадок с хлоридом бария».

Задание на сопоставление, сравнение изученных объектов

Например, такие задания: Какой элемент, натрий или калий активнее взаимодействует с водой? И почему? Какая из кислот более сильная: фосфорная или серная? Почему?

«Даны химические элементы аргон, хлор, неон, фтор. Распределите элементы в порядке возрастания атомного радиуса»

Слайд 14. Задание на прогнозирование химических ситуаций (задания на слайде)

Например, можно предложить такое задание: «Подумайте, к каким последствиям приведёт хранение щелочных металлов в школьной химической лаборатории без слоя масла? Почему?»

Учитель проводит опыт «Кораблекрушение», просит учащихся к следующему занятию найти ответ на вопрос: «Что получится при взаимодействии металлического натрия с водой?».

Описание опыта «Кораблекрушение»:

Из бумажного фильтра изготовить кораблик и опустить его в воду. Кусочек металлического натрия, заранее приготовленный, опускаем на борт кораблика (не в воду!!!). И наблюдаем на расстоянии, возможен ожог.

Объяснения опыта. Когда фильтровальная бумага пропитается водой, металлический натрий начнёт вступать в реакцию с водой, кораблик сначала будет плавать, затем вспыхнет (так как идёт выделение энергии при взаимодействии натрия с водой), а потом потонет с кровавым следом (так как в результате реакции образуется щёлочь, а фенолфталеин в щелочной реакции становится малиновым).

Задание на развитие интереса к предмету

Из приведенного ниже перечня выпишите отдельно названия веществ и отдельно названия тел, соблюдая порядок, в котором они написаны: ручка, сода, стакан, олово, карандаш, тарелка, кремний, очки, ртуть, пенал, алюминий, яблоко, теллур.

Составив слово из первых букв веществ, вы узнаете, кто является автором строк «Здоровье – это не все, но все без здоровья ничто»

Ответ:

Сода, Олово, Кремний, Ртуть, Алюминий, Теллур – СОКРАТ


Считаю, что каждый современный учитель должен проводить урок с применением здоровьесберегающих технологий с учетом специфики своего предмета. Причем реализация этих технологий может быть начата с введения в урок отдельных элементов, направленных на сохранение здоровья учащихся. С уверенностью заявляю, что порой учитель может больше сделать для профилактики здоровья ребенка, чем врач.

Февраль 2017 год




Лабко Сергей Леонидович, учитель химии, биологии и ОБЖ

МБОУ «Гамалеевская СОШ № 2» Сорочинского городского округа

Оренбургской области



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!