об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках учителем музыки Балдиной Еленой Владимировной.
Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Сегодня перед школой стоит важная проблема – создание условий для сохранения здоровья учащихся, разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательный процесс.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для того чтобы работа на уроке шла педагогически правильно и то же время полезно для здоровья, я стараюсь соблюдать следующие условия:
– Помещение перед началом урока хорошо проветривается. Во время пения учащиеся глубоко дышат полной грудью, поэтому воздух должен быть чистый, и тогда в это время действительно будут развиваться лёгкие, и не будет отравления запыленным воздухом.
– Ввиду того, что пение представляет собою полезную естественную гимнастику, необходимо извлечь из него наибольшую пользу для детей.
– Все ученики на уроке музыки находятся в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, осанкой во время пения, выполнения творческих заданий.
На уроке применяются и чередуются различные виды учебной деятельности: опрос, отгадывание загадок, кроссвордов, чтение, слушание, исполнение, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока способствует концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.
1. Урок музыки всегда начинается с приветствия класса. Учитель и ученики исполняют песенки - распевки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.
2. Дыхательные упражнения способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний.
3. Речевые упражнения повышают показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
4. Артикуляционная гимнастика тренирует артикуляционный аппарат.
5. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
6. Двигательные упражнения, ритмопластика направлены чувства ритма, музыкального слуха и вкуса, умения правильно и красиво двигаться, укрепления различных групп мышц и осанки, умения чувствовать и передавать характер музыки.
7. Пение. По мнению врачей, вокализация является лучшей формой оздоровления органов дыхания, развития артикуляционного аппарата, формирования правильной осанки.
8. Восприятие музыки. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из жизни. Доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.
9. Применяемые на уроках музыки средства восстановления умственной работоспособности – это физкультурные минутки, физкультурные паузы.