СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ

  • Опубликовано 3 минуты назад
  • Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последнее время стала объектом внимания медиков, педагогов, родителей, общественности.
  • Так что же такое здоровье? Почему в последние десятилетия оно относится к глобальным мировым проблемам?
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение индивидуального здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». Данное определение здоровья является, скорее всего, эталонной моделью будущего человека, к сожалению, пока далекой от реально существующей.
  • Современный человек все дальше и дальше отходит от природы. Пользуясь достижениями химии, физики, техники, мы перестаем активно двигаться, переходим на синтетическое питание, дышим загрязненным воздухом, пьем отравленную воду. Все это приводит к тому, что мы приобретаем новые болезни, а наше душевное равновесие все чаще бывает нарушено из-за злобы, агрессивности, зависти – как нашей, так и окружающих нас людей. Официальная медицина предлагает огромный арсенал новейших средств и методов лечения заболеваний, однако очень часто, избавившись от одной болезни, человек приобретает несколько других, связанных с побочными эффектами синтетических препаратов.
  • Большее время человек проводит в общеобразовательных учреждениях: детский сад, школа, институт.
  • Исследования показывают, что около 30% детей, поступающих в школу имеют различные отклонения в состоянии здоровья, что за время учёбы в школе у ребёнка ухудшается здоровье, к концу учёбы снижается зрение, нарушается осанка и т.д.
  • Поэтому, одной из основных задач системы образования становится
  • сбережение здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом
  • образе жизни, устранение перегрузок и сохранение здоровья школьников.
  • Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков обучающихся.
  • Здоровье детей – это общая проблема. Решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровье сберегающих технологий. Под здоровье сберегающими технологиями следует понимать все те технологии, исследование которых в школе идёт на пользу здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии может и должен применять на уроках каждый учитель.
  • Исходя из всего вышеизложенного, целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровьесберегающих технологий я вижу:
  • Создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;
  • Формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.
  • Средствами педагогического воздействия служат:
  • Воспитательная работа (формирование культуры здоровья);
  • Учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);
  • Контроль и самоконтроль (ведение дневников здоровья).
  • Отправными направлениями деятельности здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) являются:
  • Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  • Сотрудничество с родителями учащихся;
  • Формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья;
  • Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом;
  • Рациональная организация учебного процесса.
  • Ожидаемые результаты от работы:
  • Формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  • Внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей.
  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья: игровая, исследовательская, проектная, ИКТ, личностно ориентированная.
  • Критерии здоровьесберегающего урока:
  • Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа);
  • Число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы (норма — 4-7 за урок):
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма — 7-10 минут);
  • виды деятельности:
  • словесный,
  • наглядный,
  • аудиовизуальный,
  • самостоятельная работа (норма — не менее трех);
  • наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они из «потребителей знаний» превращаются в субъектов действия по их получению и созиданию.
  • Сейчас я работаю с учащимися пятых классов. Дети в этом возрасте очень любознательны, творческие, быстро воспринимают и транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение и делают это с удовольствием.
  • Поэтому на уроках литературы при изучении крупных произведений я использую различные формы работы для развития творческой деятельности учащихся, но наиболее оптимальной считаю работу в творческих группах учащихся.
  • Здоровье сберегающие технологии, по мнению В.Д. Сонькина, — это:
  • Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований и т.д.);
  • Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
  • Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
  • Урок должен быть правильно организован, от уровня его рациональности зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность и предупреждать преждевременное утомление.
  • При построении урока надо стараться создать обстановку для самовыражения ученика. Каждый может высказать своё мнение без боязни ошибиться.
  • От постоянного сидячего положения тела происходит напряжение мышц, это вызывает утомление учащегося, поэтому надо стараться чередовать работу сидя – стоя. Так во время урока можно ходить по классу, это позволяет детям следить за учителем, поворачивать голову, туловище.
  • На уроке должно быть 4-6 смен видов деятельности. Нужно уделять несколько минут на уроке оздоровительным моментам.
  • Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплению здоровья учащихся. В этом очень помогают физминутки, они снимают умственное утомление. Например, можно показывать детям задания с ответами. Если ответ правильный, они показывают радость, удовольствие, поднимая руки. Если же ответ в задании неверен, дети, слегка приседая, покачивают головой.
  • Для укрепления глазных мышц можно попросить ребят, например, написать свои имя и фамилию, оценку, которую они хотели бы получить за урок.
  • Чтобы научить детей заботиться о здоровье, надо использовать задачи, которые связаны с правильным питанием, хорошим зрением, здоровым образом жизни.
  • С первых минут урока нужно стараться создать обстановку доброжелательности. Здесь важна мимика, жесты, интонация. Атмосфера доверия – раскрепощают ученика. Возможность выразить свою точку зрения, тактично исправлять допущенные ошибки, чтобы ученики не боялись идти на урок, чтобы им было комфортно на уроке.
  • На уроках литературы в 5 классе я стараюсь создавать проблемные ситуации, задаю провокационные вопросы. Чем ближе к жизни ситуация, тем активнее учащиеся. В начале учебного года даю учащимся список тем презентаций. Каждый выбирает тему и готовит ее, после представления презентации обязательно обсуждение.
  • Динамические паузы рекомендуются для всех детей как профилактика утомления. Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, дидактические подвижные игры, точечный самомассаж (особенно в периоды эпидемии гриппа)
  • Психологический климат на уроке.
  • Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей). Эмоциональные разрядки на уроке: шутки, улыбка, юмор, афоризмы.
  • Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы является необходимым в условиях современной действительности, учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся и умеет подобрать для них наиболее оптимальные методы, формы и приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников постоянно повышался. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на здоровье учащихся, микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс. Как показали проведенные нами исследования, дети реже болеют и с удовольствием посещают уроки.
  • Если научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться на то, что будущее поколение будет более здоровым, развитым не только личностно, духовно, но и физически. Есть такая поговорка: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
  • Литература:
  • Здоровье сберегающие технологии. В.Н.Ковалько.
  • Здоровье сберегающие образовательные технологии обучающихся
  • В школьной среде. Н.К.Смирнов.
  • Как сохранить и укрепить здоровье детей. Н.Ю.Синягина.
  • Здоровье сберегающие образовательные технологии. О.А.Соколова.
  • Сборник заданий по математике на тему здоровья. Т.М.Алимов.