СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии, рекомендованные на федеральном уровне и применяемые преподавателем в своей педагогической деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рациональная организация урока с точки зрения сохранения здоровья обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии, рекомендованные на федеральном уровне и применяемые преподавателем в своей педагогической деятельности»

Здоровьесберегающие технологии, рекомендованные на федеральном уровне и применяемые преподавателем

в своей педагогической деятельности

 

 

Рациональная организация урока с точки зрения сохранения здоровья обучающихся 

 

 

1. Соблюдение гигиенических условий в классе (кабинете): чистоты, температуры и свежести воздуха, рациональности освещения класса и доски,  отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.  

  

2. Число видов учебной деятельности, используемых преподавателем. К их числу относятся: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению студентов, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем   необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.



3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.



4. Число использованных преподавателем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.



5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.



6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и  др.  



7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.  

8. Умение преподавателя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.



9. Позы обучающихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.       Психофизический комфорт студентов на уроке - это также условие предупреждения их утомления.



10. Физкультминутки и физкультпаузы  являются обязательной составной частью урока. Содержание и продолжительность в соответствии с возрастом и видом деятельности обучающихся (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого). Эмоциональный климат во время выполнения упражнений.

11. Включение  в содержательную часть отдельных уроков  вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д.

 

12. Повышение мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.   (постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей)

13. Благоприятный психологический климат на уроке: заряд позитивных эмоций, полученных студентами и самим преподавателем. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.



14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между преподавателем и студентами: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. Умение преподавателя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всей группы - отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «неврозов».



15. Преобладающее выражение лица преподавателя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости - угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.



16. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного студентами непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели - в диапазоне от 60% до 80%.

17. Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений студентов в процессе учебной работы. Норма -  не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.



18. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

• неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

• отсутствие времени на вопросы обучающихся;

• необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

  Кроме того, недопустима задержка студентов в кабинете после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: студенты имели возможность задать вопросы, преподаватель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со студентами.



Автор технологии: Н.К. Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.