СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии:цели, задачи, принципы, виды

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии:цели, задачи, принципы, виды. Материалы можно рассматривать на заседании методического объединения

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии:цели, задачи, принципы, виды»

Здоровьесберегающие технологии

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

- Здоровье физическое

- Здоровье психическое

- Здоровье социальное

- Здоровье нравственное

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.

По статистике: к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, (часто болеющих детей, имеющих хронические заболевания, периодически находящиеся в стадии обострения, есть патологии в развитии внутренних органов или частичная потеря их функцональности: могут отставать от своих сверстников в физическом и умственном развитии), а в возрасте 15-17 лет – 22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком - инвалидом.

Здоровье ребенка, его социально - психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста:

-стрессовая педагогическая тактика;

-несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

-несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

-недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

-провалы в существующей системе физического воспитания;

-интенсификация учебного процесса;

-функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

-частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

-отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.


 Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 

Цели и задачи здоровьесберегающих технологий:

- обеспечить высокий реальный уровень здоровья детей;

- сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека;

- создать условия для сохранения здоровья детей;

- сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- поддержать здоровьесберегающую компетенцию ученика, позволяющую ему самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

 

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от:

-типа образовательного учреждения;

- продолжительности пребывания детей в учебном заведении;

-показателей здоровья детей;

- конкретных условий в учебном заведении;

- программы, по которой работают педагоги;

-профессиональной компетенции педагогов.


Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у учащихся происходит:

- Улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- Улучшение общего эмоционального состояния;

- Повышается работоспособность, уверенность в себе;

- Стимулируются двигательные функции;

- Снижается утомляемость;

- Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- Стимулируется речевая функция

Состояния учащихся, требующие введения данных технологий

Дезаптационные

- отвечает не по существу, не может выделять главное;

- долго переживает неудачи в течение урока;

- с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены;

- при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо;

- долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь;

- требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;

- по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания;

- с трудом усаживается для выполнения домашнего задания;

- заметно не любит урок, томится, оживает только на переменах;

- не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет оправдания;

- почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность;

- после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.

Состояния соматического дискомфорта

Простуда- причина - несоблюдение температурного режима в классах и в школе, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков физкультуры.

 «Першение» в горле, периодического покашливания -сухость воздуха в классах.

Резь в глазах - напряжение зрения на уроках (например, у учащихся, которым прописаны очки, но они их не носят), неправильным выбором парты (места в классе) и с вредной привычкой тереть глаза руками.

Если учитель своевременно обратит внимание на эти проявления у своих воспитанников, особенно тех, кто безответственно относится к своему здоровью, беспечных, с низким уровнем культуры и интеллекта, живущих в неблагополучных семьях и т.п., он поможет им уберечься от развития в последующем многих тяжелых заболеваний.


Гигиенические условия, вызывающие состояние физического дискомфорта

- нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (слишком жарко или слишком прохладно);

- повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время –отопление

- неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода- плохо проветренным помещением;

- нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильной организации вентиляции (школы, класса) в классные помещения затягивается воздух из туалетов, возникают сквозняки, в токе которых длительное время могут находиться некоторые учащиеся(особенно отвечающие у доски) и учитель;

- воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся, вызывающих, при длительном воздействии, снижение порога наступления состояния утомления (например, жужжание ламп дневного света);

- недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);

- физический дискомфорт от неудобного положения тела, длительно фиксируемой позы, что обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной педагогической тактике учителя и дисциплинарных требованиях, когда дети «боятся пошевелиться» (обычно в начальной школе и детских садах);

-длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).

«Школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся

Активно обсуждаемые и изучаемые:

- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;

- несовершенство учебных программ и технологий;

- авторитарный стиль преподавания;

- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;

- недостаток двигательной активности учащихся;

- неправильное питание учащихся;

- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

- недостаточное финансирование школы.

Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:

- недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;

- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, технологий;

- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

- слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;

- неблагополучное состояние здоровья учителей;

- недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.)

Целевые установки учителя ВНЕДРЯЮЩЕГО ЗСТ:

-стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми,

-учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

-показывать им, что жизнь - это прекрасно,

-вызывать у них позитивную самооценку.


Принципы здоровьесберегающей педагогики

1. Принцип ненанесения вреда

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся

4. Принцип непрерывности и преемственности

5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися

6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся

7. Комплексный, междисциплинарный подход

8. Принцип медико-психологической компетентности учителя

9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий

10. Приоритет позитивных воздействий над негативными (запретами, порицаниями)

11. Приоритет активных методов обучения

12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий

13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье

14. Принцип отсроченного результата

15.Принцип контроля за результатами

Критерии эффективности здоровьесберегающего урока

- Активная мыслительная деятельность

- Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других

- Мотивация познавательной деятельности

- Обеспечение рефлексии и самоконтроля

- Наличие самостоятельной работы  

Здоровьесберегающие действия на уроке:

1)оптимальная плотность урока

2)количество видов учебной деятельности: смена, длительность и чередование:

-чтение,

-письмо,

-слушание,

-рассказ,

-рассматривание пособий,

-ответ на вопрос,

-решение примеров.

3)отвлечения от учебной работы 



Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий

методы и формы работы:

-медико - гигиенические технологии (МГТ);

-физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);

-экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

-технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

-здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);



По характеру действия:

-защитно-профилактические;

-компенсаторно-нейтрализующие;

-стимулирующие;

-информационно-обучающие.



Наиболее обобщенной из возможных классификаций:

здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (подгруппы):

-организационно - педагогические технологии (ОПТ)- определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

-психолого – педагогические технологии (ППТ)- связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; относится психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-учебно - воспитательные технологии (УВТ)- включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Каждый урок для школьника – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.

Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, так называемые физкультминутки, когда дети выполняют несложные упражнения. Правда, порой педагоги неохотно идут на это. Не хочется прерывать насыщенный сложным материалом урок, отвлекаться. Но все же такие паузы – необходимый элемент урока

ИТАК, «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.