ФОРМЫ РАБОТЫ ГПД
в рамках реализации здоровьесберегающих
образовательных технологий
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. В настоящее время учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью учеников.
ГПД взяла на себя функции семьи: надзор за детьми, горячее питание, оздоровительные занятия, помощь в учебной работе. «Порядок – душа всего,» - сказал Я.А.Коменский.
Поэтому режим продленного дня предусматривает определенную продолжительность и чередование различных видов деятельности младших школьников: учение (самоподготовка) и спортивные занятия, прогулки и кружки, ИЗО и труд, приём пищи и самообслуживание.
Здоровьесберегающие технологии определяют принципы активности, наглядности, повторения, доступности, помогают сохранению и укреплению здоровья на практике.
Комплексное использование этих принципов позволяют решать задачи оздоровления детей.
Оптимальный двигательный режим позволяет удовлетворить потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне.
Подвижные игры являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной.
В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития.
Во время прогулки я провожу на свежем воздухе: подвижные игры, игры – соревнования, экскурсии, наблюдения за живой и неживой природой. Это развивает память, мышление, воображение, воспитывает чувство коллективизма и взаимопомощи. (канал «Золотая осень»: дети отгадывают загадки, составляют рассказы о животных и птицах, вспоминают пословицы и поговорки).
Это активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру, благотворно воздействует на психику.
Подвижные игры положительно сказываются на предотвращении переутомления и сохранении у детей умственной работоспособности.
Самостоятельная учебная деятельность младших школьников приходится на время, когда происходит спад умственной работоспособности. Поэтому, для активизации мышления в увлекательной форме повторяем пройденный материал.
Использую наглядные пособия: картинки с ребусами, таблицы, кроссворды, карточки с иллюстрированными задачами. Активизирую внимание учащихся по математике: «Задачи в стихах», по русскому языку: «Игра в слова».
Самоподготовка опирается на знания, полученные на уроке. Если учитель не провёл закрепление изученного материала, то дети не могут сделать или испытывают трудности в приготовлении домашнего задания.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения относится: личная и общественная гигиена (чистота тела, одежды, чистота мест занятий), проветривание класса, привитие детям навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле. Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии обучения обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, формируют у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принцип наглядности, принцип повторения, принцип сознательности, принцип доступности, принцип активности – предполагают в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения. Подвижные игры: «Пятнашки – зайцы», «Волки во рву», «Два мороза», эстафеты «Поезд», «Сороконожки», физ.минутки.
Принцип активного обучения, заключается в использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах: сильный – слабый; групповая работа: отгадывают загадки, учат стихи, участвуют в викторинах).
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих. Проводятся беседы: «Белоснежная улыбка»,
«Зачем нужна зарядка?»
«Чистота нашего дома».
В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, соревновательный метод, игровой метод.
2