СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание системы методов работы. Физминутки, упражнения для укрепления зрения, развития слуха, пальчиковая гимнастика, релаксация мимики и другое.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.»

Юдина Е.А.

учитель начальных классов

МБОУ Шиловская сош №3



Здоровьесберегающие технологии в начальной школе


Люди с самого рождения

Жить не могут без движенья



Цель: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Описание системы методов работы.

В современной школе влияние на здоровье школьников оказывают многие факторы. Усилилась роль “внутришкольных факторов”:

  • Интенсификация обучения;

  • Снижение двигательной активности;

  • Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;

  • Нарушение зрения, осанки;

  • Ухудшение нервно – психического здоровья.

Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность.

Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся.


Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

Упражнения по формированию осанки:

1) Ёлочки.

«Ели» -стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.

«Ёлочки» - присесть, руки вперёд.

Следить за спиной, спина прямая.

Есть в лесу три полочки-

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

На ёлках – птичьи голоса,

Внизу на ёлочках – роса.

2) отдых позвоночника:

Растяжение тела(позвоночника):

Потянуться вверх – 8 раз.

Вытянуться вперед – 8 раз.

Наклониться – 8 раз.

Потянуться вверх – 8 раз.

3) потягивание:

Котик.

Лучик котика коснулся,

Котик сладко потянулся.


Укреплению зрения:

1) Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

2)Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3) Игра «Волшебная точка»

Содержание: ученики сидят произвольно. Учитель обраща­ется к детям: «Подвигайте пальчиками ног... поиграйте пальчиками рук... пошевелите ушками... а теперь носиком, глазками... Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.

Наша волшебная точка может выполнять команды.














Задание:

1. Глазками передвигаем точку по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, влево. Где, в ка­ком окошке наша точка?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся с точкой.

3. Управляем точкой молча. (Направление учитель показыва­ет указкой. Ученики соотносят жест учителя с местонахождением точки.)


Укрепления мышц рук ( пальчиковая гимнастика):

1)Семья.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик - папа.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

2)Упражнение для ладоней:

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, пальчикам – дать полноценный отдых.

Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

Массаж области груди, лица, рук, ног:

1) Ручки.

Где ладошки - тут? Тут.

Дети показывают открытые ладошки.

На ладошках – пруд? Пруд.

Хлопают в ладоши. Потом на каждую строчку стихотворения массируют каждый пальчик.

Палец большой – гусь молодой.

Указательный палец – поймал.

Средний палец – пощипал.

Этот пальчик – печь топил.

Этот пальчик – суп варил.

Полетел гусь прямо в рот. Вот.


Релаксационные упражнения для мимики лица:

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.

2. Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.

3. Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хо­чется подремать).

4. Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) -расслабление.

5. Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (лож­ная тревога).

6. Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.

7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - рас­слабиться.

8. Оскалить зубы - расслабить щёки и рот.

9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания:

1)Чудо – нос.

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.


2)Каша кипит.

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.

Упражнений для развития слуха:

1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

2. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

4. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

5. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.

6. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

7. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

8. теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

Психогимнастика:

  1. Упражнения для детей с затруднениями в общении

«Клубочек»

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры и кидает клубок этому игроку. Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку. В конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, сплачиваются, многое узнают друг о друге.

2. Упражнения для детей с нарушением самооценки

«Зеркало»

Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть взрослый или другой ребенок.


3. Ролевая гимнастика

  1. Рассказать известное стихотворение: шепотом, с большой скоростью, как робот, как иностранец.

  2. Походить как: младенец, старик, лев.

  3. Улыбнуться как: кот на солнышке, само солнышко.

  4. Посидеть как: пчела на цветке, наездник на лошади.

  5. Нахмуриться как: осенняя туча, рассерженная мама, разъяренный лев.

  6. Маме улыбнемся.


Термин "психогимнастика" может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.
В широком смысле психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Здоровьесберегающее обучение

Направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах.

Выступление на педагогическом совете

07.11.2014