СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапрыкинская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области














Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников»











Подготовила

учитель нач. классов

Симонова Т.В. 















2016 г



Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше мы говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, родителей.

Моя задача - серьёзное внимание уделять развитию двигательной активности детей, решать эту проблему - проблему здоровья детей, необходимо комплексно. Очень важно формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Детям необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

На своих уроках ежедневно я провожу физкультминутки, музыкальные паузы, минутки отдыха, которые приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Провожу и активные перемены, которые помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость. В системе начального школьного образования большое место занимают проблемы, связанные с противоречием между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний, а также с противоречием между необходимостью усвоения все большего объёма информации и ухудшающимся состоянием здоровья детей. Организация занятий на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей с использованием специального оборудования, инвентаря и создания игровой мотивации позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в начальной школе, положительно влиять на двигательную подготовленность и развитие познавательной сферы младшего школьника. Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества. Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16, 8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения - 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особо актуальным. Дети полагают, что токсикомания не является вредной привычкой при эпизодическом применении токсических веществ, считают единичный прием наркотиков безвредным для организма и не вызывающим впоследствии зависимости, не считают наркоманию опасной для здоровья. Завышенная самооценка здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение является одной из причин роста патологии. Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

  • активного участия в этом процессе самих ребят;

  • создания здоровьесберегающей среды;

  • высокой профессиональной компетентности и

  • грамотности педагогов;

  • планомерной работы с родителями;

  • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. Я провожу оздоровительную гимнастику, пальцевую, для бодрости, прививаю детям элементарные навыки (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки класса; чередую занятия с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (подвижные игры, занятия оздоровительной физкультурой); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, выход на природу, походы, экскурсии); а также в работе с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий с родителями).

Формирование у ребят ответственности, в том числе и за своё здоровье, - воспитательный процесс, который я рассматриваю в качестве одной из важнейших задач в своей работе. Моя задача - научить ребят общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья.

Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Подготовить ребят к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной. Создаю на уроке модели реальных условий жизни - те мостики, которые позволяют ребенку в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом. Это искусство - подготовка ребёнка к реальной жизни - определяет профессионализм учителя, является содержанием "педагогической адаптологии", рассматривающей в определённом аспекте многие проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья ребят.

Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют целое - дорогу к здоровью. Я не должна " навязывать" ученику информацию, ученик должен запросить её у учителя и получить требуемый ответ.

Моя задача - научить ученика спрашивать. Для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых ребёнком вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у ребят и большей удовлетворённостью от урока, как у меня, так и у моих ребят. Все это - косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта технологии.

Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы класса - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Обучение без творческого заряда - неинтересно, является насилием над собой, которое разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учётом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения, навыки. "Цена обучения для здоровья" - критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит мне мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий. Одним из индикаторов оценки может служить степень интереса школьника к учебе, конкретному предмету, часто обличённое желание или нежелание идти в школу. Ученик, для которого школа - тяжелое неприятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья. Я провожу беседы о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указываю на недопустимость появления вредных привычек. Рассказываю ребятам о сущности каждого показателя (боль, настроение, сон, самочувствие, аппетит), о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья моих учеников, я вместе с родителями подвожу итоги работы по здоровьесбережению моих подопечных. Я очень люблю и широко использую в практике проведение нестандартных уроков:

урок - игра, урок - соревнование, урок - КВН, урок- аукцион, урок - конкурс, урок - экскурсия, уроки творчества, урок - путешествие, уроки обобщения и другие уроки.

На этих уроках немаловажное значение отводится задаче здоровьесбережения. Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности, утомляемости. В первом классе уже к началу 4 урока скорость и точность работы значительно снижаются по сравнению с началом первого урока. Падение работоспособности особенно заметно к концу недели. Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей на их работоспособность, должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Я уверена, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Я должна работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте несомненно должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ "Об образовании":

  • это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст.2);

  • это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).

В Законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст.28) подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. В Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы сказано, что сохранение здоровья учащихся является одним из основных направлений и принципов организации воспитания во всех образовательных учреждениях.

В Концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел "Образование и здоровье", где изложены основные направления деятельности образовательных учреждений в этой области, в том числе и формирование здорового образа жизни обучающихся.


Литература.

  1. Канаева И.Ю. Растить ученика здоровым. "Начальная школа" №6 2001 г.

  2. Колесов Д.В. Здоровье через образование. "Биология в школе" № 2 2000 г.

  3. Похова А.И. Укреплять здоровье. "Начальная школа" №6 1990 г.

  4. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991 год.

  5. Ишухина Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников. Шуя, 2000.

  6. Шклярова О.А., Козупица Г.С. Культура здоровья в содержании общего образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!