СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ДАННОЙ РАЗРАБОТКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.


Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, воспитателей, специалистов комплекс форм и методов здоровьесбережения может помочь сохранить ребенку здоровье.

Комплекс здоровьесбережения состоит из нескольких видов деятельности:

  • систематизация структуры здоровья, особенностей физического развития здорового организма и перенесшего заболевания;

  • применение средств, методов и форм физического воспитания для детей с ослабленным здоровьем;

  • повышение компетентности педагогов дошкольного образования в области профилактики и коррекции нарушений здоровья детей;

  • применение методов исследования физического развития, физической подготовленности и функциональных особенностей детей с ослабленным здоровьем;

  • применение комплексов физических упражнений для детей с различными заболеваниями.

В последние годы выросло число ослабленных, часто и длительно болеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сердечнососудистыми и ЛОР-заболеваниями. Анализ заболеваемости воспитанников детского сада показал достаточно высокий уровень распространенности простудных и респираторных заболеваний, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронических заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Таким образом, перед педагогами нашего детского сада встала необходимость активизации методической работы по направлению здоровьесбережения и здоровьеформирования.


Основная цель работы:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья.


В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • разработать эффективную комплексную систему формирования здоровья детей дошкольного возраста;

  • обосновать и внедрить в деятельность дошкольного учреждения эффективные формы оздоровления дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий и методик;

  • снизить уровень заболеваемости, укрепить здоровье детей, формировать мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Для успешного решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия. Это, прежде всего здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:

  • физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами;

  • спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия и досуги на открытом воздухе;

  • в группах созданы физкультурные уголки с необходимым набором спортивных атрибутов;

  • физиотерапевтическое оборудование – гидромассажная ванна, бассейн, сауна, галокамера, система «горный воздух», ингаляторы и т.д.

Триаду здоровья составляют гигиенические факторы, закаливание и физические упражнения. Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в нашем дошкольном учреждении строится в следующих направлениях:

  1. Создание экологически благоприятных условий для физического развития и снижения заболеваемости:

  • соблюдение санитарных и гигиенических требований (подбор мебели в соответствии с ростом детей);

  • сквозное проветривание (3 – 5 раз в день в отсутствии детей);

  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

  • специальный выбор цветовой гаммы интерьеров ДОУ и групповых помещений.

  1. Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов дошкольного учреждения.


  1. Комплексная диагностика и иссле­дование состояния здоровья детей специалистами:

  • Осмотр детей узкими специалистами детской поликлиники;

  • Регулярный осмотр детей медицинским персоналом детского сада;

  • Обследование учителем-логопедом детского сада и поликлиники;

  • Обследование психо-эмоционального состояния детей педагогом-психологом детского сада;

  • Выявление нарушений двигательной активности, координа­ции движений в беседах с родителями и непосредственно на заня­тиях в детском саду;

  • Диагностирование общей физической подготовленности детей в на­чале и конце учебного года.

  1. Рацио­нальная организация двигательной деятельности детей:

  • физкультурные занятия;

  • утренняя, бодрящая, корригирующая гимнастика;

  • физкультминут­ки, динамические паузы и динамические часы;

  • подвижные, спортивные игры и упражнения на прогулке;

  • оздоровительный бег, ходьба;

  • прогулки-походы;

  • активный отдых (физкультурные досуги и праздники);

  • самостоятельная двигатель­ная деятельность;

  • индиви­дуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).

  1. Система эффективного закаливания с учетом индивидуальных особенностей детей и условий в детском саду. При этом используется комплекс процедур:

  • ежедневные оздоровительные прогулки;

  • прием и утренняя гимнастика на свежем воздухе;

  • ходьба босиком (босохождение) по ребристым дорожкам до и после сна, на занятиях по физической культуре;

  • процедура «Топтание в тазу»;

  • воздушные ванны в облегченной одежде;

  • игровой массаж;

  • дыхательная гимнастика;

  • обширное умывание;

  • игры с водой;

  • полоскание рта водой комнатной температуры.

  1. Ле­чебно-профилактическая работа. В его рамках проводятся сле­дующие мероприятия:

  • Постоянный контроль осанки;

  • Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

  • Контроль за физическими нагрузками для переболевших детей и для часто и длительно болеющих детей (ЧБД);

  • сбалансированное питание;

  • вакцинация против гриппа;

  • употребление соков и фруктов (второй завтрак);

  • прием поливитаминов;

  • аэрофитотерапия.

  1. Комплекс психоги­гиенических мероприятий:

  • психодиагностика;

  • элементы релаксации;

  • элементы звукотерапии (музыкальное сопровождение режим­ных

моментов, музыкальное оформление фона занятий, музыкально-театральная деятельность, хоровое пение);

  • индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

  • обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

8. Профилактическая и коррекционная работа:

  • реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий и гибкий режимы, расчет физических нагрузок);

  • профилактическая работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;

  • профилактическая работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;

  • индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

  • коррекция психоэмоциональной сферы;

  • индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводи­мая инструктором по физической культуре и воспитателями групп.

9. Консультативно-информационная работа с родителями:

  • оказание консультативной помощи всем участникам образо­вательного;

  • анкетирование;

  • родительские собрания;

  • дни открытых дверей;

  • открытые просмотры оздоровительных мероприятий в режиме дня;

  • активное участие родителей в физкультурно-оздоровитель­ной работе ДОУ по мероприятиям годового плана (участие в совместных праздниках и развлечениях, обмен опытом семейного воспитания);

  • оформление папок, консультаций, информационных стендов, буклетов.

Вся работа по физическому воспитанию детей и применению здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медиками ДОУ заполняем листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Вместе разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии. Получаем дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в нашем дошкольном строится с учетом требований на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой.

Кроме этого, исходя из условий нашего дошкольного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей, мы смогли включить в систему физкультурно-оздоровительных следующие здоровьесберегающие технологии.

  • Пальчиковая гимнастика – Пальчиковая гимнастика является действенным способом по­вышения сопротивляемости детского организма простудным за­болеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени.

  • Дыхательная гимнастика – Проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Для этого необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Упражнения этого комплекса могут выполняться ежедневно, упражнения подойдут для физминуток, динамических пауз, а так же как элемент расслабления – перед сном.

  • Гимнастика для глаз – Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения. В своей работе используем игры и упражнения разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Их рекомендуется проводить в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

  • Бодрящая гимнастика после сна – Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения может быть различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера и т.д.). Мы широко используем босохождение по массажным дорожкам – оно проводится в сочетании с контрастными воздушными ваннами ежедневно, до и после дневного сна. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, кольца с шипами и др. Воспитанники занимаются в одних трусиках, босиком).

  • Корригирующая гимнастика – форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. В своей работе широко использую комплексы самооздоровления В.Т. Кудрявцева – провожу их, как часть физкультурного занятия, развлечения, во время проведения утренней, бодрящей и корригирующей гимнастики, а также во время проведения индивидуальной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии.

  • Психогимнастика по методике М. Чистяковой – Используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в коллективе детей. Её элементы включаю в физкультурные занятия и развлечения. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (зависти, страха, радости). Это помогает обучать детей регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства.

  • Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и целей, для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

  • Оздоровительные игры А. С. Галанова – Эти игры и упражнения, направлены на развитие ребенка и преодоление последствий его заболеваний (игры на формирование правильной осанки, преодоление плоскостопия, снижение веса, преодоление болезней носа и горла, задержки психического развития и т.д.). Проводятся во всех формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех возрастов.

  • Игровой массаж А. Уманской – Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически ак­тивных точек. Является доступ­ным для детей всех возрастов.

  • Обширное умывание – Как вид закаливания реко­мендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий во время умывания.

  • Звукотерапия – Эффективный оздоровительный метод. В качестве лекарства выступает собственная внутренняя звуковая система человека (слуховой и голосовой аппарат). Игры со звуками помогают справиться с любыми отрицательными эмоциями. Элементами звукотерапии являются звуки природы, музыкотерапия, словотерапия, вокалотерапия. Звукотерапию мы можем применять во время взаимодействия с детьми, например, при проведении утренней гимнастики или гимнастики пробуждения.

  • Цветотерапия – Цвет оказывает огромное влияние на человека, не зависимо от того, обращаем мы на него внимание или нет. Поэтому уделяем особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ и групповых помещений. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Желтый цвет – цвет здоровья, дает жизненную энергию, улучшает настроение, положительно влияет на учебу и приобретение навыков. Зеленый цвет – дает уверенность в себе, успокаивает нервную систему.

Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:

1. Картотеки оздоровительных игр;

2.Картотека пальчиковых игр.

Хочется верить, что каждая из этих технологий в итоге поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, а применение в работе детского сада здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.