СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации показано какие элементы здоровьесберегающих технологий можно использовать на уроках вместо традиционных физкульминуток.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в современной школе»

Элементы здоровьесберегающих технологий в современной школе ГОКУ СКШ № 1 Учитель ПТО «Швейное дело» Алания М.П .

Элементы здоровьесберегающих

технологий

в современной школе

ГОКУ СКШ № 1

Учитель ПТО «Швейное дело»

Алания М.П .

Немного статистики Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Что происходит в наших школах сегодня?

Немного статистики

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Что происходит в наших школах сегодня?"... Из миллиона относительно здоровых детей приходящих в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тыс.) врачи фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Половина имеет отклонения, 40% - хроническую патологию. Патология органов зрения у школьников - до 33%, ведущее место занимает близорукость. За время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушением опорно-двигательного аппарата - в 1,5 - 2 раза, с нервными заболеваниями - в 2 раза..." Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма, что является основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы должны способствовать здоровьесбережению Главные причины, вызывающие утомление учащихся: негативные особенности традиционной системы школьного обучения; профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей - перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса; - переполненность классов учащимися; - несоблюдение санитарно – гигиенических условий в классах и школе.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма, что является основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы должны способствовать здоровьесбережению

Главные причины, вызывающие утомление учащихся:

  • негативные особенности традиционной системы школьного обучения;
  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей

- перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;

- переполненность классов учащимися;

- несоблюдение санитарно – гигиенических условий в классах и школе.

О развитии утомления у школьников свидетельствуют: - ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; - появление чувства усталости; - шум в классе.  Учитель может заметить: - нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка; - изменение почерка; - вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса; жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе . У школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстро из-за неблагоприятных гигиенических условий в классе – даже при умеренной учебной нагрузке. К таким относятся: - нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура в классе (слишком жарко или холодно); - повышенная сухость воздуха, особенно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях; - воздействие посторонних шумов (лампы дневного освещения); - недостаток освещения.

О развитии утомления у школьников свидетельствуют:

- ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

- появление чувства усталости;

- шум в классе.

Учитель может заметить:

- нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;

- изменение почерка;

- вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;

  • жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе .

У школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстро из-за неблагоприятных гигиенических условий в классе – даже при умеренной учебной нагрузке.

К таким относятся:

- нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура в классе (слишком жарко или холодно);

- повышенная сухость воздуха, особенно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях;

- воздействие посторонних шумов (лампы дневного освещения);

- недостаток освещения.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка. Они предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, умение заботиться о себе. Какие элементы могут быть использованы?   Элементы здоровьесберегающей технологии:  академика В.Ф.Базарного. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка. Они предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, умение заботиться о себе.

Какие элементы могут быть использованы?

Элементы здоровьесберегающей технологии:

академика В.Ф.Базарного.

Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия.

Пальминг (автор У.Бейтс) является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используется на занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку. Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений по методике Стрельниковой . В основу системы работы над дыханием взяты целительные методики Стрельниковой А.Н. Суть методики заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма   Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Пальминг (автор У.Бейтс)

является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используется на занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку.

Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений по методике Стрельниковой . В основу системы работы над дыханием взяты целительные методики Стрельниковой А.Н. Суть методики заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма

Фонетическая ритмика

это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Су Джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эта работа проводится в течение 1 минуты.

Аурикулотерапия.

Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.

.

Кинезеологические упражнения , направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.  «Кулак, ребро, ладонь».  Кладем руки перед собой на стол. Начинаем работу с одной руки: сначала сжимаем ее в кулак, затем ставим на ребро, после – кладем ладонью на стол. Вторая рука при этом находится в состоянии покоя. Повторяем 20-30 сек. Продолжаем упражнение другой рукой в том же порядке.

Кинезеологические упражнения , направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.

«Кулак, ребро, ладонь».

Кладем руки перед собой на стол. Начинаем работу с одной руки: сначала сжимаем ее в кулак, затем ставим на ребро, после – кладем ладонью на стол. Вторая рука при этом находится в состоянии покоя.

Повторяем 20-30 сек.

Продолжаем упражнение другой рукой в том же порядке.

Ароматерапия – метод профилактики, лечения, реабилитации, основанный на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел. Дети – чувственные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла положительна. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения . Она помогает восстановить контроль над мыслями, получить долгожданный отдых, нормализовать работу сердечно-сосудистой системы, способствует укреплению нервной системы, является хорошей профилактической мерой для предупреждения головных болей.

Ароматерапия – метод профилактики, лечения, реабилитации, основанный на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел.

Дети – чувственные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла положительна.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения .

Она помогает восстановить контроль над мыслями, получить долгожданный отдых, нормализовать работу сердечно-сосудистой системы, способствует укреплению нервной системы, является хорошей профилактической мерой для предупреждения головных болей.

Психотерапевтические техники

Техники, способствующие снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, нейтрализации внутренней скованности, нормализации эмоционального состояния

Упражнение “Интегративное дыхание”

Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены спереди. Руки – вверх, немного назад (вдох). Потянуться. Затем резко опустить руки вниз, достать носки ног (выдох). Упражнение рекомендуется проделать 4–5 раз в течение 5–7 минут.

Упражнение “Кулак”

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая вдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатие кулака, сделайте выдох. Повторяйте упражнение 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение надо выполнять двумя руками одновременно.

Упражнение “Радуга”

“ Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вдыхая, вы взбираетесь по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки”. Упражнение повторяется 3 раза.

Затем упражнение повторяется с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до 7.

Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что: · у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение; · активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; · нормализуется речевое дыхание; · улучшается ритмико-интонационная сторона речи; · повышается речевая активность детей; · повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей; · улучшаются соматические показатели здоровья школьников.

Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что:

· у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;

· активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

· нормализуется речевое дыхание;

· улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

· повышается речевая активность детей;

· повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей;

· улучшаются соматические показатели здоровья школьников.

Будьте здоровы! Спасибо за внимание.

Будьте здоровы!

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!