Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (педсовет 2003 – 2004 уч.г.).
Воспитатель: Шепелина Н.Ю.
2003 – 2004 уч.г.
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе.
Цель: рациональная организация внеурочного времени – снятие усталости, утомления, создание положительного настроя на учебную деятельность.
Способ достижения цели: создание условий, при которых удовлетворяются возрастные потребности и желания ребёнка. Внеурочная деятельность для возвращения организма к природно заданному режиму функционирования, подбор педагогических действий для обучения в игровой деятельности.
В настоящее время, пожалуй, любому грамотному человеку известно, как сохранить здоровье. Борьба с фактором риска, предупреждение перенапряжения нервной системы необременительны, реально доступны и высокоэффективны каждому. В них важную роль играют физкультура, правильное питание, рационально и разумно построенный режим дня, режим труда и отдыха, закаливания.
Как же сохранить здоровье детей? Оздоровительная физкультура помогает бороться с переутомлением, стрессами, инфекциями, вредными привычками. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23 – 30 тысяч шагов, наблюдения свидетельствуют, что это многие делают только наполовину.
Занятия физкультурой, подвижные игры крайне необходимы детям. Они не только тренируют сердце и сосуды, дают им запас прочности на долгие годы, но и развивают мышцы – «периферическое сердце», которое при необходимости приходит на помощь организму. Без определённой «дозы» движений мускульной работы невозможно нормальное функционирование органов и систем организма. Физкультура это не только физические упражнения, подвижные игры, гимнастика, это ещё и общественная и личная гигиена, гигиена труда и быта, правильный режим дня и отдыха. В воспитательный план группы входят следующие мероприятия по гигиеническому обучению и воспитанию.
Утро в группе начинается с зарядки, которая помогает обрести заряд бодрости на целый день и быстрее восстановить работоспособность. Упражнения для зарядки подбираются разнообразные. Дети с удовольствием делают те упражнения, которые им нравятся.
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки.
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровье, вот секрет
Всем друзьям физкультпривет.
Хомка, хомка – хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Шла коза по лесу, по лесу.
Нашла коза принцессу, принцессу.
«Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем».
Зарядка укрепляет здоровье, потому что даёт человеку ту нагрузку, без которой не может функционировать ни одна система организма. В группе проводятся закаливающие процедуры. Самой доступной и безопасной формой закаливания являются – воздушные (20 – 30 минут, проветривание спален перед сном и после сна), прогулки до занятий и после. Проводятся также следующие процедуры – мытьё ног, шеи, полоскание горла.
Школьные занятия сочетают в себе большие нагрузки (психические, статические, динамические) на отдельные органы и системы и на весь организм в целом и поэтому требует проведения во время самоподготовки физкульминуток для снятия локального утомления и физкультминутки общего воздействия. Чтобы снять усталость во время самоподготовки проводят физкультурные паузы. В эти паузы входят упражнения для формирования осанки, профилактики близорукости. Физкультминутки дают детям возможность размяться, переменить позу, переключить внимание.
Вот некоторые из них (для расслабления рук, ног, корпуса по контрасту с напряжением).
«Олени»: А сегодня мы – олени,
Ветер рвётся нам навстречу.
Ветер стих – расправил плечи,
Руки снова на колени.
И теперь немного лени…
Руки не напряжены и расслаблены.
Знают девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики.
Упражнение для расслабления мышц шеи:
«Любопытная Варвара»:
Любопытная Варвара,
смотрит влево,
смотрит вправо.
А потом опять вперёд, тут немного отдохнёт.
Шея не напряжена и расслаблена.
Упражнения для расслабления речевого аппарата – губ, челюстей и языка:
«Лягушка»: Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну и перестану, но нисколько не устану.
Губы не напряжены и расслаблены.
Даже такой кратковременный активный отдых играет большую роль, повышает работоспособность.
В группе проводятся часы общения и беседы по гигиене.
«Зачем Алёшке зубная щётка?»
«Гигиена зрения»
«Алкоголь и развивающийся организм»
«Табак завоёвывает мир»
«Последствия принятия наркотиков»
«Что такое режим дня»
«Профилактика детского травматизма и несчастных случаев в быту»
Для развития мышления, воображения, зрительной памяти в группе проводятся КТД: лепка, аппликация, конструирование моделей, вышивка, вязание, что помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, а также помогает взаимовыручке и сплочению коллектива.
Таким образом, мероприятия, проводимые в группе являются здоровьесберегающими.