СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесбережение в хореографии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о том, как на занятиях хореографией сохранить и развивать здорьей детей. Приводятся упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение в хореографии»

Здоровьесбережение в хореографии.

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Нарастающая напряжённость ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов. Резервные мощности организма и всей физиологии  необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое, при физических и психических нагрузках, а также для повышения иммунитета. Только в здоровом человеке все эти составляющие развиты гармонично, что позволяет ему постоянно самосовершенствоваться.

Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в период детства и юношества. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост, формируются основные черты характера, необходимые навыки, опорно-двигательный аппарат. Поэтому очень важно воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который бы способствовал формированию осознанной потребности в здоровье как залога будущего благополучия и успешности.

С красотой и успехом всегда ассоциируется человек с правильной осанкой. Она в дальнейшем может воспитать «духовную осанку» (чувство собственного достоинства), которая является «хордой» развития личности. На состояние осанки влияет состояние позвоночника и поддерживающего его мышечного корсета. Известно, что каждому позвонку соответствует один или пара органов, здоровье которых находится в прямой зависимости от состояния позвоночного столба. При правильной осанке происходит полное кровоснабжение внутренних органов, сердце полностью насыщается кислородом и меньше изнашивается с возрастом. Организм  находится в тонусе и активно выполняет возложенные на него задачи. Чем сильнее мышцы, тем проще им удерживать позвоночник в правильном анатомическом положении.

Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Потребность в движении у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Это очень важно – как ребенок будет двигаться по жизни, на столько и будет здоров. Именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать двигательный опыт и возможность выразить себя в активном современном мире. Мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским.

Танцевальные упражнения исторически считаются эффективным средством выражения своего внутреннего мира, своих переживаний. Необходимо отметить, что танец  исторически считается эффективным средством оздоровления организма. Философами Древней Греции Гиппократом, Платоном и многими другими была приведена веская аргументация значения танца и его влияния на организм человека.  

Римский писатель Ювенал, английский философ Джон Локк, французский просветитель Жан Жак Руссо и многие другие говорили  иносказательно о стремлении к гармоничному развитию: только в здоровом теле возможен здоровый дух.

Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры, медицины, свидетельствует, что занятия танцем действительно оказывают серьёзнейшее воздействие на формирование опорно-двигательного аппарата (Васильева Л. Ф, Ваганова А.Я, Котельникова Е. Г, Звёздочкин В.А, Фомин А.С и другие).

Мы все хотим быть здоровыми, красивыми и счастливыми. В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Согласно этому, хореографическое искусство - это одно из средств, которое  эффективно воздействует на эмоционально-психическое и физическое развитие детей, даёт возможность раскрыть  различные сферы личности ребенка.

Ситуация состояния здоровья детей, сложившаяся в Российской Федерации в настоящее время, крайне не проста. Дошкольники имеют функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, реальный уровень нарушения осанки, психосоматические заболевания. Поэтому основная и ведущая роль моей  деятельности в процессе обучения  отводится здоровьесберегающим, игровым  технологиям. В основе выявления проблем в состоянии здоровья ребёнка заложен метод наблюдения. При обследовании детей учитывались нестойкие, слабо выраженные нарушения, поддающиеся исправлению.

На начало прошлого учебного года (2014г.-2015г.) были выявлены нарушения у 40% детей со стороны опорно-двигательного аппарата. У 37,5% обнаружено плоскостопие, у 15% стёртая деформация ног. 30%детей испытывали состояние тревожности и дискомфорта.

Полученные результаты исследования позволили мне разработать  комплекс занятий, который включает в себя партерный экзерсис, направленный на формирование опорно-двигательного аппарата у дошкольников и игровые технологии, ориентированные на создание успеха.

Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку, совершенствовать координацию движений. Упражнения выполняются в игровой форме, в положении, разгружающем позвоночник (см. в ПРИЛОЖЕНИИ №1).

Игровые технологии помогают найти выход из конфликтов, учат разнообразию эмоций, несут в себе терапевтическую значимость (см. в ПРИЛОЖЕНИИ №2).

Мои занятия представляют собой небольшой танцевальный спектакль, объединённый одной темой. Это может быть и путешествие в сказочный лес, и бал у принцессы, и морское царство – государство и т. д.

После реализации комплекса занятий нарушение осанки уменьшилось  с 40% до 25%. Проблемы сводов стопы понизились с 37,5% до 22,5%, искривление ног сократилось с 15% до 10%, тревожность снизилась с 30% до 20%.

ВЫВОД: Благодаря упорной работе над комплексом упражнений, направленных на воспитание правильной осанки и укрепление мышц туловища, у воспитанников наблюдаются изменения с положительной динамикой.

Выпрямляется шейная кривизна, лопатки опускаются, выпрямляется грудная и поясничная кривизна позвоночного столба, ноги выпрямляются и поворачиваются в тазобедренных суставах наружу, пятки становятся вместе, носки врозь под  некоторым углом.

Игровые технологии позволяют разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Дети стали спокойнее, уменьшилась эмоциональная напряжённость.

При использовании правильной техники дыхания у обучающихся увеличивается выносливость, движения приобретают динамическую окраску и естественную пластичность.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Комплекс занятий для формирования опорно-двигательного аппарата.

При седлообразной спине – лордозе необходимы упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, растягивание мышц – сгибателей и укрепление мышц – разгибателей тазобедренных суставов, растягивание задних связок нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника (растягивание мышц и связок спины, особенно поясничного отдела). Все упражнения проводятся в игровом характере.

Упражнение «Складочка»

Исходное положение: лечь на пол, вытянуть ноги вперед, корпус прямой, руки опущены вниз.

Исполнение: на счет раз-два быстро наклонить корпус вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам, выпрямив позвоночник. На счет три-четыре зафиксировать такое положение. Медленно поднять корпус, прийти в  исходное положение. 

Упражнение «Стульчик»

Исходное положение: из положения лежа на спине подняться в положение сидя с ровной спиной и вытянутыми руками.

Упражнение «Кораблик»

Исходное положение: лечь на живот, руками беремся за ноги и поднимаем спину и ноги. В таком положении раскачиваемся

При сутулости – кифозе можно уменьшить грудной прогиб позвоночника, при помощи упражнений на укрепление глубоких мышц спины, растягивание и укрепление передних связок грудного отдела позвоночника, укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, укрепление мышц, увеличивающих наклон тела вперед.

Упражнение «Лодочка»

Исходное положение: лечь на живот, руки направлены вперёд, поднимаем одновременно прямые руки и  ноги над полом.

Упражнение «Колечко»

Исходное положение: лечь на живот, руки поставили у груди ладошками вниз, сделали прогиб назад, локти при этом вытянуты. И носочками достали до головы.

При асимметрии лопаток – незначительном сколиозе - применяются упражнения для устранения бокового смещения оси позвоночника, нормализации положения головы, лопаток. При выполнении упражнений нужно следить за сохранением срединного положения головы, позвоночника, за симметрией шейно-надплечных линий.

При асимметрии лопаток следует укреплять мышцы спины и особенно мышцы, прилегающие к лопаткам. Полезны упражнение, способствующие укреплению силы мышц живота, особенно косых. Во всех случаях после асимметричных упражнений направленных на исправление недостатков осанки, следует выполнять симметричные упражнения для закрепления правильной позы тела (осанки) и запоминания ее.

Упражнение «Берёзка»

Исходное положение: лечь на пол, поднять ноги   наверх вместе с тазом, опираясь на лопатки. Руки при этом придерживают бёдра. Носки направлены точно в потолок. Зафиксировать движение.

Упражнение «Ванька-Встанька»

Исходное положение: сесть на пол, вытянутые ноги развести циркулем в стороны, руки поднять и раскрыть горизонтально на уровне надплечий.

Исполнение: наклон корпуса вправо, левая рука тянется к колену правой ноги, а правая ладошкой упирается в пол, повторяем влево. Наклон вперёд, достать локтями пол и выпрямиться.

Упражнение «Самолётик»

Исходное положение: лежим на животе, ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком, они выпрямляются и раскрываются по сторонам, при этом плечевой пояс тоже отрывается от пола, натянутые ноги поднимаются на 25 градусов и выше.

При асимметрии лопаток необходимо запомнить мышечные ощущения правильного положения корпуса и особенно у лопаток и надплечий.

При иксообразных ногах, при О-образных ногах упражнения направлены на растягивание связок в тазобедренном суставе. Упражнения выполняются с чуть расслабленными коленями.

Упражнение «Циркуль».

Исходное положение: лечь на спину, ноги вытянуть, руки положить вдоль тела.

Исполнение: на счет раз-два легко раскрыть ноги в стороны, пальцы вытянуть, колени держать чуть присогнутыми, на три-четыре, возвращая ноги в исходное положение, сосредоточить сопротивление на стопе и голени. Вернуться в исходное положение.

Упражнение «Бабочка»

И.п: сесть на коврик «по-турецки». Колени при этом очень часто поднимаются-опускаются.

Упражнение «Лягушка»

И.п: лечь на живот, колени разведены в стороны. Бёдра, по возможности, прижаты к полу.

Упражнение «Хвост русалки»

И.п: лечь на живот, ноги в 1 позиции, руки в упоре около плеч.

При плоскостопии следует укреплять рессорную функцию мышечно-связочного аппарата стоп, для чего используются упражнения на полупальцах и пятках поочередно и на наружных краях стоп, а также вращения стопами лежа на полу. Кроме того, могут быть использованы упражнения, связанные с сокращением и вытягиванием стоп, а также прыжки на скакалке, хождение босиком по полу.

Упражнение

И.п: сесть на коврик, ноги вытянуть, носочки вытягиваем к полу и обратно на себя. Попеременное сгибание подъёма то одной ногой, то другой. Вращение стопой – вправо, влево. Стопы раздвигаются из шестой позиции в первую и обратно.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Игровые технологии

Игровой массаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения массажа, дети получают радость и хорошее настроение. Это такие упражнения, которые  способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.

Пальчиковая гимнастика - мощное  средство повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Они помогут освоить правильное дыхание и дадут нагрузку на многие группы мышц и восстановят дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.

 

Игровой массаж «Хорошая дорожка»

Задачи: развивать чувство доверия к партнёру по совместной деятельности, формировать сознательное стремление к здоровью,

Исходное положение: дети стоят парами (один за другим). Сзади стоящий ребёнок выполняет действия, описанные ниже. Впереди стоящий ребёнок находится в пассивной позе, руки на поясе.

1.Хорошая дорожка (4 раза).

Ребёнок поглаживает впередистоящего по плечам.

2. Вот что-то стало хуже (4 раза).

Трясёт за плечи впередистоящего.

 

3.По мостику (4 раза).

 

Ребёнок, стоящий впереди, вытягивает руки в          сторону. Стоящий за ним ребёнок ребром ладони ударяет его по вытянутым рукам.

4. Под мостиком (4 раза).

Те же самые движения исполняются с тыльной стороны рук впередистоящего.

5. По кочкам (4 раза).

Раскачивание партнёра за плечи из стороны в сторону.

6. По норочкам (4 раза).

Положить правую руку между лопаток, левую руку на живот впередистоящего партнёра сделать 4 наклона вперёд.

7. По ямам (4 раза).

Раскачивание партнёра с большой амплитудой.

8. И ух, в канаву!

Расслабленное тело партнёра отпустить на пол.

 Массаж «Суп»

Исходное положение: дети стоят парами (один за другим). Сзади стоящий ребёнок выполняет действия, описанные ниже. Впереди стоящий ребёнок находится в пассивной позе, руки на поясе.

1.Чики-чики-чики-ща.

Похлопывают ладонями по спине.

2.Вот капуста для борща. Покрошу картошки.

Похлопывают ребром ладони.

3. Свёколки, морковки, полголовки лучку, да зубок чесночку.

Поколачивают кулачками.

4. Чики-чики-чики-чок!

Поглаживают ладонями.

5. И готов борщок!

Показывают большой палец вверх.

 

Пальчиковая гимнастика

Задачи: тренировать выносливость нервной системы.

«Цветок»

1.Вырос высокий цветок на поляне.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.

2.Утром весенним раскрыл лепестки.

Развести пальчики

3. Всем лепесткам красоту и питанье.

Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.

4.Дружно дают под землёй корешки.

Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

 

«Пальчики»

1.Этот пальчик хочет спать.

Сгибаем большой пальчик.

2. Этот пальчик-прыг в кровать.

Сгибаем указательный.

3. Этот пальчик прикорнул.

Сгибаем средний.

4. Этот пальчик уж уснул.

Сгибаем безымянный.

5. Встали пальчики, ура, в детский сад идти пора.

Вытянули все пальцы.

 Для тренировки пальчиков можно начать с мизинца, а можно и двумя руками одновременно.

Комплекс дыхательных упражнений

Задачи: способствовать оздоровлению организма. 

«Хомячок».

Дети надувают щёки, задержав дыхание. Идут по кругу, ноги  в полуприседи – «колесом». Останавливаются – легко хлопают себя по щекам, выпускают воздух изо рта и проходят ещё немного, дыша носом. Дети повторяют всё в другую сторону. Можно повторять несколько раз.

« Надуй шарик».

Ребёнок стоит или сидит: «надуй шарик»-широко разводит руки в стороны и глубоко вздыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ффф», «шарик лопнул» - хлопок в ладоши; «из шарика выходит воздух» - малыш произносит «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.

«Курочка».

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги. Опущенные руки разводит широко в стороны, как крылья – вдох; наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

«Упражнение на дыхание»

Носом вдох, а выдох -  ртом

Дышим глубже, а потом

Марш на месте не спеша,

Коль погода хороша.

«Насос»

1.Это очень просто, покачай насос ты

Дети стоят в исходной позиции

2.Налево-направо, руками скользя

Наклон вправо, правая рука скользит вниз, наклон влево, левая рука скользит вниз, повторили 2 раза

3.Назад и вперёд наклониться нельзя

Наклоны продолжаются

4.Вжик-вжик! Вжик-вжик

Наклоны