СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье-сберегающие технологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье-сберегающие технологии»

Как сохранить и укрепить здоровье детей

Возрастающие нагрузки обучающихся в современной школе делают за­дачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных. Лишь 5-10% детей приходят в шко­лу с диагнозом «здоров|». Снижение памяти, усталость и не­возможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей име­ет повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность, вследствие экологического и социаль­ного неблагополучия условий жизни.

Как же в современных условиях воспитателю построить занятия с применением здоровьесберегающих технологий?

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто воспитатель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба их здоровью.

Очень большое влияние на функциональное состояние организма ребенка оказывает структура занятий. По мнению многих исследователей, структура занятия должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности ребенка. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать воспитаннику войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда воспитатель первую, наиболее продуктивную часть занятия тратит на повтор: лучше эту часть занятия посвятить изучению нового материала, а повтор перенести на вторую, менее продуктивную.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Показателем рациональной организации воспитательного процесса являются:

- Объем нагрузки – количество занятий и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение разминок;

- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению воспитателя используют различные методы и приёмы: практический метод, игровой, соревновательный, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Внимательный педагог всегда заметит внешние признаки усталости ребенка:

- частую смену позы,

- потягивание,

- встряхивание руками,

- зевота,

-закрывание глаз,

- подпирание головы,

- остановившийся взгляд,

- ненужное перекладывание предметов,

- разговор с соседом,

- увеличение количества ошибок в ответах,

- не восприятие вопроса,

- задержка с ответом,

- частые поглядывания на часы в ожидании конца занятия.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в центр, но не менее важна и правильная организация его деятельности, а именно:

- строгая дозировка нагрузки;

- построение занятий с учетом работоспособности учащихся;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на занятиях.

Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании занятий нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 -7 смен видов деятельности на занятиях: опрос, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий:

- ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных видов деятельности— 7-10 минут;

- число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. — не менее трех;

- чередование видов преподавания — не позже чем через 10-15 минут;

- наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих детей, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

Это такие методы:

- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

- активные методы ( обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ребенок как исследователь);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

- место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение воспитателя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

- позы детей, чередование поз (наблюдает ли воспитатель реально за посадкой детей; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);

- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут занятий по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения;

Ребенок способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача воспитателя – помочь ему преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет ребятам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а воспитателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


Интернет ресурсы.

http://polevoe-school.ucoz.ru

http://pedsovet.pro


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!